СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды деятельности учителя и учащихся в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ГИА по русскому языку в 9-х классах (за курс основной школы) проводится в новой форме, согласно которой учащиеся должны писать сжатое изложение, выполнить ряд заданий и написать сочинение на лингвистическую или морально-этическую тему.

Чтобы эффективно подготовить учащихся к сдаче ГИА, учитель должен использовать на уроках русского языка разные виды деятельности, способствующие к адаптации при написании экзаменационной работы в соответствии со спецификацией трёх частей (изложение, тест, сочинение). 

Просмотр содержимого документа
«Виды деятельности учителя и учащихся в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку»

Виды деятельности учителя и учащихся в рамках подготовки к ГИА по русскому языку.




ВВЕДЕНИЕ




ГИА по русскому языку в 9-х классах (за курс основной школы) проводится в новой форме, согласно которой учащиеся должны писать сжатое изложение, выполнить ряд заданий и написать сочинение на лингвистическую или морально-этическую тему.



Чтобы эффективно подготовить учащихся к сдаче ГИА, учитель должен использовать на уроках русского языка разные виды деятельности, способствующие к адаптации при написании экзаменационной работы в соответствии со спецификацией трёх частей (изложение, тест, сочинение).




При правильном и систематическом включении всех этих видов деятельности учителем на уроках русского языка в подготовке к ГИА итоги экзаменов учащихся 9-х классов будут максимально результативными.














ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


Изложение.





Для эффективности написания изложения в период аттестации на уроках русского языка и дополнительных уроков по подготовке учащихся к ГИА, учитель включает в свою работу следующие виды деятельности:

1) Обязательно подбирает тексты, соответствующие ярко выраженной воспитательной и художественно-эстетической направленности.


2) деятельность учителя и учащихся включает в себя работу со словом:

- почему автор выбрал именно это слово?


- какой колорит слова придают тексту?


- замените эти слова стилистически нейтральными и т.д.

3) Обязательно использовать на уроках словари, включающие литературоведческие и лингвистические термины (например, словари Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой).


4) Деятельность учителя и учащихся на уроках русского языка в рамках подготовки к экзамену должна привести к речевому результату – лаконичность и точность:

- составление собственных высказываний на заданный тип и стиль речи;


- выбор языковых средств, которые лучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают тему и идею, адекватно передают описываемую ситуацию;


- уметь чётко излагать мысль и передавать её наименьшим количеством слов.

5) Работа над составлением плана как вида информационной переработки текста.










Тестовое задание.


Эта часть работы помогает выявить уровень сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста. Именно поэтому учителю при подготовке к ГИА на уроках русского языка необходимо включать в деятельность учащихся:



1) Разборы и анализы ситуаций общения.


2) Работа над композиционными элементами текста.


3) Работа с различными словарями (синонимов, антонимов, омонимов, толковые словари, литературоведческие словари).


4) Учить приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.


5) Уметь выбирать и использовать выразительные средства синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей.


6) работа над разными видами синтаксических конструкций в практике правописания и употребления.


7) Работа по повторению знаний и умений, приобретенных учащимися в результате обучения разным разделам русского языка:


- фонетика;

- морфемика и словообразование;


- морфология.












Сочинение-рассуждение.


С таким типом речи как рассуждение учащиеся достаточно полно уже начинают знакомиться в 5-м классе, поэтому знания и умения составлять такого типа тексты у учащихся достаточно систематизированы. В 9-м классе на уроках русского языка по развитию речи и дополнительных уроках по подготовке к аттестации необходимо продолжать работу над усовершенствованием составления текстов по типу рассуждение. Учитель может включить в урок следующие виды деятельности:


1) Уметь вступать в речевое общение, которое на уроке создаётся учителем с целью создания текстов определённого функционально-смыслового типа.


2) Научить обязательной стандартизации соблюдения структуры текста рассуждения:


- тезис;

- аргумент;

- вывод.

Приводить как можно больше аргументов на тезис, заданный учителем. Формулировать выводы, создавая проблемную ситуацию.


3) Работа над композиционными элементами текста (зачин, основная часть, концовка). Обязательно проделать работу над пониманием стандартизации построения и написания каждого элемента композиции текста.


4) Совершенствовать умение учащихся составлять план текста как вида информационной переработки текста (подробный план, сжатый план, цитатный план).


5) На уроках развития речи и уроках по синтаксису необходимо уделить особое внимание средствам межфразовой связи:

- порядок слов;

- союзы;

- вводные слова;

- замена существительных и прилагательных местоимениями.


6) Использование для решения коммуникативных задач справочных пособий по русскому языку.


7) Написание самостоятельных (оригинальных) сочинений. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.




1. Примерные задания для работы с текстом при подготовке к экзаменам.

- Определите тему и основную мысль текста;


- Докажите, что это текст;


- Озаглавьте отрывок;


- Определите стиль, тип речи. Докажите своё мнение;


- Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания;


- Составьте план текста, напишите изложение. Дополните пересказ текста элементами сочинения по заданным вопросам;


- Объясните значение слов, в каком значении они употреблены в тексте?


- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте?


- Какие виды цитирования используются в тексте?


- Произведите на материале текста разные виды разборов;


- Сформулируйте несколько тем сочинений, в процессе работы над которыми можно использовать данные материалы (даны материалы на лингвистическую тему);


- Проанализируйте лексические, интонационные, фонетические особенности поэтического текста;


- Пользуясь материалами текста, расскажите об употребление тире, двоеточия, точки с запятой;


- Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на повторение орфограмм.






2. Примерные задания для работы с тестом при подготовке к экзаменам.

- В каком ряду во всех словах пропущен определённый вид орфограммы;


- В каком ряду допущена ошибка;


- В каком ряду пишется данная буква;


- Укажите верное написание слова;


- Выберите грамматически правильное построение предложение;


- Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение;


- Спишите пословицы, вставьте пропущенные знаки препинания, выделите грамматические основы, объясните пунктограммы;


- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые;


- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении;


- Какой характеристике соответствует предложение? Какой знак препинания должен стоять между частями предложения?


- Укажите предложение с неверной постановкой знака препинания;


- В каком примере лексическое значение слова указано неверно?


- В каком предложении слово употреблено в несвойственном ему значении?


- В каком предложении допущены речевые ошибки?


- Прочитайте предложения, отметьте неправильно построенные;


- На основе ученической интерпретации поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» укажите ошибки в употреблении форм времени и вида глаголов;


- К какому стилю речи относится приведённый ниже текст?


- Какие средства выразительности речи использованы в стихотворении?


- Постарайтесь определить, какое из заключённых в скобках слов было использовано автором?


- Отметьте номера предложений, в которых допущены логические ошибки.


1.1.Примерные задания для подготовки к изложению.








Упражнение 2 Ученик


Задание:

  • Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.

1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.

2. С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях.

3. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.

4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю.Олеша)

5. В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.

У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы, то пирожное, то монетку. (В.Гауф)

6. Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную площадь. У балаганов толкался народ. Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собравшихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то пищало, шелестело, рычало. (Ю.Олеша)

















Упражнение 3 Ученик


Задание:

  • На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента.

1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)

______________________________________________________________


2. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

______________________________________________________________

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился.

______________________________________________________________

Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В.Катаев)


3. Кукушка сидела на березе. Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, перышки, траву. ______________________________________________________________

Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Но у кукушки была своя забота. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо выстроит, той и подкину яйцо». (В.Бианки)

______________________________________________________________

4. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

Я вкуснее всех, – сказала рябина.

Калина сказала:

















Упражнение 4 Ученик


1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды. (По Е.Кудрявцевой)

2. Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников, у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдают уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так, до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, есть ли на Луне вода. (По Е.Левитану)


Задание:

  • Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этих фрагментов.

















3. Примерные упражнения для подготовки к сочинению. Упражнение 1

Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, си­деть по-турецки. И в каждом из этих случаев по­нятно, кого мы напоминаем - зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунс­ки? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало озна­чать ползти как пластун - не отрывая тело от зем­ли.

(С.Волков)


Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят___________________________

_________, то сравнивают человека___________

____________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. ______________________________ ? Плас­тунами называли казаков-разведчиков, которые_____________________________________, были

способны____________________________, а пе­редвигаясь, __________________________.


Заполняя пропуски, лучше всего из нескольких однородных приме­ров к первому тезису (прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки — зайца, волка, турка) в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то - любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в те­чение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны.

Ответ:

Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравни­вают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли каза­ков-разведчиков, которые, наблюдая за противни­ком, были способны долго лежать на одном мес­те распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.
















Упражнение 2

В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Сжечь корабли - окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выра­жения: перейти Рубикон, сжечь мосты.

Когда человек отрезает себе все пути к отступ­лению, отбрасывает последние колебания и реши­тельно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении - символ воз­можности бегства.

Чтобы лишить себя возможности убежать, по­бороть искушение и не отступить перед лицом трудностей, древние воины сжигали корабли. Так поступил в 1066 году после высадки в Англии вождь норманнов Вильгельм Завоеватель. Очевид­но, этот поступок придал силы его воинам: они на­голову разбили англосаксонского короля Гарольда Второго, и на престол взошел Вильгельм.

А первыми, согласно античным историкам, со­жгли корабли женщины. Это были жены троянцев, бежавших после падения Трои и заброшенных к берегам Италии. Место это понравилось женщи­нам, и, чтобы мужья прекратили скитания и оста­лись жить здесь, женщины-троянки предали огню все корабли.

(С.Волков)

Напишите сжатое изложение по тексту, выбрав одно из ключевых слов:

Окончательно, решительно; перейти Рубикон, сжечь мосты; отрезает себе все пути к отступле­нию, отбрасывает последние колебания, чтобы лишить себя возможности убежать, побороть ис­кушение и не отступить перед лицом трудностей, прекратили скитания и остались жить здесь.



Упражнение 3

Определите, какие фрагменты текста мож­но сократить с помощью приема обобщения. За­пишите обобщенный вариант этих фрагментов.

1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» - сеть метео­рологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метео­станция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и ане­мометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы он сни­мал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет — дождь, снег или град, отме­чал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер — верхом или в почтовой каре­те —доставлял собранную информацию в ближай­шую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании соб­ранных данных в обсерваториях составляли про­гнозы погоды.

(По Е.Кудрявцевой)


2. Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна - до двадца­ти спутников, у Марса - два, а у Земли и далекого крошечного Плутона - по одному: у Земли - Луна, у Плутона - Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось полу­чить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдают уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так, до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, есть ли на Луне вода.

(По Е.Левитану)

Ответ:

1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» - сеть метео­рологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метео­станция имела необходимый для наблюдений набор приборов. На каждой работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он сни­мал показания приборов, определял тип облаков, описывал характер осадков и природных явле­ний.





















Упражнение 4

Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выде­ленный фрагмент - с помощью приема обобще­ния.

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; гово­рили, что там живут боги. А Олимпия - это горо­док в Южной Греции, около него - зеленая дубо­вая роща, при роще - храм, а при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-гро­мовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перепрыгнуть расселину, издали попасть в противника палкой или камнем, вблизи вступить с ним в борьбу и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских игр: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки (верхом и на колесницах), а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М.Гаспаров)

В данном тексте 4 тезиса:

  1. Олимп и Олимпия – разные географические объекты.

  2. Олимпийские игры посвящены Зевсу.

  3. Программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков.


































«Виды деятельности учителя и учащихся в рамках

подготовки к государственной итоговой аттестации

по русскому языку».






Выполнила:



Жукова Ольга Александровна




2011 год




1. ВВЕДЕНИЕ


2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


- ИЗЛОЖЕНИЕ


- ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ


- СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ


3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


- Примерные задания для работы с текстом при подготовке к экзаменам.


- Примерные задания для работы с тестом при подготовке к экзамену.


- Примерные задания для работы над сочинением.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!