Сценарий урока «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Что вы видите? (сообщающиеся сосуды) (слайд 1)
- Верно! Давайте вспомним, что мы знаем про них:
-что такое сообщающиеся сосуды
-на каком уровне устанавливаются однородные и неоднородные жидкости в сообщающихся сосудах
-как выполнить фонтан используя шланг
Выполните задание1 на карточках, внимательно прочитайте текст,
Задание 1. Автоматическая система поилок
Автоматическая система поилок для коров может работать на основе клапанов и поплавков (смотри рисунок). Главный резервуар (1) собирает воду.
Её объём контролируется при помощи поплавка (2). Из бака выводятся трубки, по которым жидкость попадает в саму систему поения (3). Когда животные пьют жидкость, понижение её уровня в резервуаре меняет положение поплавка. В результате с помощью клапана (4) открывается доступ свежей порции воды из бака водопровода (5). Стоит уровню вернуться к нормальному значению, всплывающий поплавок отключает подкачку.
Вопрос 1:
Выберите все верные утверждения о работе автоматической системы поения коров.
А. Вода из водопровода в автоматической системе поилок для коров непрерывно поступает в поилки.
В. Уровень воды в главном резервуаре всегда немного ниже, чем в поилках.
С. Средняя плотность поплавка, используемого в автоматической системе подачи воды, меньше плотности воды.
Д. Поилки и главный резервуар работают по принципу сообщающихся сосудов.
Ответ: 3, 4
Вопрос 2:
Ваня подумал о модернизации системы. Он решил поднять главный резервуар выше поилок. Что произойдёт с системой, если это сделать? Свой ответ поясните
Ответ: вода будет выливаться из поилок. Так как главный резервуар и поилки являются сообщающими сосудами, а поверхность однородной жидкости в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне, то при поднятии главного резервуара вода будет выливаться из всех поилок
Проверяем по контрольному слайду 3, оцениваем (за правильный ответ – 1 бал)
В
нимание на следующий слайд, что скажите?
Это поилка для птиц, здесь тоже сообщающиеся сосуды, но почему вода на разных уровнях и не вытекает?
На любое тело на Земле действует … (сила тяжести) и ? воздух (атмосфера)
Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? -Может воздух не имеет веса?
Можно ли предположить, что воздух, атмосфера давит на нас, оказывает на нас давление?
Поставьте учебную задачу – определить, оказывает воздух на нас давление или нет. Доказать, что воздух имеет вес, узнать, что такое атмосферное давление.
Назовите тему урока – Вес тела. Атмосферное давление
Посмотрите на предметы (стеклянный шар, насос, весы), что скажите?
Определим массу воздуха в шаре.
Пока подготовка опыта, вспомните и запишите, по какой формуле рассчитывается вес тела.
P=mg (измеряем массу, рассчитываем вес)
Ребята, опытами установлено, что при температуре 0 оС и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объемом 1 м3 = 1,29 кг, т.е. плотность воздуха = 1,29 кг/м3.
Рассчитайем массу и вес воздуха в нашем классе, если длина класса 11 м, ширина 6 м, высота 4 м.
(11*6*4= 264 м3, 264 м3*1,29 кг= 340,56 кг Р = 3405,6Н)
Как называют Воздушную оболочку Земли? Атмосфера
Класс делим на группы
Проведите эксперимент и объясните это явление, где применяется (подсказка, используйте текст на стр 125)
1 группа – Подъем воды вслед за поршнем
2 группа – уравновесьте 2 воздушных шарика, затем один проткните, объясните, что наблюдаете
3. группа – налейте в банку воду, закройте крышкой с дырками и переверните
4. группа – на дне пластиковой бутылки отверстие, зажмите пальцем, налейте в нее воды, закрутите крышку. Осторожно отпустите палец, что наблюдаете?, осторожно откройте крышку, что произошло? Объясните
5 группа –
Механизм вдоха и выдоха. Легкие расположены в грудной клетке. При вдохе объем грудной клетки увеличивается, за счет чего давление в плевральной полости, где находятся легкие, уменьшается (рис. б). При этом давление в них становится меньше атмосферного, и воздух через воздухоносные пути устремля ется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается (рис. в), что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух из лег ких устремляется в окружающую среду.
Выступления от групп
Вопрос 3:
Автоматическая система поилок для птиц работает немного по другому принципу. Стеклянную бутылку (2) наполняют водой и, перевернув, ставят на основания, соединённые трубкой с основным резервуаром (1), из которого пьют птицы. По мере понижения уровня воды в основном резервуаре вода из бутылок выливается и заполняет основной резервуар.
Выберите верное утверждение
А. Гидростатическое давление столба воды в бутылке равно гидростатическому давлению воды в основном резервуаре.
Б. Атмосферное давление не даёт вылиться воде из перевёрнутой бутылки.
С. В пространстве между дном перевёрнутой бутылки и поверхностью воды в ней находится атмосферный воздух.
Д. При понижении атмосферного давления уровень воды в перевёрнутой бутылке повысится.
Ответ: В
Домашнее задание
Параграф 42 прочитать, ответить на вопросы
Выполните упр. 19 №2
Используя любые источники, расскажите о механизме вдоха и выдоха человека