СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды, формы и способы применения творческих работ на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для нового этапа развития современного  образования характерны серьезные качественные изменения, затрагивающие структуру и содержание обучения, что обусловливает совершенствование системы методов и средств, кардинально меняет ориентиры всего образовательного пространства. Это касается и начальной школы . На первый план выдвигается необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, развивающей индивидуальные способности обучающихся, их познавательный интерес и способность самостоятельно выполнять исследовательские задания. У учителей появилась возможность выбрать наиболее оптимальные и эффективные методы и технологии обучения.

Просмотр содержимого документа
«Виды, формы и способы применения творческих работ на уроках русского языка в начальной школе»

Виды, формы и способы применения творческих работ на уроках русского языка в начальной школе


Для нового этапа развития современного образования характерны серьезные качественные изменения, затрагивающие структуру и содержание обучения, что обусловливает совершенствование системы методов и средств, кардинально меняет ориентиры всего образовательного пространства. Это касается и начальной школы . На первый план выдвигается необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, развивающей индивидуальные способности обучающихся, их познавательный интерес и способность самостоятельно выполнять исследовательские задания. У учителей появилась возможность выбрать наиболее оптимальные и эффективные методы и технологии обучения.

В условиях внедрения новых образовательных стандартов учителя начальных классов наряду с традиционными методами и приемами применяют и творческие виды заданий и упражнений для осознанного, самостоятельного изучения языковых единиц. Современное обучение русскому языку ребенка младшего школьного возраста не мыслится без целенаправленной работы по развитию его творческих способностей, активизации мыслительной деятельности посредством выполнения заданий творческого характера. Целенаправленное и систематическое использование творческих упражнений на уроках русского языка способствует развитию связной речи младших школьников, раскрывает потенциал каждого ученика, открывает возможности для формирования самостоятельного мышления, помогает самому добывать базовую информацию.

Важное место в обучении русскому языку в начальной школе занимают текстовые творческие упражнения. По сравнению с лексико-орфографическими упражнениями они обладают существенным преимуществом. Работа с текстом направлена на более полное и глубокое понимание учащимися начальных классов значений изучаемых языковых категорий, способствует точному усвоению их функционального назначения, установлению сочетаемости с другими языковыми единицами. Текстовая работа обеспечивает учащихся образцами правильной речи, расширяет границы применения полученных ими знаний .

Тексты, предлагаемые для творческой работы на уроке, должны иметь воспитательную, познавательную, художественную направленность. Данное условие позволяет всецело привлечь внимание обучающихся, воздействовать на их нравственно-этические качества, развить умение применять полученные знания в реальной действительности . Оригинальные вопросы и задания к текстам, точно учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются существенным условием сохранения материала в памяти.

Процесс выполнения творческого текстового упражнения должен представлять собой хорошо продуманный, последовательно осуществляемый, логически завершенный цикл. Различная организация и проведение творческих текстовых упражнений обусловлено различным уровнем подготовленности школьников, их творческой и практической деятельности. Методика использования всех видов творческих упражнений определяет общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения. Чтобы успешно справиться с поставленными в них практическими и творческими задачами, школьникам необходимо осознать цели выполнения такой работы, увидеть и понять возникшую проблему, определить содержание, последовательность и результаты выполнения предстоящей деятельности.

Для подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений намечаются основные направления, эффективные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задания. Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать исходный текст, восстановить деформированный, составить текст по заданным частям, подготовить задания и вопросы к исходному материалу. Обучающиеся записывают текст (или его часть) и последовательно выполняют несколько заданий: по орфографии, синтаксису, по другим разделам языка. В этапы выполнения заданий учитель включает задание по теме урока, носящее исследовательский характер и имеющее целью подвести ученика к определению темы урока, к изучаемой категории или языковой единице, с которой они будут работать. Исследовательские действия могут быть разнообразными и усложненными. Текст должен подбираться учителем в зависимости от целей, задач урока и уровня подготовленности учащихся .

Работа с текстовыми творческими упражнениями может быть представлена следующим образом.

  1. Завершение текста, используя его начало.

Учитель читает учащимся незаконченный текст.

В полдень неожиданно поднялся сильный ветер. Небо заволокло снежными тучами, пошел крупный снег. Снежинки кружились в воздухе и оседали на землю...

Задание: продолжить рассказ от имени детей, возвращавшихся из школы; щенка, сидящего под лавкой; воробья на крыше; дворника.


  1. Составление текста по его концовке.

... Лежавшая на подоконнике кошка Мурка так ничего и не ответила мне.

...Я так и не смог решить эту странную задачу.


  1. Составление второй части текста, по опорным словам, (последнее предложение составляется самостоятельно).

Дети внимательно читают первую часть текста и знакомятся с заготовками для второй части. Им предлагается сформулировать самостоятельно задания к тексту.

Наступила долгожданная весна. Солнце стало теплее пригревать. Дни стали длиннее, а ночи - короче. Небо посветлело. Реже стали идти дожди. Все деревья надели новый наряд.

Опорные слова для второй части: радует, великолепные краски, ветер, наш город, дворы и улицы, птицы, теплые края, прекрасная пора.


  1. Восстановление пропущенных слов в предложениях текста.

Учащиеся записывают текст, вставляя пропущенные слова.

Тема: «Глагол».

Задание: познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы.

Ягодная поляна.

Справка: отправились, растет, разносится, собрали, сварила, спряталась, нашли.

В лесу_мы ягодную поляну. Здесь_красная земляника. А под кустиками_веселая голубика. Аромат от ягод_по всей округе. Спелые ягодки_мы в лукошко. Веселые и довольные_домой. Бабушка_душистое варенье из наших ягод.


  1. Восстановление текста по смыслу без справочного материала.

Задание предлагается при изучении темы «Имя прилагательное». Учащиеся знакомятся с разнообразными вариантами словесных сочетаний.

_ ветер разогнал_ облака. Над городом нависла_туча. Скоро грянут _раскаты грома. _капли дождя барабанят по крышам.


  1. Деление текста на части по заданной орфограмме.

Учащиеся находят в тексте слова с орфограммой, которой нет в одной части текста, но они представлены в другой части текста.

Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили ее водой. К утру вода замерзла. Хороший каток получился.

Вечером девочки взяли коньки и пошли кататься. Весело на катке!

Мальчики взяли коньки, клюшки и шайбу и стали играть в хоккей.


  1. Составление текста со словами по данной теме.

Например, при изучении имени существительного: над рекой, по мосту, машины, на прогулку, день, в лесу, сосны, ели.


  1. Сокращение одной части исходного текста и завершение его концовки.

Полученный текст представляет собой своеобразное соединение сжатого изложения и сочинения.

Для данного вида работы с текстом можно подобрать материал из трех-четырех небольших частей. Выполняя данную работу, учащиеся из одной или двух частей исходного текста составляют сжатое изложение, концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл предыдущих частей. При этом дети учатся выражать собственные мысли, размышлять, делать заключения по идее текста. Это творчество напоминает сочинение.

Однажды по лесу бродил маленький медвежонок. Он рано проснулся и вылез из берлоги. Далеко от мамы ушел малыш и заблудился. Сел медвежонок на пенек и громко заплакал.

Вдруг из-за куста выскочил к нему заяц. Косой стал смеяться над бедным медвежонком, который не мог найти дорогу домой. Услышал это тетерев и прогнал зайца. Успокоил он малыша и решил проводить к маме.

- Не плачь, медвежонок, найдем мы твою берлогу, - сказал тетерев. - Я полечу между деревьями, а ты иди за мной.

Так и сделали. Тетерев летел, а медвежонок бежал за ним. Так и добрались они до дома. Хорошо мама-медведица еще не проснулась и ничего не узнала.

- Почему ты мне помог? - спросил медвежонок.

- А знаешь, когда-то...

Задание 1. Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте его и составьте ответ тетерева медвежонку.

Возможные варианты названий текста: Медвежонок и тетерев. Бедный малыш. Медвежонок заблудился.

Задание 2. Сократите первую и вторую часть до трех-четырех предложений.

Задание 3. Напишите текст с сокращенной первой частью и составленной концовкой.

Задание 4. Расскажите об изученных орфограммах. Найдите слова, в которых встретилось по две орфограммы.


  1. Работа с деформированным текстом.

Дается исходный текст, в котором предложения записаны вразброс. Необходимо восстановить последовательность предложений по смыслу. Последнее предложение текста подчеркнуто.

Задание 1. Сформулируйте задание к тексту (нужно найти первое предложение и записать все предложения в смысловой последовательности).

Задание 2. Назовите предложения, в которых есть слова, отвечающие на вопрос какой? и обозначающие цвет.

Задание 3. Найдите в первом тексте предложение, соответствующее схеме:

  1. На лугу летают белые, желтые, синие бабочки. Растаял на дорожках снег.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прилетели из теплых краев перелетные птицы. Пришла солнечная весна.

  1. Он покрыл белым одеялом поля и луга, крыши и дороги. По дорогам скользят машины.

Мороз расписал узором стекла на окнах. Выпал долгожданный снег.

  1. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня.


  1. Составление текста по завершению предложений по догадке.

Роса брызгала в ли? с высокой тра?, капала с ?вьев в ре?.

Я промок ?сквозь от этой ?сы и развел ?стер.

Дым подыма? к ?шинам дер?.

Я сушился и смот? на ре?.

Желтые лис? ?ыли островами по темной во?.


  1. Исключение предложений, не соответствующих теме.

Задание: пользуясь текстом, составьте описание белого гриба. Исключите предложения, которые не подходят по теме.

Однажды рано утром я направился в лес за грибами. Больше всего мне хотелось найти белый гриб. Он мне снился, толстенький, кругленький, шляпка коричневая.

В лесу мне попадались и сыроежки, и маслята, и подосиновики. А белого гриба не было. Долго я ходил по лесу. А мое счастье было на самой опушке. Рядом с орешником стоял настоящий белый гриб. Я нагнулся и потрогал его. Он крепко сидел в земле.

Осторожно я взял белый гриб и положил его в корзину. Красавец, а не гриб! Ни один гриб не может сравниться с белым грибом.


  1. Определение границ предложений в тексте.

Галка выпала из гнезда, ее нашли в саду на земле она была желторотая, летать не умела и ходила с трудом теперь Сережа с утра копал землю и добывал червей для галки галка жила в его комнате в коробке от кубиков целый день ее крики разносились по двору галка росла деловитой походкой она ходила по дому и по двору сама копалась под кустами сирени - искала червей галка ходила с Сережей на прогулки.


  1. Составление текста по описанию предметов.

Собака красивая. Могучие лапы в белых носках. Нос приплюснутый. Коричневая спинка, как у тигра. Собаку звали Булей.

Чудесный сибирский котенок. Пушок. Игривый. Черный гладкий носик. Пушистые лапки.


  1. Составление текста-рассуждения по вопросам к ответу загадки.

Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки. На земле лежат листки – маленькие лопушки. Нам он как хороший друг – лечит ранки ног и рук. (подорожник)

Текст загадки о подорожнике – это пример описания растения. Учитель задает вопрос к этой загадке: Почему? При каком условии? Например: Почему подорожник назван хорошим другом? При каком условии подорожник лечит ранки рук и ног? На основе ответа составляется рассуждение .


  1. Восстановление текста по опорным фразам.

Для указанного вида деятельности первое предложение текста дается в готовом виде. В нем заключается основная мысль. Учащиеся ее детализируют, распространяя предложенные учителем опорные фразы и составляя из них предложения. В каждое предложение вводятся слова по теме урока. В данном случае учащиеся используют близкие по значению глаголы. Одинаковые глаголы не должны повторяться. Тема: «Глагол».

Задание 1. Прочитайте первое предложение и опорные фразы. Сформулируйте задание к упражнению (среди добавленных в опорные фразы слов обязательно должны быть глаголы).

Задание 2. Назовите из предложений (где это возможно) по два слова с одинаковой орфограммой.

Мы расположились в лесу. День и ночь - костер. Вечером у костра - зверь. Зверь - черный нос. Нос - воздух. Острая морда - трава. Заросли - барсук. Сковородка - картошка. Барсук - сковородка, - нос. Барсук - вопли, боль.

Основной чертой данного вида деятельности является возможность формирования у младших школьников логического мышления, так как задания, предлагаемые в текстовых творческих упражнениях, нацелены на мыслительные действия: суждения, умозаключения, выведение понятий.

Ценность представленных упражнений видится в самостоятельном разноплановом анализе исходного материала, в приобретении младшими школьниками умения находить нужные языковые единицы, категории. У учащихся создается внутренняя установка на определенную поисковую деятельность, вместе с тем развивается память, внимание, мышление, речь. Текстовые творческие упражнения способствуют росту мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников, развивают творческий потенциал учащихся. Поэтому творческие упражнения должны прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Они помогают создать на уроке атмосферу заинтересованности, ситуацию успеха, что способствует общему развитию детей.