СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весна в мире птиц и зверей

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей.

Просмотр содержимого документа
«Весна в мире птиц и зверей»

Предмет: Окружающий мир УМК «Перспектива»

Тип урока: Открытие новых знаний

Технологическая карта к уроку по теме: «Весна в мире птиц и зверей»

Тема

Весна в мире птиц и зверей

Цели

Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей.

Задачи

1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей.


2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.


3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям

Планируемый результат

Учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.


Предметные:

Различать птиц и зверей. Приводить 2-3 примера птиц и зверей. Определять роль животных в природе и их связь с человеком. Выявлять поведенческие особенности животных в весенний сезон. Объяснять причины поведения поведения птиц и зверей.


Метапредметные:

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Личностные:

Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.

Основные понятия

Насекомые, птицы (перелетные, оседлые), животные, спячка, гнездование, линька, размножение зверей.

Ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, справочные материалы (в раздатке); компьютер, проектор, экран и презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах и парах.





Ход урока

СЛАЙД 1 «Добро пожаловать»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Скажите, какую группу живых организмов мы обсуждали на прошлом уроке? (насекомых).

- Не сомневаюсь, что прошлый урок пошел всем вам на пользу.

- Сегодня урок окружающего мира я хочу начать с китайской мудрости (СЛАЙД 2):


« Я слушаю – я забываю,

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я усваиваю»


- Подумайте над каждой частью этой фразы и попробуйте рассказать, как вы ее поняли.

  • Обсуждение

СЛАЙД 3

-А как должен работать ученик на уроке, чтобы открыть новое знание? ( Понять, что я не знаю, и постараться самостоятельно узнать новое)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Действительно, все услышанное рано или поздно забывается, а вот увиденное и, тем более, неоднократно повторенное в действиях врезается в память. Вот для чего так важно иногда вспоминать то, что мы уже знаем, не зря говорят «Повторение – мать учения».

- Далее, предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД 6 (Дети проговаривают правила работы в группах).

- Каждый ряд получит свой пазл.

- Задача – собрать пазл как можно быстрее и сказать, кто или что спрятался «в обломках».

  • Работа в трех группах по рядам: дети получают пазлы с изображением суслика, бабочки-адмирала и дятла.

- Все они относятся к Царству… (животных).

- А если быть еще более точными (СЛАЙД 9), то суслик – это … (зверь, млекопитающее), дятел – это … (птица), а бабочка – это … (насекомое),

- Какое сейчас время года? (весна).

- Какое самое главное изменение в жизни насекомых происходит с приходом весны? (просыпаются, начинают бодрствование).

- В связи с чем это происходит? (Становится тепло… и т.д.)

-А сейчас предлагаю вам выполнить задания, в которых будет что-то новое. Вы должны постараться его выполнить, но не расстраиваться, если что-то не получится. Ведь это задание на пробное действие.

СЛАЙД Задание «Напиши, как живут птицы и звери весной».

(каждый самостоятельно выполняет задание на листочке в теч.1-й минуты).


-Стоп!

  1. Выявление места и причины затруднения.



СЛАЙД 13

- Какое задание вы должны были выполнить? (Написать, как живут птицы и звери весной)

- Кто не выполнил задание?

- Кто выполнил?

- Кто с уверенностью может сказать, что выполнил задание верно?

СЛАЙД 14

- С каким из затруднений столкнулся каждый из вас?

1. Я пока не могу написать какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

или

2. Я пока не могу обосновать, что правильно написал о том, какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

- Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы пока не знаем особенности жизни зверей и птиц весной)

- Каких знаний вам не хватает? Продолжите фразу: Я НЕ ЗНАЮ

СЛАЙД 16 какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Значит, наша цель на сегодня УЗНАТЬ

какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

- Тогда уточните тему нашего урока сегодня.

СЛАЙД ТЕМА УРОКА: «Весна в мире птиц и зверей».

- Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)



Работать будете по такому плану: СЛАЙД

План работы:

1. Рассмотреть весенние картинки.

2. Проанализировать и обобщить результаты.

3. Сделать вывод.



5. Реализация построенного проекта

- Рассмотрите внимательно 2 листа с изображением зверей и птиц, попробуйте сами, проанализировав изображения, ответить на вопрос, какие главные изменения происходят в жизни птиц и зверей.

СЛАЙД (дети делают записи на листках, пытаются сделать выводы)

Варианты записей: Возвращаются перелетные птицы, птицы строят гнезда, выводят птенцов. Просыпаются ото спячки некоторые звери. Многие животные линяют – меняют шубу. Звери выводят потомство.

6. Первичное закрепление во внешней речи



- Давайте вернемся к заданию на пробное действие.

- Какое задание вы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Написать, как живут птицы и звери весной).

- Теперь мы сможем выполнить правильно это задание? (Да)

- Можем ли мы сейчас быть уверенными в том, что с этим заданием справимся успешно?

- Да, потому что мы знаем, что особенности жизни птиц и зверей весной

- Молодцы!

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое знание.)

СЛАЙД 25

- Как думаете, почему мы начали знакомиться с весенними изменениями в мире животных именно в такой последовательности: насекомые и только потом птицы и звери? (птицы зависят от насекомых; все животные взаимосвязаны)

- Предлагаю поработать с учебником и конкретизировать наши зная о птицах весной. Я вам буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать.

СЛАЙД Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… Грач


Март – это время прилёта грачей.


СЛАЙД Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей … Скворец


Конец марта – время прилёта скворцов.


СЛАЙД Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! Жаворонок


Время прилёта жаворонков – начало апреля.

СЛАЙД Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. Ласточка


Май – время прилета ласточек.


СЛАЙД Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. Соловей

Соловьи прилетают в середине мая.



-Что мы сейчас узнали? (какие птицы возвращаются из теплых стран первыми)

Работа в рабочей тетради на стр.48 №1. (в паре)

-Предлагаю вам поработать в парах в РТ на стр. 48 №1. Ваша задача: пронумеровать рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев

Вспомните правила работы в паре. СЛАЙД

(1. Работать должны оба. 2.Своё несогласие высказывай вежливо. 3. Если не понял – переспроси. 4. Один говорит, другой слушает.)

Учащиеся выполняют задание № 1 на с. 48 рабочей тетради. Проверка.

–Молодцы ребята, вы справились. Да, на первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так. 
– Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (Гнезда)
А где строят гнёзда птицы весной вам подскажут рисунки на ст. 86-87 учебника. СЛАЙД

- Найдите, пожалуйста, 2 абзац на с.87. Прочитайте самостоятельно, где же птицы строят себе гнезда.

– Расскажите, где гнездится птица грач? (высоко на дереве)

– А какая птица не строит гнезда? (Кукушка)

– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)

– Как называются их домики? (Скворечники)

-Правильно, изучать птиц – занятие занимательное. Давайте мы послушаем Львову Анастасию, с информацией об интересных фактах из жизни птиц.

Сообщение учащегося. Доклад «Птицы - наши друзья».

Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!

- Что интересного и нового вы узнали для себя?

Нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

А теперь сделайте вывод, что же происходит весной в жизни птиц?

1. Возвращаются в родные края.

2.Вьют гнёзда.

3.Выводят птенцов.

СЛАЙД 27 Физминутка


Капли звонко капали  (прыжки)

Вы сосульки плакали ( Качаем головой)

Солнце светит ярко (руки вверх, тянемся)
Нам сосулькам жарко ( обмахиваемся)

С нас течет уже вода ( наклоны)

Мы растаем навсегда (Выпрямляемся)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Много интересного весной происходит в жизни не только птиц, но и зверей.

- Конечно же, мы с вами не успеем за один урок обсудить перемены в жизни всех зверей, но основные моменты знать нужно.

-Кто такие звери? (животные, тело которых покрыто шерстью)

- Как же звери весну встречают?

СЛАЙД Посмотрите на доску и скажите: какое из изображенных на доске животных лишнее? (Медведь, лиса, барсук, еж - лишнее лиса)

- Почему? (Все остальные впадают в спячку)

-Что происходит с ними весной? (Просыпаются)

-А вот, что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, посмотрев сценку.

Белка – Маша

Сорока - Лиза

Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

- А можно посмотреть на твоих малышей?

- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

- А не холодно им голеньким-то?

- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.

- О каких изменениях в жизни животных вы узнали? (Меняют цвет шерсти)

-Правильно, у многих животных происходит линька.

-Что такое линька? СЛАЙД

-Кто еще линяет весной? (Заяц, лиса)

-У многих животных весной также, как и у птиц появляются детеныши. А чтобы узнать, чем питаются звери весной, проведем групповую работу.


Групповая работа СЛАЙД

Достаньте из конверта листочки. На обратной стороне записано название животного. Ваша задача: По учебнику на странице 88 найти ответ на вопрос: Чем питаются эти животные. Когда справитесь с заданием, покажите сигнал готовности.

- А сейчас я хочу послушать ваши ответы.

Дополнительно: страницы Мудрого Совенка



СЛАЙД 30

- Кто из вас может поставьте себе знак «плюс», если все выполнили верно? Кто допустили ошибки и может пока поставьте вопросительный знак?

- У кого не так? У кого задание вызвало затруднение? Где оно возникло? (Учащиеся называют свои ошибки.)


-У кого задание не вызвало затруднений.


- Преимущественно с чем связано оживление в мире зверей и птиц, возвращение некоторых птиц из дальних стран? (с потеплением, появлением пищи)

8. Включение в систему знаний и повторение

СЛАЙД 31

– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам, зверям и насекомым?

– Что может сделать человек для них и чего он не должен делать?

– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для животных, вы хлопаете, соглашаясь, а если нет, то топаете, протестуя.

1. Вывешивать скворечники.

2. Стрелять из рогатки по птицам и зверям.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда и жилища зверей.

5. Ловить сачком насекомых, трогать их руками.

6. Уносить домой детенышей животных.

7. Подходить близко к гнездам птиц.

8. Изучать птиц, зверей и насекомых.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, какие изменения происходят в жизни птиц и зверей весной)

-Достигли ли вы цели? Докажите. (Открыли новое знание, правильно выполнили С.р. и т.д.)

- В чем возникали затруднения на уроке?


- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику, почитать интересное в энциклопедии...)


- А где вы сможете это сделать? (дома)

Домашнее задание: с. 87-90, РТ с. 48

- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)


- Докажите. (Мы сами открывали новое знание, сами поняли, что не знаем и сами открыли новое знание)


- На парте перед каждым лежит бумажная птичка. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами создадим свою птичью стаю. Все свои птички вы прикрепите на доску. Сначала выходит 1 ряд, затем 2 ряд, далее 3 ряд.

Закончить урок хочу стихотворением.

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку. 
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Люди, помните всегда:
Их не так уж много!

А теперь все красиво встали. На этом урок окончен. Всем спасибо. Отдыхаем.







Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

- А можно посмотреть на твоих малышей?

- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

- А не холодно им голеньким-то?

- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.



Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

- А можно посмотреть на твоих малышей?

- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

- А не холодно им голеньким-то?

- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.





Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!