ВИДЫ И ФОРМЫ организации КЛАССНОГО ЧАСА
Подготовила учитель письма и чтения, классный руководитель 7 класса КС(К)ОУ "Шумерлинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» ВЕСЕЛКИНА Л.В.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа
- Определение целей и задач.
- Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
- Создание психологического настроя.
- Предварительная подготовка.
- Проведение самого мероприятия.
- Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
- обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, про-ектирование более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Содержание классных часов соответствует следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- правовое воспитание;
- физическое и умственное развитие личности.
Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:
- Принцип взаимосвязи сознания и деятельности ;
- Принцип личностно-ориентированного подхода;
- Принцип вариативности;
- Принцип продуктивности.
Основные компоненты классного часа:
- целевой;
- содержательный;
- организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.;
- оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка.
Технологические аспекты организации классного часа:
- определение педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
- уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;
- определение времени и места проведения классного часа;
- определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
- подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
- определение участников подготовки и проведения классного часа;
- распределение заданий между участниками;
- проведение классного часа;
- анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению
Дискуссионные формы проведения классного часа
- Диспут;
- Дискуссия;
- Конференция;
- Круглый стол;
- Гостиная;
- Салон;
- Лекторий.
Мероприятия состязательного характера:
- конкурсы профессионального мастерства;
- экологические конкурсы;
- развлекательные конкурсы;
- шоу-конкурсы;
- конкурсы-викторины;
- Клуб веселых и находчивых;
- Смотр;
- Презентация;
- Турнир.
Творческие формы классных часов
- Праздник;
- Фестиваль;
- Выставка;
- Устный журнал;
- Концерт;
- Спектакль.
Игровые формы классных часов
Ролевые игры служат для:
- предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
- преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
- формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного обще-ния;
- реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельно-сти;
- более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
- развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.
Игровые формы классных часов
- Интеллектуальные игры;
- тестовая игра, которая представляет собой набор утверждений и заданное количество вариантов ответов к ним - от 2 ("Веришь - не веришь", "Блеф клуб") до 4-5 ("Эрудит-лото", "Кто хочет стать миллионером?")
- "Обстоятельства, признаки, свойства" - разновидность игр, в которых об искомом объекте со-общаются последовательно все более конкретные сведения. "Умники и умницы", "За семью печатями»
- "Заполнение пропусков" - во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить.
- "Вопрос - ответ" - интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос ("Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?").
Мероприятия по психологическому просвещению
- Тренинг- метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок;
Методы, используемые на тренингах:
- Групповая дискуссия
- Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры
- Моделирование ситуаций
- Медитативные техники
Формы работы с учащимися вне школы
Этапы проведения экскурсий:
- доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;
- проведение экскурсии;
- обработка экскурсионного материала.
Формы закрепления полученной информации:
- беседа;
- коллекционирование;
- создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т. д.;
- оформление альбомов;
- подбор и чтение специальной литературы;
- игры и игровые упражнения.
- Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.
Оценка качества проведения классного часа
- Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; процесса.
- Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления,
- ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
- Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.
- Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.
- Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи,
- Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом под-готовки и проведения классного часа, его итогами.