СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«виды, формы и особенности современных технологий обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете

«ВИДЫ, ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Существуют различные формы и виды современных технологий обучения в детских дошкольных учреждениях.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Просмотр содержимого документа
««виды, формы и особенности современных технологий обучения в дошкольном образовательном учреждении»»

Выступление на педагогическом совете


«ВИДЫ, ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»



Существуют различные формы и виды современных технологий обучения в детских дошкольных учреждениях.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ»;

- технология проблемного обучения в детском саду;

- технология развивающего обучения;

- Технология портфолио дошкольника;

- технология разноуровнего обучения

Рассмотрим их подробнее.

Здоровьесберегающие технологии.

Такие технологии направлены на такое развитие ребенка, которое бы сохранило ему здоровье. Вторая направленность – это формирование у ребенка компетенций, навыков, умений по ведению здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии представлены:

- медико-профилактическими технологиями (обеспечивающими сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала на основе медицинских требований и норм, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

- физкультурно-оздоровительными технологиями (направленными на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

- технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающими психическое и социальное здоровье ребенка и направленными на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ДОУ);

- технологиями здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленными на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

- образовательными технологиями (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

- технологиями обучения здоровому образу жизни (использование физкультурных занятий, коммуникативных игр, системы занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционных (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

- педагогической технологией активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности.

Проект – это особая часть воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку дошкольников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Теоретические основы организации проектной деятельности затрагивались в трудах таких исследователей, как Господникова  М.К., Дубова  М.В., Зак  А.З., Куревина  О.А., Пахомова  Н.Ю., Полат  Е.С., Чечель  И.Д. и др.

Исторический опыт использования метода проектов представлен в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б. Валясэка, Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, С.Т. Шацкого и др.

Понятие «метод проектов» или «метод проблем» связано с американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Понятие «проектный метод» наиболее полное представлено в исследованиях И.Д. Чечель. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. По его мнению, метод проектов является системообразующим компонентом при описании и характеристике различных технологий.1

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.2

 Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению.

Технология исследовательской деятельности

Компетентностно-ориентированное образование делает акцент на практические аспекты обучения, подчеркивает важность опыта, умения использовать знания в самых разнообразных ситуациях.

Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность дошкольников - это деятельность, ориентированная на решение творческих задач, в которых решение заранее неизвестно (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для  исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.3

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности4

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии.

В современный век информационных технологий важно место приобретает использования информационно-коммуникационных технологий.

Современный дошкольник должен получить все необходимые компетенции в сфере коммуникационных и информационных технологий, соответствующих его возрасту. Поэтому в ДОУ должны иметься достаточное число компьютеров и программного обеспечения.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

- исследовательский характер;

- доступность для самостоятельных занятий детей;

- развитие широкого спектра навыков и представлений;

- соответствие возрасту;

- занимательность.

Классификация программ:

- развитие воображения, мышления, памяти;

- говорящие словари иностранных языков;

простейшие графические редакторы;

- игры-путешествия;

- обучение чтению, математике;

- использование мультимедийных презентаций.

Личностно-ориентированные технологии.

Цель воспитания всегда должна быть обусловлена самоценностью личности. И.Кант говорил, что в человек всегда нужно видеть цель, но не средство ее достижения.

Уильям Глассер, изучая личностные особенности школьников, испытывающих постоянные неудачи в учебе, игре, общении, пришел к выводу о том, что не существует разнообразных неудач, если даже они преследуют человека на протяжении всей жизни. Согласно его точки зрения, в основе всех неудач лежит заниженная самоценность личности, рассогласование вербальных и невербальных (экспрессивных) выражений своих чувств.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Игровая технология

Игровые технологии являются важнейшим инструментом активизации образовательного процесса. Игра для человека является значимым фактором его существования, его мироотношения и миропонимания. Некоторые философы, например, Й.Хейзинга вообще считали, что игра есть основание человеческой жизни, человеческой культуры.5

Игровыми технологиями в обучение занимались многие теоретики и практики педагогики. К ним можно отнести П.П. Блонского, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского. Зарубежные педагогик и психологи также придавали большое значение игровым технологиям в обучении. Игра признавалась важным аспектом обучения К. Бюлером, К. Гроссом, Ж. Пиаже, Г. Спенсером, Ф. Шиллером и др.). Также сущность игры исследовали такие отечественных ученых, как Т.А. Апинян, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.

Игровые технологии являются технологиями, построенными на групповом взаимодействии с опорой на личный практический опыт участников. Опыт, который получают дошкольники в игре, иногда оказывается даже более продуктивным по сравнению с приобретенным в традиционном воспитательном процессе.

Причин здесь несколько. Во-первых, с помощью игровых технологий можно увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представлять последствия принятых решений, получить возможность проверки альтернативных решений и примерить те или иные социальные роли. Во-вторых, информация, используемая человеком в повседневной жизни, в большинстве случаев является неполной, искаженной, а в игре он получает пусть и не полную, но точную информации, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. 

Игровые технологии в обучении должна отвечать следующим принципам и правилам: 

1) организация все необходимых для проведения игры условий – психологических, социальных, технических; 

2) учащиеся должны проигрывать разнообразные игровые роли: «оппонент», «пессимист», «оптимист», «реалист», «адвокат дьявола», «компетентный судья», «провокатор», «психолог» и др. - с учетом индивидуальных (интеллектуальных и творческих) способностей каждого участника, проявляемых в процессе игрового взаимодействия; 

3) соблюдение всех существующих правил игры, которые разработали сами дети; 

4) соблюдение четко очерченного регламента времени на всю игру и на каждое действие; 

5) обязательность участия детей во всем цикле игры; 

6) новизна в содержательном плане, так и в выборе технологии обучения.6

Игра как технология обучения в общем виде выполнять диагностическую, обучающую, психотерапевтическую и коммуникативные функции. 

В ходе различных игр обычно придерживаются следующих правил: 

- контроль времени, чтобы не нарушать правила оптимального временного режима; 

- избегать длительных дискуссий по общим вопросам или возвращаться к вопросам, оставленным «на потом»; 

- задавать острые короткие вопросы, на которые все участники по очереди должны дать ответы; 

- оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал; 

- педагог должен иметь с участниками обратную связь; 

- педагог напоминает обучаемым, чего им удалось достичь, а чего не удалось достичь;

- педагогу необходимо благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы. 

В рамках ДОО все игры и пособия располагаются в определенном месте, называемым «интеллектуально-игровым центром». Одним из вариантов оформления «центра» может являться объемный или плоскостной «Фиолетовый лес», «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.

«Фиолетовый лес» - это определенный виртуальный, несуществующий мир, внешний вид которого определяется фантазией и творчеством воспитателя. В сущности, «Фиолетовый лес» является сенсомоторной зоной, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию.

Развивающая среда.

Развивающая предметная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Одной из характеристик развивающей предметно-пространственной среды является то, что она может как способствовать развитию ребенка, так и препятствовать ему. Это происходит при однообразии предметов и явлений этой среды, что может привести к угасанию познавательной активности ребенка. Однообразная среда не вызывает новых впечатлений не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть, в ней нет элемента неожиданности.

По мнению М.Н. Поляковой, во многих ДОУ предметно-пространственная среда используется с различными ошибками.7

Большинство детских садов спроектированы так, что в них очень много плоскостей, что порождает однообразие в восприятии окружающей среды.

Оборудование и мебель в детсадах размещается стандартно и традиционно, что уменьшает их объемное воздействие на пространство. Ребенок фактически видит такую обстановку и дома – в центре стол, шкафы у стен. Все это не дает достаточной зрительной информации.

Такая традиционная компоновка помещений и мебели создает у ребенка ощущение большого числа людей, что создает внутреннюю напряженность.

Единое нерасчлененное пространство игровой комнаты или площадки, рассчитанное на одновременное, длительное пребывание большого количества детей, не отвечает основным «пространственным потребностям» детей, не учитывает сложную социально-психологическую структуру детского коллектива и особенности ее развития.

Важнейшим элементом данного пространства является положение взрослого. Очень часто это положение определяется как «взрослый над ребенком», что ограничивает возможности для саморазвития ребенка. Необходимо, чтобы взрослый был в положении «вместе с ребенком». Это позволит активизировать его инициативу, снижать внутреннюю скованность.

Развивающая среда - это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе.

Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Важнейшим элементом развивающей среды являются развивающие игры и соответствующее оборудование, инструменты и материалы.

Особенности развивающих игр - многофункциональность.

Многофункциональность развивающих игр состоит в следующем:

Во-первых, с помощью одной игры можно решать различные задачи: например, игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» решает задачи:

- Сенсорного развития (цвет, форма, величина);

- Математического развития (осознание структуры геометрических фигур (стороны, углы, вершины, диагональ), оперирование меркой);

- По развитию психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения);

- По освоению приемов конструирования геометрических фигур и алгоритма сложения предметных форм;

- По развитию умения читать и работать со схемами;

- По развитию связной и аргументированной речи.8

Во-вторых, одну задачу можно решить с помощью разных игр Воскобовича.

Особенности развивающих игр - вариативность.

Во-первых, в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. Например, варианты усложнения игры «Чудо-соты»:

- 2-3 года - рассматривание геометрических форм, вкладывание и выкладывание, сортировка по цвету, нахождение фигур по образцу, называние форм, признаков, действий;

- 3-4 года - составление сот по цвету, по количеству деталей, по пространственному расположению на поле, выкладывание на столе по заданию взрослого, составление фигур способом наложения на схему, придумывание сюжета с помощью взрослого;

- 4-6 лет – выстраивание сот в горизонтальной и вертикальной плоскости по заданию взрослого, составление фигур по схематическим рисункам в натуральную величину и уменьшение масштаба, составление описательных рассказов;

- 6-8 лет - составление фигур по силуэтным схематическим рисункам (без прорисовки деталей сот), составление собственных фигур и их зарисовка на бумаге, составление сюжетных рассказов по придуманным фигурам.

Во-вторых, каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней.

Таким образом, развивающая среда стимулирует формирование творческого начала в ребенке. Он более охотно играет в развивающие игры, если для этого имеются все условия – площадка, оборудование, инструменты, материалы и т.д.

Формами воспитания на основе инновационных технологий являются НОД и использованием ИКТ, кружки и конкурсы, экскурсии, самостоятельная деятельность.

Технология «ТРИЗ» 

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.


Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);

  • −содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);

  • −рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Технология разноуровневого обучения

Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

Таким образом, методы и формы воспитательного процесса на основе современных технологий обучения позволяют реализовать те требования и принципы, которые заложены в новой парадигме образования в целом и новом государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания, в частности.


1 Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник. – М.: Академия, 2014. 

2 Cластенин В.А. Психология и педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. 

3 Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.

4 Данилова Т.И. Современные образовательные технологии в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru

5 Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. С. 25.

6

7

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!