Предмет: Окружающий мир УМК «Перспектива»
Тип урока: Открытие новых знаний
Технологическая карта к уроку по теме: «Весна в мире птиц и зверей»
Тема | Весна в мире птиц и зверей |
Цели | Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей. |
Задачи | 1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей. 2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде. 3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям |
Планируемый результат | Учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. Предметные: Различать птиц и зверей. Приводить 2-3 примера птиц и зверей. Определять роль животных в природе и их связь с человеком. Выявлять поведенческие особенности животных в весенний сезон. Объяснять причины поведения поведения птиц и зверей. Метапредметные: Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости. Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений). Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Личностные: Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира. |
Основные понятия | Насекомые, птицы (перелетные, оседлые), животные, спячка, гнездование, линька, размножение зверей. |
Ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, справочные материалы (в раздатке); компьютер, проектор, экран и презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах и парах. |
Ход урока
СЛАЙД 1 «Добро пожаловать»
Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, какую группу живых организмов мы обсуждали на прошлом уроке? (насекомых).
- Не сомневаюсь, что прошлый урок пошел всем вам на пользу.
- Сегодня урок окружающего мира я хочу начать с китайской мудрости (СЛАЙД 2):
« Я слушаю – я забываю,
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я усваиваю»
- Подумайте над каждой частью этой фразы и попробуйте рассказать, как вы ее поняли.
СЛАЙД 3
-А как должен работать ученик на уроке, чтобы открыть новое знание? ( Понять, что я не знаю, и постараться самостоятельно узнать новое)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Действительно, все услышанное рано или поздно забывается, а вот увиденное и, тем более, неоднократно повторенное в действиях врезается в память. Вот для чего так важно иногда вспоминать то, что мы уже знаем, не зря говорят «Повторение – мать учения».
- Далее, предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
СЛАЙД 6 (Дети проговаривают правила работы в группах).
- Каждый ряд получит свой пазл.
- Задача – собрать пазл как можно быстрее и сказать, кто или что спрятался «в обломках».
- Все они относятся к Царству… (животных).
- А если быть еще более точными (СЛАЙД 9), то суслик – это … (зверь, млекопитающее), дятел – это … (птица), а бабочка – это … (насекомое),
- Какое сейчас время года? (весна).
- Какое самое главное изменение в жизни насекомых происходит с приходом весны? (просыпаются, начинают бодрствование).
- В связи с чем это происходит? (Становится тепло… и т.д.)
-А сейчас предлагаю вам выполнить задания, в которых будет что-то новое. Вы должны постараться его выполнить, но не расстраиваться, если что-то не получится. Ведь это задание на пробное действие.
СЛАЙД Задание «Напиши, как живут птицы и звери весной».
(каждый самостоятельно выполняет задание на листочке в теч.1-й минуты).
-Стоп!
Выявление места и причины затруднения.
СЛАЙД 13
- Какое задание вы должны были выполнить? (Написать, как живут птицы и звери весной)
- Кто не выполнил задание?
- Кто выполнил?
- Кто с уверенностью может сказать, что выполнил задание верно?
СЛАЙД 14
- С каким из затруднений столкнулся каждый из вас?
1. Я пока не могу написать какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.
или
2. Я пока не могу обосновать, что правильно написал о том, какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы пока не знаем особенности жизни зверей и птиц весной)
- Каких знаний вам не хватает? Продолжите фразу: Я НЕ ЗНАЮ …
СЛАЙД 16 … какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Значит, наша цель на сегодня УЗНАТЬ…
… какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.
- Тогда уточните тему нашего урока сегодня.
СЛАЙД ТЕМА УРОКА: «Весна в мире птиц и зверей».
- Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)
Работать будете по такому плану: СЛАЙД
План работы:
1. Рассмотреть весенние картинки.
2. Проанализировать и обобщить результаты.
3. Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта
- Рассмотрите внимательно 2 листа с изображением зверей и птиц, попробуйте сами, проанализировав изображения, ответить на вопрос, какие главные изменения происходят в жизни птиц и зверей.
СЛАЙД (дети делают записи на листках, пытаются сделать выводы)
Варианты записей: Возвращаются перелетные птицы, птицы строят гнезда, выводят птенцов. Просыпаются ото спячки некоторые звери. Многие животные линяют – меняют шубу. Звери выводят потомство.
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Давайте вернемся к заданию на пробное действие.
- Какое задание вы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Написать, как живут птицы и звери весной).
- Теперь мы сможем выполнить правильно это задание? (Да)
- Можем ли мы сейчас быть уверенными в том, что с этим заданием справимся успешно?
- Да, потому что мы знаем, что особенности жизни птиц и зверей весной
- Молодцы!
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое знание.)
СЛАЙД 25
- Как думаете, почему мы начали знакомиться с весенними изменениями в мире животных именно в такой последовательности: насекомые и только потом птицы и звери? (птицы зависят от насекомых; все животные взаимосвязаны)
- Предлагаю поработать с учебником и конкретизировать наши зная о птицах весной. Я вам буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать.
СЛАЙД Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… Грач
Март – это время прилёта грачей.
СЛАЙД Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей … Скворец
Конец марта – время прилёта скворцов.
СЛАЙД Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! Жаворонок
Время прилёта жаворонков – начало апреля.
СЛАЙД Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. Ласточка
Май – время прилета ласточек.
СЛАЙД Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. Соловей
Соловьи прилетают в середине мая.
-Что мы сейчас узнали? (какие птицы возвращаются из теплых стран первыми)
Работа в рабочей тетради на стр.48 №1. (в паре)
-Предлагаю вам поработать в парах в РТ на стр. 48 №1. Ваша задача: пронумеровать рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев
Вспомните правила работы в паре. СЛАЙД
(1. Работать должны оба. 2.Своё несогласие высказывай вежливо. 3. Если не понял – переспроси. 4. Один говорит, другой слушает.)
Учащиеся выполняют задание № 1 на с. 48 рабочей тетради. Проверка.
–Молодцы ребята, вы справились. Да, на первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так.
– Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (Гнезда)
А где строят гнёзда птицы весной вам подскажут рисунки на ст. 86-87 учебника. СЛАЙД
- Найдите, пожалуйста, 2 абзац на с.87. Прочитайте самостоятельно, где же птицы строят себе гнезда.
– Расскажите, где гнездится птица грач? (высоко на дереве)
– А какая птица не строит гнезда? (Кукушка)
– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)
– Как называются их домики? (Скворечники)
-Правильно, изучать птиц – занятие занимательное. Давайте мы послушаем Львову Анастасию, с информацией об интересных фактах из жизни птиц.
Сообщение учащегося. Доклад «Птицы - наши друзья».
- Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!
- Что интересного и нового вы узнали для себя?
Нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.
А теперь сделайте вывод, что же происходит весной в жизни птиц?
1. Возвращаются в родные края.
2.Вьют гнёзда.
3.Выводят птенцов.
СЛАЙД 27 Физминутка
Капли звонко капали (прыжки)
Вы сосульки плакали ( Качаем головой)
Солнце светит ярко (руки вверх, тянемся)
Нам сосулькам жарко ( обмахиваемся)
С нас течет уже вода ( наклоны)
Мы растаем навсегда (Выпрямляемся)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Много интересного весной происходит в жизни не только птиц, но и зверей.
- Конечно же, мы с вами не успеем за один урок обсудить перемены в жизни всех зверей, но основные моменты знать нужно.
-Кто такие звери? (животные, тело которых покрыто шерстью)
- Как же звери весну встречают?
СЛАЙД Посмотрите на доску и скажите: какое из изображенных на доске животных лишнее? (Медведь, лиса, барсук, еж - лишнее лиса)
- Почему? (Все остальные впадают в спячку)
-Что происходит с ними весной? (Просыпаются)
-А вот, что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, посмотрев сценку.
Белка – Маша
Сорока - Лиза
Белка и Сорока - Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю! - Спасибо! И я тебя поздравляю. - Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь? - Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена. - А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная. - Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду. - А можно посмотреть на твоих малышей? - Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат. - А не холодно им голеньким-то? - Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть. |
- О каких изменениях в жизни животных вы узнали? (Меняют цвет шерсти)
-Правильно, у многих животных происходит линька.
-Что такое линька? СЛАЙД
-Кто еще линяет весной? (Заяц, лиса)
-У многих животных весной также, как и у птиц появляются детеныши. А чтобы узнать, чем питаются звери весной, проведем групповую работу.
Групповая работа СЛАЙД
Достаньте из конверта листочки. На обратной стороне записано название животного. Ваша задача: По учебнику на странице 88 найти ответ на вопрос: Чем питаются эти животные. Когда справитесь с заданием, покажите сигнал готовности.
- А сейчас я хочу послушать ваши ответы.
Дополнительно: страницы Мудрого Совенка
СЛАЙД 30
- Кто из вас может поставьте себе знак «плюс», если все выполнили верно? Кто допустили ошибки и может пока поставьте вопросительный знак?
- У кого не так? У кого задание вызвало затруднение? Где оно возникло? (Учащиеся называют свои ошибки.)
-У кого задание не вызвало затруднений.
- Преимущественно с чем связано оживление в мире зверей и птиц, возвращение некоторых птиц из дальних стран? (с потеплением, появлением пищи)
8. Включение в систему знаний и повторение
СЛАЙД 31
– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам, зверям и насекомым?
– Что может сделать человек для них и чего он не должен делать?
– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для животных, вы хлопаете, соглашаясь, а если нет, то топаете, протестуя.
1. Вывешивать скворечники.
2. Стрелять из рогатки по птицам и зверям.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда и жилища зверей.
5. Ловить сачком насекомых, трогать их руками.
6. Уносить домой детенышей животных.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц, зверей и насекомых.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, какие изменения происходят в жизни птиц и зверей весной)
-Достигли ли вы цели? Докажите. (Открыли новое знание, правильно выполнили С.р. и т.д.)
- В чем возникали затруднения на уроке?
- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику, почитать интересное в энциклопедии...)
- А где вы сможете это сделать? (дома)
Домашнее задание: с. 87-90, РТ с. 48
- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
- Докажите. (Мы сами открывали новое знание, сами поняли, что не знаем и сами открыли новое знание)
- На парте перед каждым лежит бумажная птичка. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
– А сейчас мы с вами создадим свою птичью стаю. Все свои птички вы прикрепите на доску. Сначала выходит 1 ряд, затем 2 ряд, далее 3 ряд.
Закончить урок хочу стихотворением.
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Люди, помните всегда:
Их не так уж много!
А теперь все красиво встали. На этом урок окончен. Всем спасибо. Отдыхаем.
Белка и Сорока
- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!
- Спасибо! И я тебя поздравляю.
- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.
- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.
- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.
- А можно посмотреть на твоих малышей?
- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.
- А не холодно им голеньким-то?
- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.
Белка и Сорока
- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!
- Спасибо! И я тебя поздравляю.
- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.
- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.
- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.
- А можно посмотреть на твоих малышей?
- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.
- А не холодно им голеньким-то?
- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.
- Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!