Для определения уровня качества образования по каждой дисциплине или модулю создаются фонды оценочных средств. Они обеспечивают контроль качества и управление процессом формирования компетенций обучающихся.
Анализ литературы показывает, что стандартно выделяют предварительный, текущий (промежуточный), рубежный (тематический), итоговый контроль.
К итоговому контролю и в конце обучения, могут быть отнесены также устный квалификационный экзамен, выпускные практические квалификационные работы..
Каждый из названных видов контроля может осуществляться с использованием разнообразных форм.
Форма контроля | Краткая характеристика |
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи |
Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально -ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорно го вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения |
Портфолио | Собрание работ определенного студента, иллюстрирующее его знания, навыки в какой-либо дисциплине или нескольких дисциплинах. В каком-либо виде деятельности |
Проект | Работы, планы, мероприятия, исследования и другие задачи, направленные на создание уникального социального и учебного продукта. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень формирования аналитических навыков, навыков практического и творческого мышления. Проект может быть индивидуальный или групповой |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала |
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающего Это краткое изложение содержания своих трудов, рефератов в письменном виде. Цель написания реферата – привитие обучающему навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обзорам и статьям. Для подготовки реферата обучающему предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающего, представляет собой публичное выступление по результатам анализа, решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской темы |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и направленное на выявление знаний. |
Творческое задание | Форма организации контроля сформированности умений, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание обучающимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Творческие задания могут быть когнитивными, креативными и организационно-деятельностными. Задание быть представлено как индивидуальное, так и групповое задание |
Тест | Форма контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Система стандартизированных заданий по дисциплине, направленных на выявление степени формирования когнитивного компонента компетенции |
Тренажер | Техническое средство, позволяющее диагностировать наличие и степень выраженности умений и владения профессиональными компетенциями обучающимся |
Эссе | Оценочное средство, направленное на оценку умений обучающегося самостоятельно проводить анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария изучаемой дисциплины и письменно излагать суть исследуемой проблемы; умений делать собственные выводы и представлять авторскую позицию |
Моделирование | Диагностика степени овладения обучающимся способностью создавать заданные ситуации, связанные с реальной профессиональной деятельностью |
Письменная работа | Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. |
Отчет по практике | Специфическая форма письменных работ, позволяющая обучающему обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения учебных и производственных практик |
Электронный практикум | Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным обучающимся. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется обучающему в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый обучающимся в базу данных. Данный способ контроля может использоваться при организации таких видов учебной работы как письменная экзаменационная работа. |
Экзамен | Форма промежуточной аттестации обучающегося, определяются учебным планом подготовки по направлению |