Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Информационно-познавательный проект
Тема проекта:
Виды головоломок
Автор проекта: Гончаров Илья обучающийся 7а класса Наставник проекта: Андреева Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания |
Троицк
2022 г.
Содержание
Аннотация наставника
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть
1.1.Из истории головоломок………………………………………………………………….…4
1.2.Определение и виды головоломок……………………………………………………….…5
Практическая часть
2.1. Печатные головоломки…………………………………………………………………….7
2.2. Технология изготовления информационного буклета………………………………….11
2.3. Результаты опроса…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………………..16
Приложение……………………………………………………………………………………..17
Введение
Есть такая особая порода людей, которые больше всего на свете любят «ломать голову». Наткнувшись на очередную загадку, люди приходят в дикий восторг и тут же бросаются разгадывать её так, как будто от этого зависит их жизнь. Увлечение разгадывать головоломки принесло человечеству огромную пользу. Многие великие открытия совершались именно благодаря людям, которые разгадывали разного рода загадки.
Мои сверстники, так же, как и я, часто играют в игры в своих телефонах. Я наблюдал за ребятами на переменах и сделал вывод, что многие заняты компьютерными играми. Даже на простое общение не остаётся времени. Как объяснить, что есть множество логических игр, которые помогают интересно проводить время, развивая умственные способности? Задавая себе этот вопрос, я решил узнать больше о головоломках и выяснить: будут ли такие игры интересны моим сверстникам?
Головоломка - гимнастика ума. Решение головоломок развивает память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность и помогает усваивать предметы математического цикла.
Цель исследования: изучение видов головоломок
Задачи проекта: изучить информацию о различных видах головоломок; сделать подборку занимательных головоломок; создать буклет.
Методы и способы исследования:
1. Изучение и анализ литературы по данной теме;
2. Использование интернет-ресурсов;
3. Проведение опроса одноклассников;
4. Создание буклета
Объектом исследования являются головоломки.
Предметом исследования является решение головоломок как способ интеллектуального развития без использования электронных гаджетов.
Гипотеза: Головоломки расширят круг интересов школьников в освоении логических некомпьютерных игр.
1.1. Из истории головоломок
Головоломки известны человечеству с глубокой древности. Из различных исторических
источников, изображений на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах учёные в наше время находят оригинальные логические задачи. [2]
Задачи, над которыми можно было бы «поломать голову», с древних времён были интересны человечеству. Они представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Благодаря решению этих задач развивались успехи математики в древности, что помогало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематику. [4]
В Европе первым собранием головоломок и логических задач стала книга «Задачи для
развития молодого ума» ирландского богослова, Учёного и просветителя Алкуина. Она появилась во второй половине IX века. Математика стала в виде законченной науки и применялась в различных сферах. Выросла образованность, и расширился круг людей, интересующихся головоломками. Это время расцвета средневековой истории головоломок. В книгу была включена «задача о переправе» которую решают дети и в наши дни. Итальянцы Фибоначчи (XIII век), которому принадлежит знаменитая задача о кроликах и Тарталья (XVI век) включали головоломки в свои научные изыскания.
Шахматы, завезённые в Европу еще в XI веке, стали толчком для изобретения новых
логических задач и связанных с ними головоломках.
Широкое распространение головоломок приходится на XIX-XX века. Американец Сэм
Ллойд стал известен, благодаря шахматным задачам. Первую головоломку он придумал в 14 лет. В его руках задачи превращались в увлекательные истории. Именно благодаря ему и англичанину Генри Дьюден головоломки проникли в газеты и стали популярны среди широких масс населения.
Великим изобретением стала головоломка «пятнашки», которую изобрел Ной Палмер
Чепмен из Канасоты. Даже сейчас эта игра очень интересна детям и взрослым.
Самой популярной головоломкой с 1975г. и по сей день во всем мире является кубик
Рубика, который изобрел венгерский архитектор ЭрноРубик. Кубик стал не только игрушкой, развивающей внимание, логику и терпение, но и объектом для исследования математиков и инженеров. В 1980 г. его собирали каждый пятый житель Земли.
Таким образом, с древних времён людям нравятся задачи, для решения которых нужны не только формулы, но и хорошо работающая голова, а именно фантазия и сообразительность. На протяжении веков создавались различные головоломки, которые интересны и познавательны в наше время[6].
1.2. Определение и виды головоломок
Головоломка — это задача или загадка, для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке.
Существует много различных головоломок, но определенных видов нет.
Здесь представлены некоторые примеры предполагаемых видов головоломок.
Устные головоломки – головоломки, условие которых может быть передано в устной речи. К ним можно отнести: загадки, шарады, парадоксы, игру данетки.
Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:
- Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит:
- О, милая, что с тобой случилось???
И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:
- Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
Головоломки с предметами – головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.
Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным. (Приложение 1)
Печатные головоломки – головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различны геометрические и математические головоломки и многие другие. Одним из головоломок такого типа является головоломка «34». Она заключается в том, что у тебя имеется табличка с числами и к этим числам надо приписать цифры так, чтобы в каждой строке и столбце сумма этих чисел была ровна 34. (Приложение 2)
Компьютерные головоломки. В первую очередь туда попали устные и печатные головоломки, а также стали активно создаваться программы-головоломки: флеш-головоломки, пасьянсы и другие. Например, одна из известных компьютерных головоломок – Сапёр. Цель этой игры заключается в том, что надо открыть все ячейки, не попав на мины (Приложение 3).
Механические головоломки — это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, кубик Рубика, пазлы, пентамино и др. Такие головоломки ещё называют вращательными. Вращательными называются головоломки, суть которых заключается в поворотах рядов кубиков (и не только кубиков), из которых они состоят. Практически каждый может собрать одну грань кубика Рубика, но чтобы составить его полностью, часто приходится серьёзно задуматься. Собирая первую грань (или первый слой), можно не заботиться об остальных, но когда остаётся поменять местами последние несколько кубиков, очень легко всё испортить и начинать сначала (Приложение 4) [1].
Практическая часть 2.1. Печатные головоломки
Я решил рассмотреть более подробно печатные головоломки, которые можно решать на переменах среди учащихся класса.
Содержание:
Ребусы
Лабиринты
Анаграммы
Магические квадраты
Найди слово
Кроссворд
Фильворд
1.Ребусы
Кто из нас не знаком с ребусами? Эти занимательные шифровки знакомы всем от мала до велика. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр. Слово "ребус" переводится с латинского как "при помощи вещей". Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов. Чтобы разгадать ребус, важно не только знать, что нарисовано, но и учесть расположение рисунков и символов друг относительно друга, и это достигается практикой. Есть некоторые негласные правила, по которым составляют ребусы, и разгадывать их легче тоже по тем же правилам, а правила такие:
Общие правила разгадывания ребусов
Слово или предложение в ребусе делится на части, которые изображают в виде рисунка или символа. Читают ребус всегда слева направо, реже сверху вниз. Пробелы и знаки препинания не читают. То, что в ребусе нарисовано на картинках, читается в именительном падеже, обычно в единственном числе, но бывают исключения. Если нарисовано несколько предметов, стрелкой указывают, какую именно часть всего изображения используют в этом ребусе. Если загадывается не одно слово, а предложение (пословица, крылатая фраза, загадка), то в нём помимо существительных есть глаголы и другие части речи. Обычно это оговаривается в задании (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен всегда иметь решение, причём одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается [8].
3 ∠ Ь ,,,
2.Лабиринты
Происхождение задачи о лабиринтах относится к глубокой древности и теряется во мраке легендарных сказаний. Древние, — да, пожалуй, многие и теперь, — задачу о лабиринтах считали вообще неразрешимой. Человек, попавший в лабиринт, не мог уже из него выйти, если только какое-либо чудо или случай не приходили ему на помощь.
Слово «лабиринт» — греческое и в переводе означает ходы в подземельях. Существует, действительно, очень много природных подземных пещер с таким огромным количеством по всем направлениям перекрещивающихся коридоров, закоулков и тупиков, что нетрудно в них заблудиться, потеряться и, не найдя выхода, умереть от голода и жажды.
Словом «лабиринт» чаще всего обозначали именно искусственное чрезвычайно сложное сооружение, составленное из очень большого числа аллей или галерей, бесчисленные разветвления, перекрестки и тупики которых заставляли попавшего туда бесконечно блуждать в тщетных поисках выхода. Об устройстве таких лабиринтов слагались целые легенды.
Метод правой (левой) руки является наиболее простым и верным, но применим только к односвязным лабиринтам и в том случае, когда не требуется отыскать кратчайший путь.
Метод зачеркивания тупиковых ходов является универсальным для решения любого типа лабиринтов, применим как для неформальных исполнителей (людей), так и для формальных (роботов) [3].
3. Анаграммы
Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов[5].
Т
ИР Т _ _ (цифра)
Т
ОСКА С_ _ _ _ (часть гектара)
А
РАП П_ _ _ (двойка)
С
ПЛЮ П_ _ _ (математический знак)
С
КОРО С_ _ _ _ (двузначное число)
Б
РОМ Р_ _ _ (геометрическая фигура)
Ш
АКАЛ Ш_ _ _ _ (линейка на измерительном приборе)
Л
ЕТО Т_ _ _ (любая объёмная геометрическая фигура)
4. Магические квадраты
Магический квадрат - квадратная таблица., заполненная. различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
5. Филворд
Филворд – это разновидность головоломки. Он имеет вид сетки, заполненной буквами. Чтобы разгадать филворд, нужно найти и зачеркнуть или обвести все слова, которые предлагаются в задании[7].
2.2. Технология изготовления информационного буклета
Буклет – это произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст на буклете может читаться без разрезки, раскрывается напечатанный буклет, как ширма. Это вид печатной публикации, которая содержит информацию по предложенной теме.
Создавать буклет я буду с помощью программы Microsoft Word, она представляется мне наиболее удобной и простой. Приступая к созданию буклета необходимо разработать описание его структуры. Продумать краткое содержание информации, определить расположение иллюстраций.
Большинство школьников практически не информированы о видах головоломок. Для улучшения существующей ситуации необходимо проводить регулярную просветительскую работу среди обучающихся с целью доведения до их сведения использования головоломок на переменах
2.3. Результаты опроса
Ребятам моего класса на перемене я раздал буклеты с содержание печатных головоломок разного характера. Они их внимательно рассмотрели, начали решать. После этого я решил провести опрос для определения заинтересованности учащимися в головоломках. В опросе приняло участие 22 человека.
Опрос.
Для определения заинтересованности учащимися в головоломках.
1. Часто ли Вы разгадываете головоломки?
Да ___________________ Нет___________________
2. Любите ли Вы разгадывать ребусы?
Да ___________________ Нет___________________
3. Какие головоломки Вам больше нравятся?
Лабиринты ___________ Магические квадраты______________
Ребусы ______________ Найди слово___________
Анаграммы___________ Кроссворд/Фильворд___________
4. Хотели бы разнообразить перемены разгадыванием головоломок?
Да ___________________ Нет___________________
Я получил следующие результаты.
Таким образом, я пришел к выводу, что можно использовать головоломки для разнообразия перемен. Это отвлечёт ребят от телефонов, расширит круг интересов школьников. Ребята моего класса с интересом решали головоломки, с некоторыми из них им довольно тяжело было справиться. Головоломка «Магический квадрат» показалась для них наиболее сложной. Думаю, я предложу такой способ проведения перемен и в других классах.
Заключение
В ходе работы над моим проектом я изучил историю головоломок. Рассмотрел виды головоломок и более подробно остановился на печатных головоломка. Отобрал по-своему усмотрению наиболее интересные для создания буклета. Ребятам моего класса на перемене я раздал буклеты с содержание печатных головоломок разного характера. Они их внимательно рассмотрели, начали решать. После этого я решил провести опрос для определения заинтересованности учащимися в головоломках. В опросе приняло участие 22 человека.
Таким образом, я пришел к выводу, что можно использовать головоломки для разнообразия перемен. Это отвлечёт ребят от телефонов, расширит круг интересов школьников. Ребята моего класса с увлечением решали головоломки, с некоторыми из них им довольно тяжело было справиться. Головоломка «Магический квадрат» показалась для них наиболее сложной. Думаю, я предложу такой способ проведения перемен и в других классах.
Список литературы
1. Таунсенд, Ч.Б. Звёздные головоломки. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 112с.
2. Таунсенд Ч.Б. Математическая магия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 123с.
3. Таунсенд, Ч.Б. Самые головоломные головоломки в картинках. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 115с.
4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2003
5. Годованюк Е.В. Кроссворды по математике// http://festival.1september.ru/articles/412386/ (Дата обращения – 28.12.2021)
6. История появления головоломок, их создание и развитие // https://solunsun.ru/istoriya-poyavleniya-golovolomok/
7.Математические головоломки и кроссворды // http://genius.pstu.ru/file.php/1/pupils_works_2016/Ostanina.pdf (Дата обращения – 20.02.2022)
8. Ребусы, загадки, головоломки // https://rebuskids.ru/ (Дата обращения – 05.03.2022)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4