СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды девиантного поведения и его профилактика у подростков

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Просмотр содержимого документа
«Виды девиантного поведения и его профилактика у подростков»

Виды девиантного поведения и его профилактика у подростков

Специалист в области психодиагностики, юридической психологии, проведения судебно-психологических экспертиз, независимый судебный эксперт-психолог, клинический психолог, доцент, кандидат психологических наук Диана Алексеевна Карпенко рассказала о видах девиантного поведения и направлениях его профилактики у подростков.

Д.А. Карпенко выделила три основные группы отклоняющегося поведения (т.е. поведения, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам):

  • антисоциальное (делинквентное),

  • асоциальное (аморальное),

  • аутодеструктивное (саморазрушительное).

Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

Как рассказала Диана Алексеевна, в детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля ПАВ и их употребление.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание, отметила Диана Алексеевна.

Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

«Границы асоциального поведения взрослых людей особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени», — отметила Диана Алексеевна.

По словам Д.А. Карпенко, у детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки, селфхарм, тульпа — вымышленный друг).

«Появление тульпы, вымышленного друга, может быть неоднозначным, мы как специалисты должны понимать. Мы знаем, что у детей в определенном возрасте есть предметы-фасилитаторы, которые снимают эмоциональное напряжение. Но может ли подросток прийти с игрушкой? Тульпа может рассматриваться как внутренний предмет-фасилитатор. Друг, с которым можно делиться тем, чем нельзя поделиться с окружающими. Мы должны здесь быть осторожны и дифференцировать: это дань субкультуральной моде? Ребенок так снимает эмоциональное напряжение? Либо это имеет отношение к болезненному проявлению психики? Мы должны детально с детьми разговаривать: “Что происходит? С кем ты взаимодействуешь?” и перестраивать собственные стратегии поведения. Не нужно делать поспешных выводов, не нужно превышать пределов собственной компетенции. Мы понимаем, что у педагогов своя зона компетентности и ответственности, у психологов и медицинских психологов — своя, у врачей, в частности психиатров, — своя, где они занимаются диагностикой патопсихологических симптомокомплексов и психопатологических проявлений и критериев болезненности», — подчеркнула Д.А. Карпенко.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Как рассказала Д.А. Карпенко, группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.

«В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна», — отметила Диана Алексеевна.

«Если бы мы рассматривали татуирование 10 лет назад, мы бы рассматривали это как аутоагрессию. Сейчас это не так. Сейчас это рассматривается как привлечение внимания, украшение себя, принадлежность к определенной субкультуре, увеличение сексуальности — у подростков в том числе. Мы понимаем, что социальные нормы меняются», — подчеркнула Диана Алексеевна.

«У меня на приеме был взрослый человек, который задал вопрос: “Можно ли ходить к стоматологу, у которого «забиты» по плечи руки?” Корректный ли это вопрос? Можем ли мы на него ответить? Наличие татуировок не снижает степень профессионализма человека. Мы имеем право самовыражаться, как хотим. Однако, когда мы говорим о подростках, важно помнить, что татуировки могут быть связаны и с самоповреждением», — отметила Д.А. Карпенко.

Диана Алексеевна перечислила пять видов девиантного поведения, приведенные Владимиром Давыдовичем Менделевичем:

  • патохарактерологический тип представляет поведение, детерминированное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания. К ним следует отнести психопатии и выраженные акцентуации характера личности;

  • психопатологический тип характеризуется психопатологическими симптомами и синдромами, проявлениями различных психических расстройств и заболеваний;

  • аддиктивный тип характеризуется формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко Ц.П., Донских Т.А., 1990);

  • тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях, характеризуется проявлениями одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни;

  • делинквентный тип характеризуется антиобщественным противоправным поведением подростка, воплощённым в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Психопрофилактическая работа, по словам Д.А. Карпенко, эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления склонности к девиациям.

Существуют три уровня профилактики:

  • личностный (работа непосредственно с подростком, проявляющим отклонения в поведении);

  • семейный (организация влияния на семью с целью предупреждения негативного влияния или некорректного воспитания);

  • социальный (изменение общественных норм относительно девиаций для наиболее благоприятной профилактической работы.

Д.А. Карпенко рассказала о факторах профилактической работы с подростками, предрасположенными к девиациям, которые выделяла Елена Валерьевна Змановская:

  • организация благоприятной социальной среды;

  • информирование (лекции, беседы, просветительская деятельность, направленная на обсуждение последствий девиантного поведения, выработку активной личностной позиции);

  • активное социально-психологическое обучение социально важным навыкам (тренинг резистентности, тренинг ассертивности, тренинг развития коммуникативных и организаторских способностей, тренинг командообразования и сплоченности);

  • кризисное консультирование (телефон доверия, ПНД)

Об этом, а также о юридических аспектах деструктивного поведения, об основополагающих требованиях к написанию психологического заключения и о примерах эффективных методик Диана Алексеевна Карпенко рассказала в рамках вебинара «Деструктивное поведение учащихся в образовательных учреждениях. Как не пропустить тревожные признаки и предотвратить опасные инциденты?» в Институте практической психологии «Иматон».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!