СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Веселый Оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для организации шумового Орекстра в Детском саду

Просмотр содержимого документа
«"Веселый Оркестр"»


Управление образования администрации находкинского городского округа

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Арт-Центр» г. Находка



СОГЛАСОВАНО

протокол педагогического совета

№_____от_____________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО

«Арт-Центр» г.Находка

_____________И.В. Аверьянова

Приказ №__________________

от___________________20______


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Т.В. Лугинина

«____»_____20____г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Весёлый оркестр»

Возраст обучающихся 4-7 лет

Срок реализации программы: 2 года





Автор - составитель:

Новомлинская Виктория Ивановна

педагог дополнительного образования











г. Находка

2019 г


Пояснительная записка


Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребѐнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Данная образовательная программа носит художественную направленность.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чье

«искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на различных инструментах (народных, шумовых). Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Педагогическая целесообразность: доступность шумовых инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Отличительная особенность – воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям народной, классической музыкальной культуры, формировать желание детей играть на различных инструментах и более полного развития у них уже имеющихся музыкальных способностей.

Основная цель данной программы – приобщить детей, начина с раннего возраста, к традиционной и современной народной, классической и инструментальной музыке.

Программа рассчитана на один год обучения, для детей 5-7 лет. Педагогический анализ музыкальных способностей детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.


Цель: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Задачи: способствовать формированию музыкальной культуры; знакомить ребенка с прекрасным миром музыки;

развивать у дошкольников музыкальную эрудицию и культуру;

формировать чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;

развивать восприятие, сопереживание музыкальным произведениям и образам, развивать навыки детей — звуковой сенсорный и интонационный, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомство детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов;

развивать навыки ансамблевого музицирования.


Принципы и подходы к формированию программы Построение образовательного процесса осуществляется с учётом следующих принципов:

1. поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

3. уважения к личности ребенка;

4. реализации дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

5. полноценного проживания ребенком данного этапа детства (дошкольного возраста), обогащение детского развития;

6.построения образовательной деятельности на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7. принцип интеграции, основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться в ходе реализации других образовательных областей.


    1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (возрастные особенности детей 4-7 лет)

Средняя группа (от 4 до 5лет)Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её услышать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии и музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры

Старшая группа ( от 5 до 6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Подготовительная группа (от 6-7 лет)В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.



Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

К концу учебного года воспитанники должны знать:

–основные приемы игры на музыкальных инструментах;

– название изученных движений и элементов;

– основы актерского мастерства;

Должны уметь:

– выражать собственные эмоции через музыку;

– чувствовать образ, настроение и передаваемый характер музыки;

– индивидуально и коллективно работать;

– творчески подходить к занятию;

Ожидаемые результаты

Созданные музыкальные композиции на основе народного, классического, современного (эстрадного) репертуара, а также сюжетные, народно-сценические композиции, выступления и участие в мероприятиях и концертах.

2. Содержательный раздел

2.1. Художественно-эстетическое развитие

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на занятиях.

Вся образовательная деятельность строится в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

Основной формой обучения является занятия в группе в составе 10-15 человек. Занятияпроводится два раза в неделю, продолжительность занятия составляет 25-30 минут.

Общее количество занятий в год – 70 часов.


Учебный план


1-й год обучения

Цель программы: освоение первоначальных навыков исполнительского искусства

Задачи программы: развитие музыкального слуха, двигательных навыков



Название темы

Кол-во часов

теория

практика

Всего (год)

Групповые занятия – шумовой оркестр (работа с репертуаром)

1

0,5

0,5

36

Итого в год




36 часов

Вводное занятие: теория о создании ансамбля, виды оркестра. Знакомство с музыкальными, шумовыми инструментами, способами звукоизвлечения.

Работа над репертуаром:

Коллективная работа под музыку без инструментов, для развития музыкальных способностей (слуха, ритма). Работа с простым ритмическим рисунком для развития координации движения.

Публичная деятельность: культура поведения на сцене, навыки сценического мастерства

Итоговое занятие: участие в концертах, конкурсах

Ожидаемый результат: в течение первого года дети должны стать активными участниками музыкально-образовательного процесса. Освоить основные приемы звукоизвлечения на музыкальных инструментах

Примерный репертуар для 1 года обучения:

1.Р.н.п. «По малину» 2.Р.н.п. «Трень-трень» 3. Р.н.п. «Пчелочка» 4. Р.н.п. «Барыня» 5. Р.н.п. «Кадриль» 6. Р.н.п. «Летка-Енка»



2-ой год обучения

Цель программы: развитие творческих и музыкальных способностей учащихся

Задачи программы: развитие музыкальных способностей ребенка формирование технических навыков

Название темы

Кол-во часов

теория

практика

Всего (год)

Групповые занятия – шумовой оркестр (работа с репертуаром)

2

1

1

72

Итого в год




72 часов



Вводное занятие: Приемы игры на музыкальных инструментах.

Работа над репертуаром:

Работа над ритмом, координацией движений. Работа над эмоциональным исполнением. Развитие навыка слышать себя в оркестре.

Публичная деятельность: культура поведения на сцене, навыки сценического мастерства.

Итоговое занятие: участие в концертах, праздниках, конкурсах.

Ожидаемый результат: в течение второго года учащиеся должны: иметь основные навыки игры на инструментах уметь слышать и исправлять свои ошибки обладать навыком ансамблевой игры

Примерный репертуар для 2 года обучения:

1.Р.н.п. «Кадриль» 2.Чайковский «Марш» 3. Р.н.п. «Пчелочка златая» 4. Р.н.п. «Ой,матаня» 5. Оффнбах «Кан-Кан» 6. Р.н.п. «А я чайничала»


Занятия имеют следующую структуру:

1. Музыкальная грамота.

Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.

2. Ритмические, речеритмические и темповые игры и упражнения.

Цель: развитие и тренировка чувства метроритма.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений.

Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.

4. Творческое музицирование.

Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.

На каждом занятии представлены все элементы структуры. В течении учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.)


2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Содержание программы включает в себя 6 основных блоков, представленных в таблице.

Блок 1 – работа над ритмом и темпом

Блок 2 – развитие гармонического слуха

Блок 3 – развитие тембрового восприятия

Блок 4 – освоение музыкального инструмента и игра на нѐм

Блок 5 – развитие предпосылок к творчеству в музицировании Блок 6 – концертные выступления оркестра, солистов.


Блоки


Базовый компонент

Компонент ДОУ

1. Работа над ритмом

Учить детей слышать и чувствовать метроритмическую пульсацию, основу музыкального произведения.

Слышать и чувствовать равномерное биение «пульс». Знать размеры:

2 3 4

4 4 4

2. Развитие гармонического слуха

Учить детей различать мажорный и минорный лады, слышать аккордовую окраску исполняемых произведений.

Уметь определять по звучанию мажорный и минорный лады и аккорды. Знать в чем отличие мажора и минора

3. Развитие тембрового слуха.

Учить различать тембровую окраску различных музыкальных инструментов. Давать словесную характеристику звучания.

Уметь различать

музыкальные инструменты по их звучанию и внешнему виду.


4.Освоение музыкального инструмента и игра на нѐм.

Учить расположению звуков на инструменте. Познакомить с названием нот и как они располагаются на инструменте.

Знать названия нот и расположение их на музыкальном инструменте, правильно извлекать звук.

5.Развитие предпосылок к творчеству в музицировании

Побуждать к сочинительству на свободную и заданную темы, выбирать инструменты для аранжировки и оркестровки, прослушанной пьесы, песни.

Уметь придумывать мелодию на одно слово или музыкальную фразу, а также пытаться найти звуки, характеризующие животных, явления природы.

6.Концертные выступления оркестра, солистов

Подобрать высокохудожественные произведения, разнообразные по стилю, жанрам, доступные для исполнения детьми, вызывающие интерес у них с учетом исполнительских возможностей. Учить культуре поведения на сцене, психологически готовить к выступлениям

Уметь играть на музыкальных инструментах



Тематический план

месяц

Наименование темы

Содержание занятия

Базовая программа

Компонент ДОУ

сентябрь

Диагностика

Выявление музыкальной способности детей (ритм, звуко - высотность, музыкальная память)

Выявить детей с музыкальными данными для игры в оркестре.

октябрь

Знакомство с музыкальными инструментами оркестра

Запомнить внешний вид инструмента. Учить приѐмами игры на них

Различать инструменты по внешнему виду. Уметь правильно извлекать звук

ноябрь

«Андрей – воробей» и другие р.н. попевки

Чисто интонировать попевку, отмечать ритмическую пульсацию хлопками.

Воспроизводить попевку на музыкальном инструменте

Запомнить мелодию и текст попевки. Уметь ритмично прохлопывать и проигрывать на музыкальном инструменте

декабрь

Знакомство с названием нот, а также расположению их на музыкальном инструменте

Знать расположение нот на музыкальном инструменте. Играть звукоряд «До» в восходящем и нисходящем движениях, а также в разбивку

Знать расположение нот на музыкальном инструменте, уверенно играть ноты в разбивку. Чисто извлекать звуки


Знать расположение нот на музыкальном инструменте. Играть звукоряд «До» в восходящем и нисходящем движениях, а также в разбивку


Знать расположение нот на музыкальном инструменте, уверенно играть ноты в разбивку. Чисто извлекать звуки


январь

Звукоряд «ДО»

Чисто интонировать звукоряд, проигрывать его на музыкальном инструменте в восходящем и нисходящем движении

Уметь уверенно играть ноты звукоряда в разбивку


Звукоряд «ДО»


Чисто интонировать звукоряд, проигрывать его на музыкальном инструменте в восходящем и нисходящем движении


Уметь уверенно играть ноты звукоряда в разбивку


февраль



«Вальс» муз.Делиба

«Полька» муз. И. Штрауса


1. Разучивать по партиям. Отмечать характер музыки. Познакомить с размером ¾. Запоминать ноты данной партии (петь сольфеджио)



Учить заинтересованно слушать пьесу. Отмечать сильную долю в такте, а затем только 2 слабых хлопками и шумовыми инструментами.

Запомнить нотный текст,

март


«Весѐлые гуси» укр. н.п.

«Во саду ли в в огороде» р.н.п.

Учить исполнять выразительно, в темпе


Уметь играть в оркестре, не отставая и не обгоняя. Одновременно заканчивать исполнение песни.


апрель


«Волшебные колокольчики» муз. Моцарта

«Когда мои друзья со мной» муз. В.Шаинского


Учить исполнять ярко, эмоционально, в темпе


Уметь исполнять музыкальные произведения уверенно, с удовольствием.

Уметь красиво держаться на сцене, следить и понимать движение рук дирижѐра.

май



Диагностика


Выявить продвижение детей в развитии музыкального слуха, памяти





3.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое оснащение Программы. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Образовательные программы и технологии

Методические пособия

Учебно-наглядные материалы

- программа по музыкальному воспитанию «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б. Зацепина

- программа по обучению игре на ДМИ «Оркестр в детском саду» Л.Р. Меркулова

- программа по развитию музыкального творчества «Музыкальный оркестр» К. Орфа.

- Музыкальные занятия. Старшая группа /Е. Н. Арсенина

- Нотные сборники тематических песен.

«Этот чудесный ритм» / И. Каплунова, И. Новоскольцева/

- Примерная образовательная программа

дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

- Дидактические игры на развитие музыкального слуха, памяти, внимания.

- Изображения музыкальных инструментов.

- Музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушки, трещотки, металлофоны, колокольчики, ложки, маракасы.

- сд диски с различной музыкой для игр и релаксации

- мультимедийное устройство

- музыкальный центр






Качества, которые дети приобретают в музыкальном оркестре и которые так важны для успешной учебы и активного участия в школьной жизни, послужат надѐжным фундаментом для формирования высоко – нравственного человека. В оркестре, как показывает опыт, находится место практически каждому воспитаннику, что в свою очередь побуждает детей с оптимизмом относится к своим возможностям и способностям, ощущать радость от собственной игры. Занятия детей в оркестре формируют не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывающей дисциплинированность, ответственность за порученное дело.






































Список литературы:



1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. М.: Мозаика-Синтез, 2016.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2016

3. Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).

4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.



Содержание структурных элементов программы

1. На титульном листе указываются: - наименование ведомственной организации; - наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя (директор или председатель методического совета), даты и номера приказа); - название программы; - направленность; - возраст детей, на которых рассчитана программа; - срок реализации программы; - ФИО, должность разработчика программы; - название города, населённого пункта, в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа; - год разработки.

2. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:

- актуальность программы: своевременность, современность, необходимость предлагаемой программы, соответствие потребностям времени;

- отличительные особенности программы: характерные свойства, отличающие программу от подобных программ, отличительные черты, основные идеи, отличающие программу от существующих, которые придают программе своеобразие;

- адресат программы: краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;

- объём и срок освоения программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы (определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы, характеризуется продолжительностью программы — количество дней, месяцев, лет, необходимых для её освоения);

- формы обучения: очная, очно-заочная или заочная, лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы и др.),

- особенности организации образовательного процесса; 24 -режим, периодичность и продолжительность занятий: общее количество часов в год (срок обучения); количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий;

- цель программы;

- задачи программы: развивающие, воспитательные, обучающие;

- планируемые результаты: совокупность личностных, мета-предметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по её завершении с учетом цели и содержания программы;

-условия реализации программы: реальная и доступная совокупность условий реализации программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы, список литературы, рекомендованный детям для усвоения программы);

- механизм оценки реализации программы: описание диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3. Учебный план.

Оформляется в виде таблицы, в которой указываются названия разделов (модулей), тем, количество часов (всего, теория, практика), формы аттестации/контроля.

4. Содержание учебного плана.

Краткое, тезисное описание тем (теоретических и практических видов занятий без указаний количества часов). Нумерация и названия разделов (модулей) и тем занятий должны соответствовать нумерации и названиям тем в учебном плане.

5. Методическое обеспечение программы. Аннотация основных методических разработок к программе (до 5 листов).

6. Список литературы. Прописывается литература, которую использовали при составлении программы (на основе ГОСТа Р 7.0.5-2008). Список литературы составляется по алфавиту фамилий авторов или названия изданий. Рекомендуется указывать не более 5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!