Шес т надцатое февраля Классная работа
Виды глагола
Запишите в тетради слова в два столбика.
Что делать? Что сделать?
исчезать вообразить
- Почему мы записали глаголы в два столбика?
Чем они различаются?
- Этот признак глагола имеет свое название – вид глагола .
Дорогие ребята!
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией — вид глагола .
Вы узнаете, что глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, и научитесь определять вид глагола.
Как подписать картинки?
Бабушка вязала шарф. Бабушка связала шарф.
Б
Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет.
- Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось , достигло (достигнет) своего предела: связала .
- Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала .
Расшифруйте запись
читать прочитать
Что делать? Что сделать?
НВ СВ
(невовершенный вид) (совершенный вид)
Как определить вид глагола?
- Правильно поставь вопрос!
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Летать, рисует, выбирали
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Вернуться, напишет, пришли
Учимся играя. Вопрос с приставкой.
Легко запомнить : глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с- .
Распределительный диктант «Советуют пословицы»
- Выпишите глаголы в столбик, определите их вид, поставив к ним вопросы.
- Образец: свалить (что сделать?) – СВ .
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
- Свалить дерево – секунда, а вырастить – годы.
- Не потрудиться (что сделать?) – СВ
- Не добиться (что сделать?) – СВ
- Родиться (что сделать?) – СВ
- Учиться (что делать?) – НВ
- Трудиться (что делать?) – НВ
- Не сидится (что делает?) – НВ
- Свалить (что сделать?) – СВ
- Вырастить (что сделать?) – СВ .
ЗАПОМНИТЕ,
глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени , они не имеют формы настоящего времени .
ЗАПИШИТЕ в тетрадь для правил!
Сравни!
Важный вывод!!!
- Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела : приехал, выбросили .
- Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала, ходит и т. д.
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали ? и т. д. Бежать, смотрит, растили .
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Помыть, купит, выиграли .
Контроль с проверкой!
- 1 . В каком ряду все глаголы совершенного вида?
- А) поговорить, приезжать, знаю
- Б) скажет, продолжить, дадут
- В) сказали, сдают, покататься
- Г) разыскал, заканчиваем, продадут
- 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
- А) ухожу, даю, бросаю
- Б) испугался, шел, прибежал
- В) ждал, едем, смог
- Г) прилетел, рассказывает, жмурится.
- 3. Какая пара глаголов не является видовой парой?
- А) сесть - садиться
- Б) делить - разделить
- В) класть - положить
- Г) идти - ходить.
Б
А
Г
Домашнее задание
- Внимательно изучите материалы презентации
- Поработайте в тетради для правил
- Прочит. пар. 108, стр. 123-124
- Упр.680 ( по образцу в учебнике!!!)
- 1 вариант – 1 абзац (шагнуть…..кивать)
- 2 вариант – 2 абзац ( отъехать…восставать)