Различные виды аппликаций как одно из средств развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Ларина Наталья Евгеньевна
воспитатель логопедической группы
МКДОУ детский сад №3 «Улыбка» к/в
- «Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
В.А.Сухомлинский.
- Много лет я работаю с детьми логопедической группы и сталкиваюсь с такими проблемами, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи.
- Такие дети скованы, медлительны в выполнении движений, настроение таких детей переменчиво, они часто капризничают, потому что привыкли, за них все делают взрослые. Как помочь ребенку преодолеть все эти трудности?
- «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Писал В.А. Сухомлинский.
- Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.
- Цель: Создание оптимальных условий для развития у детей творческой активности, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие.
- Развитие мелкой моторики и координации движений рук, через различные виды аппликаций.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза; гибкость рук; ритмичность.
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Развивать общую двигательную активность.
- Формировать навыки аккуратной работы с материалами и безопасной работы с инструментами. -учить действиям с бумагой(отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по разному шуршит.
- Для решения целей и задач в своей работе я стараюсь заинтересовать детей, показать что продукт, полученный в результате усилий маленького человека, ценен для окружающих взрослых, у него формируется убежденность в собственной компетентности: «Я могу это сам». Стараюсь разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.
- А сейчас я расскажу об аппликациях, которые мы с детьми выполняем.
АППЛИКАЦИЯ ОБРЫВАНИЕМ.
- Этот способ хорош для передачи фактуры образа(пушистый цыпленок, кудрявое облачко).В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.
- В результате аппликации обрыванием - дети выполняют упражнение в чередовании напряжения мелкой мускулатуры рук и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе.
МОДУЛЬНАЯ АППЛИКАЦИЯ (мозаика)
- При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружочки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ САЛФЕТОК (скатывание в комочки)
- Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- происходит развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- Ребенок салфетку держит в одной руке, а другой (ведущей) от верхнего края отрывает кусочки. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке.
Готовые кусочки ребенок скатывает в бумажные шарики тремя пальцами (большим, указательным и средним), делая круговые движения. Таким образом развивается мелкая моторика пальцев, участвующих в процессе письма.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ ВАТЫ И НИТОК.
- Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски.
- Аппликация из ваты прекрасно гармонирует с другими видами аппликации и может выступать, как элемент в другой более сложной работе .
КВИЛЛИНГ.
- Квиллинг – бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ ФАНТИКОВ.
- Фантики от конфет очень хороший материал, чтобы делать детские поделки.
- Материал бросовый, а получаются оригинальные и красивые вещи.
- Содержание обучения аппликации конкретизируется с учетом накопления опыта и развития ребенка. У детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что- либо сделать, ребенок проявляет готовность действовать.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
- Аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУГОВ .
- Детям у которых слабо развита мелкая моторика можно дать готовые кружки для выполнения аппликации, дети у которых моторика лучше развита вырезают кружочки сами и наклеивают на силуэт.
- Аппликация из кругов необыкновенно увлекательное и полезное занятие, с помощью которого можно развить: ассоциативное мышление, творческую фантазию, глазомер. Работая с мелкими деталями дети развивают мелкую моторику, а выполняя задания по подбору элементов нужного цвета, учатся удачно их сочетать.
СИЛУЭТНАЯ АППЛИКАЦИЯ.
- Данный вид аппликации для детей хорошо владеющих ножницами. Они могут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
- На первом этапе создания силуэтной аппликации на обратную сторону цветной бумаги или картона наносится рисунок, который и будет создавать эффект силуэта,
- после ребенок вырезает данный силуэт, важно чтобы все внутренние элементы были вырезаны.
-цвет фона должен подбираться так, чтобы наилучшим образом отразить силуэт композиции.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУПЫ И МАКАРОН
Объемная аппликация «Веселые ладошки»
В своей работе использую пособия «Раскрашивание, лепка, аппликация» Е.А. Ульевой, «Умелые пальчики» Т.И. Гризик, «Самые необычные раскраски» и многое другое.
Во всех этих пособиях яркий фотофон, на которых есть крупные изображения, которые нужно раскрасить, но мы с детьми украшаем их с помощью аппликаций, в итоге получается отличная, яркая картинка .
С применением в своей работе нетрадиционных техник аппликации развиваю у детей мелкую моторику рук, что в свою очередь развивает речь и самое важное - дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего –то нового и получают огромное удовольствие. А простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук ,но и с губ, снимают умственную усталость.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !