Виды диктантов в начальной школе
Составила: преподаватель: ПОУ«УПК» г. Ухта Республика Коми
Курбатова Ольга Вячеславовна
2024 год
Виды диктантов в начальной школе
Данная презентация рекомендована для:
- студентов;
- молодых учителей;
- опытных педагогов профессионалов.
- Цель:
- систематизация различных источников методической литературы и передового опыта о разнообразии видов диктантов.
- Задачи:
- позволить учителям начальных классов или учителям русского языка шире взглянуть на возможности работы с текстом;
- сделать процесс обучения написания диктантов более привлекательным видом заданий для учащихся;
- развивать критическое мышление, креативный ум, применять разнообразные виды диктантов.
2024 год
Виды диктантов в начальной школе
Структура:
- цель проведения;
- методические основы работы над каждым видом диктантов;
- образцы и рекомендации.
Разнообразие диктантов Методика их проведения
- Понятие о диктанте.
- Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.
- Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого, для учащихся, состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста
Разнообразие диктантов. Методика их проведения.
- Основной вид работы обучения правописанию.
- Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.
- Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков.
Виды диктантов
Схема – классификация видов диктантов
Диктант как метод обучения русскому языку .
- Диктант - специальное орфографическое упражнение опирается прежде всего на слуховую и речедвигательную орфографическую память.
- Дикта́нт — вид обучения правильному письму для закрепления навыков и проверки знаний обучающихся, при изучении какого-либо языка.
- Основная цель диктанта – проверить грамотность, сформированность навыков и умений применять правила.
2024 год
Текущий контрольный диктант
- Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам .
- Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.
- После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.
- В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.
Итоговый контрольный диктант
- Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.
- Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.
- Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».
Объем контрольных диктантов по классам
класс
1 четверть
1
2
количество слов по классам
2 четверть
8-12
3
25-30
15-17
3 четверть
17-20
4
45-50
30-35
4 четверть
35-40
20-25
50-55
65-70
40-45
55-60
70-75
60-65
75-80
80-85
Требования к тексту
- Текст должен быть:
- Связный
- Понятный учащимся
- Интересный, по содержанию и форме изложения
- Должен давать новую информацию об окружающем мире
- Носить воспитывающий характер
Виды обучающих диктантов
- Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.
Виды обучающих диктантов
2.Распределительный диктант
3. Выборочно- распределительный диктант
4.Свободный диктант
5.Восстановленный диктант
6. По аналогии
7.Предупредительный диктант
- 88.Диктант с обоснованием
8.Диктант с обоснованием
9.Объяснительный диктант
10.Диктант «Проверяю себя»
11.Самодиктант или письмо по памяти
12.Комментированный диктант
13.Зрительно-слуховые диктанты
13.Творческий диктант
14. Объяснительный диктант
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Выборочный диктант
- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.
- Выборочный диктант бывает : картинный, слуховой, зрительный.
Выборочный диктант
- 1)выписать только слова из «Словаря»:
- Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
-
- 2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ
- На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.
Распределительный диктант
- Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам, по указанию учителя.
- 1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
- 2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о , в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а.
Распределительный диктант
- 1) записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
- 2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е ;
- во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о;
- в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а.
Выборочно-распределительный диктант
- Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
Выборочно-распределительный диктант
- Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.
-
- По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.
Свободный диктант
- Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
- Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.
-
Свободный диктант.
- Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
Восстановленный диктант
- Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
-
Восстановленный диктант
- Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным .
-
- Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров . Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров , шел бы до Солнца 14000 лет . Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час , достиг бы Солнца через 170 лет . Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет . Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду , от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет .
-
Диктант по аналогии
- Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.
Диктант по аналогии
- После проведения наблюдений и беседы о деревьях.
- Учебная задача.
- Написать о калине, рябине или черемухе. (по выбору)
- Пример
- Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.
Предупредительный диктант А
- Предупредительный диктант - используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий.
-
- Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).
- 1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
- 2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.
-
Предупредительный диктант
- После чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится?
- Какое это предложение?
- Что нужно поставить в конце его?
- Как нужно писать первое слово в предложении?
- Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)?
- Как напишем «на тарелку, с водой»?
- Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.
Диктант с обоснованием Б
- Ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.
- Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».
Диктант с обоснованием Б
- Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:
- Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.
- Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.
Объяснительный диктант
- Объяснительный диктант - включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.
- Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.
- Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.
- Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.
Объяснительный диктант
- Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.
- Клён.
- В ру сс ком лесу нет дерева красивее клёна. Это свет о любивое дерево с гла д ким чистым стволом. Весёлый клён р а стёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно о т дыхать под развес и стым клёном. (По И. Соколову-Микитову).
Диктант «Проверяю себя»
- Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.
Диктант «Проверяю себя»
- В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.
- Функции : обучающая и проверочная.
Самодиктант или письмо по памяти
- Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
- Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.
- Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть
Самодиктант или письмо по памяти
- Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.
Диктант по памяти:
- 1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов ( молоток, лопата, топор );
- 2) Синее небо,
- Синие тени.
- Синие реки
- Сбросили лёд.
- Синий подснежник,
- Житель весенний,
- На синей проталинке
- Смело растёт.
- Л.Яхнин
Комментированный диктант
- Комментированный диктант при проведении которого, ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.
- Идея комментированного управления, или комментирования описана в методике С.Н.Лысенковой.
Комментированный диктант
- Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.
- У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».
Зрительно- слуховые диктанты
- Зрительно- слуховые диктанты - начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм
- Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
Диктант как метод обучения русскому языку .
- Слуховой диктант
- Слуховой диктант – проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.
2024 год
Слуховой диктант. Методика:
- акустическое восприятие слова или текста;
- осмысление слова или текста; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;
- внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим воображением трудного слова;
- запись слова ;
- самопроверка.
Диктант как метод обучения русскому языку .
Слуховой диктант
Запишите слова под диктовку. Над каждым словам напишите количество звуков.
Вп..ре…ди
- п…ссажир
- р…кета
- … вёс
- к…мбайн
- … десь
- в…скресенье
- (в)месте
- п…сок
2024 год
Диктант как метод обучения русскому языку .
- . Зрительный диктант
- Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов. Ценность этого вида работы заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.
2024 год
Зрительный диктант (списывание)
- Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова .
- Методика :
- прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;
- повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (иногда исключается);
- внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;
- запись на основе зрительного образа слов;
- самопроверка по образцу.
Зрительный диктант. Спишите, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки.
- пл_вец, ,
- (в)месте,
- род_на,
- в_скр_сенье,
- вч_ра,
- п_н_дельник,
- _гурец,
- х_зяйство,
- т_л_фон,
- кр_вать
- Вп_реди,
- р_кета,
- пл_ток,
- (з,с)десь,
- _б_рона,
- р_сунок,
- п_(сс,с)ажир,
- _днажды,
- пр_красный,
- ст_лица,
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Количество слов для словарного диктанта
- 1 класс – 7-8 слов
- 2 класс – 10-12 слов
- 3 класс – 12-15 слов
- 4 класс – до 20 слов
- Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Лексический диктант. Замените каждое предложение одним словом.
1.Кровать
2.Месяц
1. Мебель для ночного и дневного сна.
3.Понедельник
2. Период времени в 30 дней.
4.Шоссе
3. Первый день недели.
4. Дорога с твёрдым покрытием.
5.Огород
6.Молоток
5. Участок земли, где растут овощи.
6.Инструмент, которым можно прибивать чего-нибудь.
7.Класс
7.Школьная комната для занятий.
8.Столица России.
8.Москва
9.Километр
9. Мера длины.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант как метод обучения русскому языку .
- Подготовленный диктант
- Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.
- Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.
2024 год
Подготовленный, или разученный диктант .
- Этот диктант даёт ребёнку возможность подготовиться, разучить текст диктанта, т. е. разобрать все трудные случаи написаний в тексте диктанта, потренироваться на подобных примерах на уроке и дома, выполняя упражнение. Ученику разрешается (при желании) выучить текст диктанта.
- Разученный диктант записывается под диктовку на следующем уроке.
-
- Как правило, текст подготовленного диктанта насыщен орфограммами. Учитель может варьировать сложность такого диктанта в зависимости от подготовленности класса: использовать текст с разными видами орфограмм и пунктограмм, текст, который включает смешиваемые учениками языковые явления.
2024 год
Методика проведения творческого диктанта .
- Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.
- .
2024 год
Методика проведения творческого диктанта .
- Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное.
- учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу.
- Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.
2024 год
Методика проведения творческого диктанта .
- После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).
- Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.
2024 год
Методика проведения творческого диктанта .
- Творческий диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.
2024 год
Виды творческих диктантов.
А Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
- Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.
- Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными
- Клюква.
- Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.
-
2024 год
Виды творческих диктантов.
Б. Творческий диктант на замену слов , т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.
-
- Что посею, то и пожну.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
-
- Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
2024 год
Виды творческих диктантов.
В. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)
- Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.
- Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
2024 год
Виды творческих диктантов.
Г. Творческие диктанты с заменами
- Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.
-
- Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.
-
2024 год
Виды творческих диктантов.
Д . Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.
- Сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.
2024 год
Виды творческих диктантов.
Е. Творческий диктант с комбинированной подготовкой : перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.
2024 год
Виды творческих диктантов.
Ж. Творческий диктант по опорным словам .
- На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.
-
- Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».
-
- « Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».
2024 год
Диктант «По следам ошибок»
- Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.
- Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.
- Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.
- Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.
2024 год
Графический диктант
- Вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем.
- Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений.
- Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений.
2024 год
Графический диктант
- Ход выполнения. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки.
- : – , – и – .
- × кого?
- глаг. + сущ. в р.п.
-
- ^^^^^^ –––––– ====== – – – – –
-
2024 год
Немой диктант .
- Цель диктанта -развивать умение переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения (= записать то, что вижу).
- – Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.
-
2024 год
РЕКОМЕНДАЦИИ .
- 1. Пользуйтесь тематическими сборниками диктантов. (рекомендованными источниками методической литературы).
- 2. Не увлекайтесь творческими диктантами.
- 3. Помните: у каждого вида диктанта своё назначение.
- 4. Четко следуйте методике.
- 5. Выберите те виды, которые наиболее эффективны для вашего класса.
2024 год
Буквенный диктант .
Запишите только букву безударного гласного.
- Ш…ссе,
- с...молёт,
- х…ккей,
- … гурец
- пл…ток,
- пл…вец,
- г…реть,
- кр…вать,
- … сина,
2024 год
Буквенный диктант
Проверка
О
а
о
о
а
о
О
о
о
2024 год
Цифровой диктант
Цифровой диктант – развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу разнообразной, интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить написание словарных слов. Когда работа будет проделываться многократно, ученики, путём сравнений и анализа, запоминают группы слов с безударными гласными.
2024 год
Цифровой диктант
Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр: 1 – о, 2 – а. Сложите получившиеся числа и запишите ответ.
О днажды,
п а ссажир,
о гурец,
пл а ток,
пл о вец,
в о скресенье,
о б о рона
2024 год
Цифровой диктант
ПРОВЕРКА:
1+
2+
1+
2+
1+
1+
1+
1+
=10
2024 год
Комбинированный диктант
Комбинированный диктант – позволяет учителю увеличить материал для работы со словарными словами, поможет повторить ранее пройденные, закрепить вновь изученные орфограммы.
2024 год
Комбинированный диктант
Запишите в один столбик имена
существительные первого склонения, а в другой – второго склонения.
Ракета, краснота, воскресенье, малыш, пассажир,
борода, экскурсия, хозяйство, оборона, газета, космонавт,
беседа, женщина, солома, победа
2024 год
Диктант с использованием словосочетаний
Запишите под диктовку.
Определите падеж имени существительного.
Впереди ракета, вместе с пассажиром, уехал в город, зашёл за девочкой, гостил в городе, назад к шоссе, около жилища.
2024 год
Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты
- Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты – предполагают образование у учащихся некоторых лексических представлений, формируют понятия. Помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к русскому языку.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант с антонимами. Подберите антонимы к каждому слову.
- Воскресенье
- Близко
- Гаснуть
- Вч_ра
- Ужин
- Нападение
- Врозь
- Налево
- Там
- Поражение
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант с антонимами. Подберите антонимы к каждому слову.
- Понедельник
- Далеко
- Гореть
- Сегодня
- Завтрак
- Оборона
- Вместе
- Направо
- Здесь
- Победа
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант с фразеологическими оборотами
- Дописать недостающие слова.
- Вокруг да …
- Дать сто очков…
- Входить в свои …
- Строить на …
- Висеть на …
- Как в …
- Гореть на …
- Ждать у моря …
- Прикусить …
- Сам себе …
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант с фразеологическими оборотами
Проверка
1. около
2. вперёд
3. берега
4. песке
5. телефоне
6. аптеке
7. работе
8. погоды
9. язык
10.хозяин
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант с синонимами Подберите синонимы и запишите их
рассказ
возле
дом
неожиданно
медовый
приятель
кругом
благодарю
сверкать
повсюду
2024 год
Диктант с синонимами Подберите синонимы и запишите их
беседа
около
жилище
вдруг
сахарный
товарищ
вокруг
спасибо
гореть
везде
2024 год
Этимологический диктант
Этимологический диктант – содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.
Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.
2024 год
Этимологический диктант
- Запишите слова по их происхождению.
1.Образовано от того же корня, что и слово тёпать «тяпать, рубить, бить».
2. Первоначальное значение «место, где восходит солнце».
3.Заимствовано из латинского языка «поездка»
2024 год
Этимологический диктант
- Запишите слова по их происхождению.
- Проверка:
1. топор
2.восток
3.экскурсия
2024 год
Диктант с загадками. Запишите отгадки.
1.В поле росла,
Под жерновом была.
Из печки на стол
Караваем пришла.
2. Лежит меж грядок –
Зелен и сладок.
3.Красненькая матрёшка.
Беленькое сердечко
Диктант с загадками. Запишите отгадки.
Проверка:
2. Огурец
3. Малина
Диктант по сказкам
1.В какой сказке мачеха отправила падчерицу за подснежниками зимой?
2.Кого встретила на дороге ведьма в сказке «Огниво»?
3.Сколько было сыновей у короля в сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди»?
4.На чём летали человечки из Цветочного города на Луну?
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Диктант по сказкам
1.«Двенадцать месяцев»
2.Солдат
3.Одиннадцать
4.Ракета
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Кроссворд «Развиваем внимание» Выпишите из кроссворда словарные слова
й
ц
г
б
ф
к
у
я
и
ы
ч
л
к
л
к
о
е
й
а
о
е
ц
т
с
м
ш
н
п
г
н
щ
е
ы
р
б
ш
в
у
м
щ
о
л
а
т
д
з
л
р
з
и
й
э
я
к
т
а
ж
н
а
е
х
ч
е
р
г
г
т
н
п
с
ъ
р
а
р
ф
к
о
м
о
и
е
н
т
т
о
ь
м
б
Кроссворд «Развиваем внимание» Выпишите из кроссворда словарные слова
Билет, километр, комбайн, газета, агроном, ракета, одиннадцать.
Диктант Сказочные герои
Диктант Сказочные герои
- Винни-Пух, Чиполлино, Снегурочка.
- Дед Мороз, Буратино, Дюймовочка.
- Пьеро, Конек-горбунок, Василиса Прекрасная.
- Кот Матроскин, почтальон Печкин, дядя Фёдор.
- Золушка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный.
- Ба́ба-Яга ́ , Bacилиca Пpeмyдpaя, Колобо́к .
Диктант «Тройки слов»
- Цель: развить у детей не только орфографическую зоркость, но память и внимание.
- Методика проведения:
- Учитель первый раз диктует по 3 слова.
- Дети повторяют слова и записывают их в тетрадь.
- Учитель второй раз диктует по 3 слова
- Дети проверяют работу, выделяют ударение и подчёркивают орфограммы.
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
девочка
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
медведь
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
дорога
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
завод
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
погода
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
посуда
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
ягода
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
стакан
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
молоко
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
помидор
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
иней
Диктант Узнай схематический рисунок и напиши словарное слово
Дев о чка, м е две дь , д о рога, з а во д , п о года, п о суда, яг о да, ст а кан, м о л о ко, п о м и дор, ин е й.
Диктант Собери слоги
- Жур, ный, де
- Яц, за
- Ба, со,ка
- Си, спа, бо
- Не, дель, по, ник
- Жа, по, ста, луй
- Ро, шо, хо
- Ман, дир, ко
Диктант Собери слоги
- Дежурный
- Заяц
- Собака
- Спасибо
- Понедельник
- Пожалуйста
- Хорошо
- командир
Диктант Добавь слог до словарного слова
- До ба
- Си аб
- Во бе
- Ви го
- Ни де
- Ве же
- Ди де
- На зде
Диктант Добавь слог до словарного слова
- До ба
- Си аб
- Во бе
- Ви го
- Ни де
- Ве же
- Ди де
- На зде
Дорога, спасибо, воробей, ворона, винегрет...
Диктант Обратный
- Найди ошибки и исправь
- Абизяна, извени, спасиба, досвиданья, с новым годом, с днём Рожденья, малоко,вароби, яблако, шеснадцать, пятдесят.
Диктант Обратный
О б е з ь яна, изв и ни, сп а сиб о , до св и дан и я, с Н овым годом, с Д нём ро жден и я, м о л о ко,в о роб ь и, ябл о ко, шес т на д цат ь , пят ь десят.
Диктант- молчанка
- Краткое содержание:
- Диктант-молчанка по картинкам. Этот вид диктанта проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Учащиеся молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
Выборочный диктант-молчанка по картинкам
- Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии учащиеся выбирают только слова на заданную тему или записывают слева в два-три столбика.
Цель диктанта-молчанки
- проверить знания учащихся по теме «Производные и непроизводные предлоги».
- Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов в школьном учебном процессе на уроках русского языка.
- Диктант-молчанка по картинкам: сидеть в продолжение двух часов, находиться в течение часа, говорить насчёт младшего брата, положить на счёт в банке, прочитать в продолжении рассказа, изменение в течении реки, идти вдоль лужайки, лететь навстречу солнцу, идти на дружескую встречу, идти впереди всех, расположиться вокруг костра.
Диктант на дружбу
- Написала на карточках все словарные слова, которые мы должны изучить за год.
- Делимся на группы, посыльный выбегает, вытягивает карточку, читает и запоминает слово. Бежит, диктует своей команде. Пишут все.
- Даже те, кто не умеет.
- После того, как все написали, команда встаёт и вытягивать карточку бежит следующий. И так 5 раз (т.к. в командах по 5 человек). Затем команды меняются местами, проверяют, ставят оценку. Команд всего две.
- Такой диктант проводила несколько раз, детям нравится. С каждым разом получается всё лучше. Дети пишут слова, которые мы ещё не изучали, без ошибок.
Диктант на дружбу
- Особенности интересны:
- карточки не выкладываются учителем, а вытягиваются учениками (что вполне логично для словарной работы). На свой вопрос же вы практически сами и ответили – главное не лениться и приём проводить несколько раз, тогда учениками выполняться он будет всё лучше и лучше.
- К этому – ОСНОВНОМУ – решению мне остаётся добавить лишь три штришка: 1) напомнить, что судьям нужно поставить в каждой тетради по две отметки: за «правильность» и за «дружбу» (например, в квадратике и в кружочке). И тогда возникают разные игро-терапевтические сочетания. Например, у всех в команде какое-то слово написано неправильно (за это 2), но абсолютно одинаково (за это 5!). И наоборот, кто-то сам написал правильно, а соседа не поправил, в результате все в команде «за дружбу» получают низкую оценку; 2) переходить к заключительному этапу – проверке проверяющих. И за качество их проверки ставить отметки (если стоит заслуженная двойка, то судьям – пятёрка, если незаслуженная пятёрка, то двойка или даже кол; но главное дать команде возможность отыграться!);
Диктант на дружбу
- 3) не забывать о случайном характере объединения в команды. Когда на следующем уроке кто-то из сильных учеников, случайно попав в команду с кем-то из слабых, начнут с ними работать «в одной упряжке», то это пойдёт и тем и другим на пользу. Одни перестанут то и дело громко возмущаться, а другие – подавать им для этого повод. А это самое главное. Ведь им друг с другом ещё жить и жить, поэтому дать им возможность «путём проб и ошибок» научиться как-то по своему понимать и уважать друг друга, научиться по-деловому сотрудничать с «любыми» соседями, сверстниками, одноклассниками – наша святая обязанность (и именно на уроке, в конкретном деле, на учебном материале)…
Диктант - это большое поле для творчества и для педагога, и для учащихся.
Диктанты включают детей в образовательный и воспитательный процесс, делают их активными участниками обучения, а не потребителями услуг.
Диктанты имеют большой развивающий потенциал;
расширяют кругозор и учат краткому объяснению;
воспитывают внимание к слову, любовь к языку и его носителю, что и является основной целью обучения.
2024
Виды диктантов в начальной школе
Ценность диктантов в том, что они способствуют совершенствованию навыков грамотного письма и правильному употреблению грамматических форм, а так же развитию письменной речи.
2024
Спасибо за работу!
РЕСУРСЫ
Список литературы
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.
- Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990.
- Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.
- Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.
- Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.
- Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный год.//РЯШ, 2003, № 4.