Тема: Весна идёт, весне дорогу!
Цель: формирование у воспитанников представлений об весенних изменениях в природе.
Задачи:
1. Продолжать учить воспитанников узнавать и называть признаки весны в живой и неживой природе;
2. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, аналитико-синтетической деятельности, памяти, коммуникативных навыков; развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Воспитывать у детей чувство любви к природе и стремление сохранить окружающий мир.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с изображением весенних месяцев, кроссворд « Весенние подарки », рисунок « Весна », набор картинок для рисунка « Весна », презентация «Привет, Весна!».
Ход занятия
I. Организационный момент (слайд 1)
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро, быть теплу!» -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Л. Аким
-Вы догадались, к какому времени года мы отправимся в гости?
-После какого времени года приходит весна?
II. Вводная беседа
Сегодня на занятии мы будем говорить о приметах весны, весенней погоде, об изменениях в жизни растений и животных весной. Вы будете выполнять разные интересные задания, составлять весеннюю картину и в конце занятия посмотрим, что у нас получится.
III. Весенние месяцы (слайд 3)
1. - В цепочке букв (на карточках) спрятались слова. Найдите и подчеркните их.
Р З К А В Г У С Т Д Б М А Р Т Ш Е Д
М А П Р Е Л Ь С Т Л М А Й У П
- Какие слова у вас получились?
- Какое слово лишнее? Почему
- Назовите весенние месяцы по порядку.
2. Чтение воспитанниками стихотворений о каждом месяце
МАРТ (слайд 4)
Ручейки бегут быстрее
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц …
АПРЕЛЬ (слайд 5)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришёл …
МАЙ (слайд 6)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край –
Нас теплом встречает …
(Выставление иллюстраций с изображением весенних месяцев на доске)
IV. Развитие мелкой моторики
Солнце ярче засияло Поочередно сильно сжать пальцы
Отступают холода
Значит снова на свиданье на правой, левой руках.
К нам торопиться весна
Птицы радостно запели, Разжать и тихонько положить
С крыш закапала капель, руки на стол
На деревьях почки вскрылись
НА дворе уже апрель.
Вся природа оживилась, Постукивание пальцами о парту.
Зазвенели ручейки, Поглаживание кисти правой,
На проталинах весенних а затем левой руки.
Появляются цветы.
V. Весенние изменения в неживой природе (слайд 7)
Весной становится теплее, повышается температура воздуха.
Дни становятся длиннее (увеличивается световой день).
Снег тает.
Оттаивает почва.
На реках тает лёд. Начинается ледоход. А потом и половодье.
Небо голубое и высокое.
VI. Весенние изменения в жизни растений (слайд 8)
1. – Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев?
На деревьях появляются почки, а потом и первые зеленые листочки.
Начинает пробиваться первая зеленая травка.
Появляются первые раннецветущие растения.
- Посмотрите, какие растения появляются из-под снега первыми? (слайд 9)
VII. Физминутка
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер качает листву.
В стороны руки, плавно помашем –
Птицы с юга летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
Руки опустили и присели,
Заниматься тихо сели.
VIII. Весенние изменения в жизни животных
1.Возвращение перелётных птиц (слайд 10)
Наступила весна и перелётные птицы возвращаются в родные края. Такое поведение птиц обусловлено их природой. Наступила пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов. Возвращение пернатых домой свидетельствует о прекращении холодов. Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, и стараются успеть прибыть к начавшемуся ледоходу. Ещё снег не сошёл на полях, а грачи, прилетевшие на зов весны, уже деловито расхаживают по оттаявшим дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство. Существует примета: «Грачи прилетели, значит через месяц снег сойдет.» и как правило так всегда и происходит. Вслед за грачами прилетают скворцы. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!». Скворец это небольшая птица достигающая в длину не более 20 см, но имеющая размах крыльев в двое больше. Интересной особенностью этой птицы является длинный, чуть изогнутый и острый клюв черного цвета, меняющий свой окрас на желтый во время сезона размножения. У скворцов первыми прилетают самцы и обустраивают гнездышко, а самки присоединяются позже. Следующими прилетят жаворонки. Жаворонки поют звонкие песни, которые означают приход весны.
(Приклеивание деталей картины – птицы)
2. Логические задачи
1. КАК УЗНАЮТ ЖИВОТНЫЕ О ПРИХОДЕ ВЕСНЫ?
- Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи.
Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
- Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
-Прослушайте стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь» (Слайд 11)
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый
Слышит: каплет! – Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи, тает снег…
Пришла весна!
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
2. ОТКУДА НА КУСТЕ ЗАЯЧЬЯ ШЕРСТЬ?
- Давайте представим, что мы оказались в весеннем лесу. Идем мы по тропинке тихо-тихо, чтобы всё слышать, всё видеть, никого не спугнуть. И вот – впереди – что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке.
- Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (Чаще всего дети решают, что зайцев съели лисы и волки, а шубу есть не стали, и остались от зайчиков «рожки да ножки», то есть только клочки шерсти).
- Нет, зайчики целы и невредимы, бегают по лесу. А вот шубку они поменяли с белой на серую!
Какие еще необычные и важные события происходят в жизни животных весной? Расскажите о том, что многие животные весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.
Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
- Почему зайчику хочется побыстрее сменить шубку на весеннюю?
А вот несколько лесных разговоров о линьке, которые можно разыграть с детьми помощью театра картинок. Или сделать простейший пальчиковый театр (как просто и очень быстро сделать пальчиковый театр вместе с детьми читайте здесь)
Э. Шим. Заяц и Крот
«- Заяц, ты хвост потерял!
— Где?!
— Вон валяется
— Эх, слепой ты, Крот! Это не хвост… Это зимней шубы клочок. Я уже зимнюю шубу – то износил, распускаю теперь на клочки да на прядочки!»
Э. Шим. Заяц и ежик
«- Ежик, все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ежик, в старой шубе ходишь!
— Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!»
(Приклеивание деталей картины – животные
IX. Кроссворд « ВЕСНА» (слайды 13)
1. Растёт она вниз головой
Не летом, а ранней весной.
Но солнце её припечёт
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
2. Весной у пня
Суета, беготня
Народ рабочий
Весь день хлопочет. (муравьи)
3. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
4. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)
5. На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (скворец)
6. На откосе, на лугу
Босиком по снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки. (мать-и-мачеха)
(Приклеивание деталей картины - Животные и растения)
IX. Итог занятия
- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.
- Какое время года изображено на ней?
- Какие приметы весны вы знаете?
- Какие происходят изменения в жизни растений и животных весною?
- Давайте составим по картине рассказ.