Веселая викторина
« Весне дорогу»
Цель: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, с особенностями жизни птиц весной, обобщить представления детей о весенних изменениях в природе, повторить и закрепить знания пословиц, загадок о птицах и о весне. умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.
Ход викторины
Воспитатель: Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут сады, цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.
Я вам предлагаю начать нашу викторину с веселой весенней разминки. Я начинаю, а вы продолжаете.
- Ярко светит … (солнце)
- На пригорках тает … (снег)
- Бегут шумные весенние … (ручьи)
- Просыпается медведь в …(берлоге)
- Заяц сидит под … (деревом)
- Снег тает и превращается в … (лужи)
- На деревьях распускаются … (почки)
- Все радуются приходу … (весны, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)
Воспитатель: Ребята, будет условие не выкрикивать. У кнды будет отниматься 1 балл, отвечаем по очереди.
1.Что мы знаем о весне?» ( команды за правильный ответ получают 1 балл)
(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)
Вопросы первой команде:
1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)
3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков)
4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)
5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)
Вопросы второй команде:
1.Что происходит со снегом весной? (Он тает)
2.Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)
3.Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились проталинки и подснежники расцвели)
4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)
5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)
2.«Знаешь ли ты птиц?»
Вопросы первой команде:
акая птица прилетает самой первой? (грач)
Самая говорливая, длиннохвостая птица.(сорока)
Днем спит, а ночью летает.(сова)
Птица, которая каждый год прилетает в новый домик.(скворец)
Самая маленькая птичка.(колибри)
Какая птица не летает? (перепелка)
Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
Вопросы второй команде:
Кого называют лесным доктором? (дятла)
Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
Как охотники называют глухарку? (капалуха)
Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)
Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
Кто из птиц летает дальше всех и выше всех? (орёл)
Когда отмечается Международный день птиц?
3. «Загадки о птицах и о весне» ( команды отвечают по очереди, за правильный ответ получают 1 балл)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина ... (орла)
И петь не поет,
И летать не летает...
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
По дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (дятел)
Из-под снега расцветает.
Раньше всех весну встречает.( Подснежник)
Распустились почки,
Травка вырастает,
В это время птички
С юга прилетают. (весна)
4.«Пословицы о весне»
-Продолжите пословицы: ( команды отвечают по очереди, за правильный ответ получают 1 балл)
Весенний лед толст, да прост; осенний — …..тонок, да цепок.
Весна да осень —…… на дню погод восемь.
Весна — зажги снега,……заиграй овражки.
Весна красна цветами, а осень — ……..пирогами.
Весна красна цветами, а осень — ………снопами.
Весна красная, а лето ……..страдное.
Весна не мясна, осень ………не молочна.
Весною час упустишь —……… годом не наверстаешь.
5.Подумай( команды отвечают по очереди, за правильный ответ получают 1 балл)
-Только весной собирают сок, который невозможно получить другим образом. Что это за сок?
Мятный
Абрикосовый
Берёзовый
Липовый
-Какие цветы самыми первыми вырастают из-под снега ранней весной?
Подснежники
Пролески
Мать-и- мачеха
Медуница
-Какие части растений первыми пробуждаются с началом потепления?
Почки
Ветки
Ствол
Корни
- Какие деревья или кустарники весной распускаются первыми?
Верба
Осина
Ясень
Шиповник
-А какое дерево распускается последним?
Берёза
Тополь
Дуб
Клён
-Какие весенние праздники вы знаете? Назовите.
(8 Марта, Масленица, День Космонавтики, Пасха, Праздник Весны и Труда (1 Мая),
День Победы)
6. Назовите десять признаков весны( команды отвечают по очереди, за правильный ответ получают 1 балл)
Первые проталины
Почерневший снег
Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы
Увеличение светового дня
Повышение температуры окружающей среды
Журчание ручьёв
Оживление деятельности зимующих птиц
Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры
Появление первой весенней птицы – трясогузски-ледоломки
Необычно голубой цвет неба
7. «Узнай по объявлению»( команды отвечают по очереди, за правильный ответ получают 1 балл)
Воспитатель:- Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, но у нас есть телеграмма, в которой говорится, что звери в лесу развесили свои объявления, и нам нужно понять чьё оно?
Объявления первой команде:
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)
2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)
Объявления второй команде:
1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)
3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)
8. «Отгадай насекомого» (ответы команд, по очереди.)
1. Насекомые, о которых идет речь, живут группами. Они имеют маленькие размеры, но зато строят для себя огромные дома. Преимущественно они делают это в лесах и лесопарковых зонах. Каждый член их сообщества приносить свою пользу. В их большой семье никто не останется без работы. Скажите, дети, что это за насекомые? (Муравьи).
2. Этих представителей класса насекомых разводит человек. Окраска их тельца яркая и полосатая. Они больно жалят и собирают мед. (Пчелы).
3. Следующий вопрос о красивых насекомых, которые порхают с цветочка на цветочек. Они переносят пыльцу, но некоторые из них могут быть вредителями. Таких насекомых даже коллекционируют. Как называются эти насекомые? (Бабочки).
4. Теперь мы поговорим о насекомых, которые размножаются у водоемов, или в других местах с повышенной влажностью. Особенно большие группы этих насекомых можно встретить в лесу. Поэтому, когда люди ходят в лес, они используют специальные крема для тела, которые уберегают их от укусов. (Комары).
5. Какие насекомые встречаются только летнюю пору, а зимой впадают в спячку? Людям не нравится, когда они залетают в квартиру и постоянно жужжат. (Мухи).
6. Следующий вопрос о насекомых, которые появляются весной, в мае. Их так и называют . (Майские жуки)
Воспитатель: А пока наше жюри подсчитывает очки , мы с Вами вспомним о весне или о птицах, которые они выучили заранее.
Снова к нам пришла весна,
И опять растёт трава,
Солнце светит, жук жужжит,
Звонкий ручеёк бежит.
Птички песни распевают-
Так они весну встречают.
На деревьях пухнут почки,
Распускаются цветочки.
Умывается росой
В лесу заинька косой.
Воспитатель: На этом наша весенняя викторина подошла к концу. А теперь слово дадим жюри.
( жюри подводит итоги).
Воспитатель: Молодцы. Поздравляем