СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вещь в художественном мире Н.В. Гоголя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вещь в художественном мире Н.В. Гоголя.»

Вещь в художественном мире Н.В. Гоголя.


Изображение человека в окружении мира вещей неизбежно превращает предмет в составную часть образа персонажа: образ предмета в сознании читателя сопровождает образ героя или даже становится его образным эквивалентом, метафорической заменой.

Сама проблема вещного мира в произведениях названного писателя представляется исключительно важной и значимой, так как связь между человеком и окружающей его предметной средой является у Гоголя, с одной стороны, чрезвычайно прочной, с другой - подвижной, так как вещи нередко переходят в человека, а человек - в вещи. В свою очередь наличие подобной связи составляет художественную особенность стиля писателя, определяя тем самым его своеобразие и неповторимость.

От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» вещный мир Гоголя проходит очевидную художественную эволюцию: от яркости красок и узорчатости рисунка к тусклости изображения и цветовому однообразию. Национальный колорит, присущий сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», сменяется прозой городской жизни с её гротескно-реалистическими описаниями в «Петербургских повестях», представленные автором вещные реалии все теснее соприкасаются с внутренним миром персонажей, полнее и точнее отражают окружающую действительность. В «Мертвых душах» талант Гоголя раскрывается как талант гротескового бытописателя с его умением показать внутренний мир того или иного героя через окружающие его предметы.

Смысловое содержание каждой гоголевской вещи индивидуально, но все вместе они образуют единую систему предметного мира, так как каждый находится на своем, отведенном именно для него месте, выполняя свою определенную художественную функцию.

Вещный мир интересен Гоголю и сам по себе, как самостоятельно живущий, имеющий свой характер и законы развития (самостоятельный предмет изображения), и как проявление особенностей мира людей. Часто именно те или иные вещи помогают раскрыть суть человеческих взаимоотношений, выявить особенности уклада жизни в целом.

Вещный мир в творчестве Н.В.Гоголя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в обществе.

Хотя внимание читателя в повести «Шинель» приковано прежде всего к образу Акакия Акакиевича, шинель в системе образов повести Н.В.Гоголя занимает центральное место. Шинель не только важнейшее средство создания образа «маленького человека», мелкого чиновника Башмачкина, но и предмет, который играет сюжетообразующую роль. А главное – этот предмет становится символом мира, которым порожден Акакий Акакиевич и который губит его. Также образ шинели получает богатое содержание и становится одним из важнейших средств выражения авторской позиции по отношению к современной Гоголю чиновно-бюрократической российской действительности, подменяющей истинные духовные ценности ценностями мнимыми.

Образ старой шинели создан автором с помощью гиперболы и гротеска: «сукно… истерлось, что сквозило», «подкладка расползлась», «она имела странное устройство: воротник уменьшался с каждым годом более и более». На игре двух значений слова «подтачивание» ( в языке портных – «подшивание, ремонт», а в русском языке глагол «подточить» значит «повредить, размывая или разъедая изнутри» или «ослабить, привести в упадок») построено Гоголем внутреннее противоречие образа: каждая попытка привести шинель в приличный вид, порядок, означает ее большее разрушение. Используя прием олицетворения, Гоголь рисует шинель как живое существо: подобно человеку, у нее «грехи», «благородное имя», которое сослуживцы Акакия Акакиевича отнимают, называя ее «капотом». Убогая, ветхая шинель символизирует бедность, нищету духа жалкого чиновника Башмачкина.

В повести две шинели: старая и новая. Строя образ шинели, Гоголь, опираясь на принцип контраста, использует в описании эпитеты, детали, сравнения ( «худой гардероб», «дело совсем гнилое», «тронешь иглой – а вот уж оно и ползет», «подуй ветер, так и разлетится» – «лучше сукна и не бывает», добротный плотный коленкор «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей»), организует сюжет вокруг предмета (старая шинель – предмет насмешек и издевательств чиновников, новая – причина поздравленй, «большого торжественного праздника», обеда). Все это помогает читателю понять глубину символического содержания образа шинели.

Новая шинель – это не только защита Башмачкина от северного мороза, это знак его принадлежности к чиновно-бюрократической структуре – соответствие его званию титулярного советника. Пребывание в этой социальной среде убивает в чиновнике все высокие чувства и творческое начало. Акакий Акакиевич безнадежно бездарен, неумен, даже переписать, переделав немного бумагу, он не может. Он живет не с людьми, а в своей должности. Служит с любовью, и в переписывании ему видится какой-то свой, разнообразный и приятный мир, у него даже буквы были фавориты. Это мертвый мир. Поэтому жизнь Башмачкина заполняется одной страстью. Страсть к шинели становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку. Ирония автора заключена уже в самой несоизмеримости предмета стремлении и той властной силы, с какой оно выражается. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее…», «он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель…». Решение простой житейской задачи возведено на высокий пьедестал. Несоответствие одного и другого, создавая яркий комический эффект, вызывает у читателя горькие мысли об оскудении и извращении души героя, ее ничтожности и пустоты, приводит к пониманию авторской позиции по отношению к современному Гоголю чиновно-бюрократического миру, в котором внешнее и внутреннее поменялись местами: у одних мундир заменил личность, у других чин заменил человека. Ценность человека определяется по чину, одежде, дому, т.е. по формальным признакам, что становится условным выражением строгой иерархической упорядоченности и обезличенности человеческого бытия.

Недолгое обладание новой шинелью совершенно изменило положение Башмачкина в мире чиновников: «весь день точно самый большой торжественный праздник», Акакий Акакиевич в центре внимания, « в самом счастливом расположении духа».

Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича равносильна потере смысла жизни, утрате самого себя. Он теперь беззащитен перед морозом и умирает от простуды, но в сущности, из-за того, что опять стал ничтожен.

В образе шинели Н.В.Гоголь показал характерную деталь русского чиновника середины XIXвека, а также выразил идею глубокой зависимости поведения, внутреннего мира человека от устройства социальной среды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!