Дата: 02.02.2021
Класс 6
Тема урока «Видоизменения побегов»
Цель: сформировать представление о видоизменениях побега.
Задачи:
Образовательные способствовать формированию знаний о видоизмененных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.
Развивающие способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами;. продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.
Воспитательные способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Планируемые результаты: Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний. Предметные: научиться объяснять значения понятий: видоизменённый побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега; объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять различие между видоизменёнными корнями, листьями и видоизменёнными побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они призрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. Метапредметные УУД: Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности, развитие критического мышления, личностно-ориентированные.
Основные понятия: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: клубни картофеля, луковицы репчатого лука, корневище, лупы, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебная презентация по теме урока, базовый учебник Пасечник В.В. Биология 5-6 класс, инструктивные карточки «Лабораторная работа №8 «Видоизменения подземных побегов»
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Организует взаимопроверку задания «Закончи предложение».
Специализированный орган почвенного питания…
Через корень растение получает из почвы воду и …
Корень, развившийся из зародышевого корешка…
Все корни растения составляют его …
Корни, отрастающие от стебля называют …
Корневую систему, где не развивается главный корень называют …
Корни, способные образовываться на всех видах корней…
Длинные выросты клеток из наружного покрова корня…
Движение воды с растворенными солями по древесине ..-
Движение органических веществ по лубу от листьев и стебля к корню …
У двудольных растений корневая система …
У однодольных растений корневая система …
Кончик корня покрыт ….
Корень растёт в длину своей ….
3. Актуализация
1.Какие видоизменения корней вам известны? Какие функции они выполняют?
2.Какие видоизменения листьев вам известны? Какие функции они выполняют?
3. Каковы основные функции стебля?
4. Что называют побегом?
4. Мотивация и целеполагание
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрологии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике?(луковица)
Загадка
У лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы (клубень картофеля)
В земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).
Формируют общую цель и задачи.
5. Новая тема
Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище.
Как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?
Нужно изучить строение этих органов.
Лабораторная работа № 8 «Строение видоизмененных подземных побегов»
Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами. Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья. Задачи:
1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища.
2. Определить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.
Оборудование: клубень картофеля, луковица, корневище, лупа
Ход работы:
1.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель-донце, видоизмененные листья, верхушечную и боковую почки, придаточные корни.
Сравните луковицу и побег. Подпишите части луковицы и побега.
Чем являются сухие, сочные чешуйки луковицы? Их значение?__________________________
Чем является донце луковицы?______________________________________________________
Луковица-это видоизмененный побег, так как_________________________________________
Примеры растений:
2.Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся
листьев, стебель.
Чем являются глазки клубня картофеля. Какую функцию они выполняют?______________________
Где больше глазков, на верхушке клубня или основании?____________________________________
Сравните клубень картофеля и побег. Подпишите части клубня и побега.
Примеры растений:
Сравните поперечный срез клубня картофеля с поперечным срезом стебля. Подпишите рисунок.
Клубень-это видоизмененный побег, так как_____________________________________________
3. Рассмотрите корневище. Сравните его с побегом. Найдите на корневище узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Подпишите части корневища.
Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?________________________________
Корневище - это видоизмененный побег, так как________________________________________
Примеры растений:
Вывод: Луковица, клубень, корневище являются видоизмененными побегами, так как____________
Функции видоизмененных побегов ___________ , __________ , _____________ .
6. Закрепление
Тест.
1.У картофеля крахмал запасается в
а) корнеплодах б) корнях в) клубнях г) листьях
2. Корневище отличается от корня тем, что:
а) располагается в почве б) имеет узлы и чешуйчатые листья
в) обеспечивает вегетативное размножение г) запасает питательные вещества
3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:
а) стебель б) почки и листья в) стебель и почки г) почки
4. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:
а) корнях б) донце в) почках г) листьях
5. Корневище характерно для растения:
а) картофель б) тюльпан в) ландыш г) чеснок
7. Рефлексия
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
8.Домашнее задание параграф 45, стр. 183 отвечать на вопросы 1-5 устно.