СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды и приёмы релаксации на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды и приемы релаксации на уроках музыки

                                                                                                     

                                                        Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.

Генрих Гейне

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос о здоровье детей. Об этой  проблеме  мы вроде бы все знаем – и как  сохранить здоровье, и чем его поправить, и как правильно питаться, чтобы его поддержать. И вроде мы всё делам правильно, но результата нет.

Главная цель каждого педагога – сохранить психологическое здоровье детей. Я уверена, что уроки музыки – это важнейшее средство для укрепления положительного психоэмоционального состояния ребенка. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение, усталость, помогали обрести спокойствие, бодрость и позитивный настрой.

Дети очень любят зарядки-релаксации. Что же такое релаксация?

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности. Релаксация заключается в полном расслаблении за 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту). Все релаксации - зарядки проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация должна освобождать ученика от умственного или физического напряжения. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить  материал.

  1. Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Рекомендуемые упражнения: 1. Точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние); 3. Точка посередине верхнего края подбородка; 4. Парные точки в височных ямках; 5. Три точки на затылке в углублениях; 6. Парные точки в области козелка уха.

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз.

  1. «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
  2. «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.
  3. «Дерево» - наклоны вперед-назад, носом рисуем дерево.

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Паучок»

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям. Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают по голове.

Упражнение «Пчёлки»

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке". Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Заглядываем в "улей". Надо в дом постучать, Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки Стали вдруг вылетать: Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять!

Упражнения под музыку для релаксации

Упражнение  « Отдых у воды». Под звуки журчащего водопада, под звуки дождя.

Представить себя на берегу моря во время заката солнца и попытаться расслабить все мышцы тела.

Упражнение «Лечебная водица» под звуки журчащего ручья.

 Представлять себя у воды, набирающим воду в ладони и умывающим лицо (выполнять соответствующие движения под музыку).

Упражнение «Аромат цветов» под звуки голосов летнего дня.

 Представлять себя на летней поляне, собирая букеты цветов. Вдыхать аромат полевых цветов.

Упражнение «Бабочки» под муз. П. И.Чайковского  «Вальс цветов».

Представлять себя лёгкой порхающей бабочкой (взмахи обеими руками), затем можно представить себя бабочкой, которая села на цветок (опустить руки на  голову).

Можно произносить слова:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать он не хотел.

Оглянулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел.

Упражнение «Цветок» под муз. Э. Грига «Утро».

Представить себя цветком, который распускается под лучами солнца утром (медленно поднимать руки вверх и покачивать ими  в такт музыки). После окончания музыки руки встряхнуть.

 «Машина» под песню «Бибика» гр. «Волшебники двора».

 Представлять себя едущим на машине  (руки свободны и  вытянуты вперёд, корпус тела покачивается из стороны в сторону).

Упражнение «Горящая свеча» под муз. Л. В. Бетховена «Лунная соната».

 Представлять себя  в прекрасном замке, где горят свечи (их свечение мягкое и тёплое). Попытаться достигнуть полного успокоения.

Упражнение «Мамочка» под муз. Ф. Шуберта «Аве Мария» или «Хорошо рядом с мамой»

Закрыть глаза, спокойно помечтать о чём-то приятном,  вообразить себя сидящим на руках у любимой мамы. Ощутить тепло маминых рук.

                          

                                 Упражнение «Земля, воздух, огонь и вода»

                                                           Воздух.

Воздух основан на дыхании. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают, делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Воздух входит в нос, затем он наполняет грудь, плечи и руки до самых кончиков пальцев. Постепенно воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. Зевота активизирует, правда, очень ненадолго, деятельность головного мозга, помогает отогнать сон и взбодрить организм. Известно, что зевота заразительна: стоит одному начать зевать, и все вокруг подхватывают. А все дело в том, что зевота легко возникает как подражательный рефлекс. Этот рефлекс заставляет нас не только зевать, но и улыбаться, если рядом кто-то смеется.

                                                          

Земля.

Устанавливаем контакт с землей, мы должны почувствовать уверенность. Сильно давим на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Наша цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

                                                             

                                                                   Огонь.

Активное движение руками, ногами, телом, изображаем языки пламени. Мы должны ощутить энергию и тепло в своем теле, когда движемся подобным образом.

                                                                    Вода.

Мы представляем себе, что комната превращается в бассейн, и делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Необходимо, чтобы учитель сам принимал участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны и помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.

Дыхательные упражнения

• Медленно вдохнуть, затем выдохнуть, затем также медленно сделать глубокий вдох.

• Задержать дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох.

• Задержать дыхание на четыре секунды и выдохнуть.

• Повторить эту процедуру семь раз, и мы почувствуем, что стали спокойнее.

                                          Упражнение «Раздувающийся шар»

 Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках, ощущаете его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется  ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Для релаксации нужно выбирать спокойную музыку. Хорошее влияние на организм оказывает прослушивание музыкальных композиций, связанных с природой. Такая музыка по-настоящему творит чудеса.

                                     Упражнение «Задуй свечу»

• Сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом нужно длительно произносить звук «у-у-у».

Повторить упражнение семь раз.

                                            Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело.

• Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнести звук «а!».

Также повторить упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Разрядка с использованием различного вида движений

Следующий способ релаксации – мышечное расслабление. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Расслабление мышц плечевого пояса

.Любое упражнение повторяется семь раз.

                   

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Принять исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Поднимаем и опускаем плечи»

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасываем плечи вниз)

Упражнение «Мельница»

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе.  

                                                        Упражнение «Апельсин»

• Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится апельсин, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросить «апельсин» и расслабить руку.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

 Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; скованные дети могут приобрести   уверенность и бодрость.

                                 Расслабление и напряжение мышц корпуса                                               Упражнение « Куклы»

Движение помогают осознать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в сторону рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они  снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым коротким толчком поворачивают тело то вправо, то  влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Игра «Дождь в лесу»

Дети встают – «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.

    «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко–высоко тянули чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети  проводят ладошками по спинам товарищей). Но  вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Упражнение «Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена…

И рассла-бле-на …

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(пауза)

Мы спокойно отдыхаем …

Сном волшебным засыпаем…

(громче, быстрее, энергичнее)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись!  Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

Физкультминутки

- Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!

 

Дятел долбит старый сук,

(Наклоны вперед)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

(Приседания, постукивания руками об пол)

Гонит эхо дятла стук,

. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться»)

Туки-туки, туки-тук.

(Приседания, постукивание руками о пол)

 

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(Руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(Потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(Делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(Наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

 

 

Расслабляться можно не только с помощью дыхательных и мышечных упражнений. Возможно расслабление через образы - зрительные представления.

Наши образы имеют над нами магическую власть.

Для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощутите напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение семь раз.

Упражнение «Полет птицы»

Летний июньский день. Вы идете по лугу, ощущая запахи луговых цветов.  Светит ласковое   летнее солнце. Над головой – голубое- голубое  небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко на небе вы видите птицу, свободно парящую в воздухе. Крылья ее распростерты в стороны. Представьте себе, что эта птица – вы. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья легкие, вы наслаждаетесь свободой, прекрасным ощущением парения, прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок ласкает, поглаживает вас. А теперь медленно взмахните крыльями и приближайтесь к земле. Вот мы и снова оказываемся на земле, в нашем классе. Улыбнитесь друг другу.

Упражнение  «Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И ваше тело тоже легкое-легкое, вы взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Упражнение Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку.  Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Закройте глаза. Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии.  Обратите внимание на то, как постепенно вы сами  наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки.  Пусть этим звучанием наполняется все ваше тело. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Медленно откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Упражнение «Отдых на море»

Присядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Вам дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

          Необходимо всегда помнить о том, что в классе должен быть хороший микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, хорошее освещение), урок не должен быть однообразным и монотонным, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, шутки, похвала). И запомните: «Улыбайтесь так, чтобы другие, смотря на вас, захотели унести вашу улыбку с собой». 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Виды и приёмы релаксации на уроках музыки"»

Виды и приемы релаксации на уроках музыки

                                                                                                       

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.

Генрих Гейне


Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос о здоровье детей. Об этой проблеме мы вроде бы все знаем – и как сохранить здоровье, и чем его поправить, и как правильно питаться, чтобы его поддержать. И вроде мы всё делам правильно, но результата нет.

Главная цель каждого педагога – сохранить психологическое здоровье детей. Я уверена, что уроки музыки – это важнейшее средство для укрепления положительного психоэмоционального состояния ребенка. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение, усталость, помогали обрести спокойствие, бодрость и позитивный настрой.

Дети очень любят зарядки-релаксации. Что же такое релаксация?

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности. Релаксация заключается в полном расслаблении за 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту). Все релаксации - зарядки проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация должна освобождать ученика от умственного или физического напряжения. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить материал.

  • Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей.
    При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
    Рекомендуемые упражнения:
    1. Точка на лбу между бровями («третий глаз»);
    2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
    3. Точка посередине верхнего края подбородка;
    4. Парные точки в височных ямках;
    5. Три точки на затылке в углублениях;
    6. Парные точки в области козелка уха.


Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз.

  • «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

  • «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.

  • «Дерево» - наклоны вперед-назад, носом рисуем дерево.



Пальчиковая гимнастика


Упражнение «Паучок»

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают по голове.


Упражнение «Пчёлки»

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
Раз два, три, четыре, пять!


Упражнения под музыку для релаксации


Упражнение  « Отдых у воды». Под звуки журчащего водопада, под звуки дождя.

Представить себя на берегу моря во время заката солнца и попытаться расслабить все мышцы тела.

Упражнение «Лечебная водица» под звуки журчащего ручья.

 Представлять себя у воды, набирающим воду в ладони и умывающим лицо (выполнять соответствующие движения под музыку).

Упражнение «Аромат цветов» под звуки голосов летнего дня.

 Представлять себя на летней поляне, собирая букеты цветов. Вдыхать аромат полевых цветов.

Упражнение «Бабочки» под муз. П. И.Чайковского  «Вальс цветов».

Представлять себя лёгкой порхающей бабочкой (взмахи обеими руками), затем можно представить себя бабочкой, которая села на цветок (опустить руки на  голову).

Можно произносить слова:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать он не хотел.

Оглянулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел.

Упражнение «Цветок» под муз. Э. Грига «Утро».

Представить себя цветком, который распускается под лучами солнца утром (медленно поднимать руки вверх и покачивать ими  в такт музыки). После окончания музыки руки встряхнуть.

 «Машина» под песню «Бибика» гр. «Волшебники двора».

 Представлять себя едущим на машине (руки свободны и  вытянуты вперёд, корпус тела покачивается из стороны в сторону).

Упражнение «Горящая свеча» под муз. Л. В. Бетховена «Лунная соната».

 Представлять себя в прекрасном замке, где горят свечи (их свечение мягкое и тёплое). Попытаться достигнуть полного успокоения.

Упражнение «Мамочка» под муз. Ф. Шуберта «Аве Мария» или «Хорошо рядом с мамой»

Закрыть глаза, спокойно помечтать о чём-то приятном,  вообразить себя сидящим на руках у любимой мамы. Ощутить тепло маминых рук.

                         

Упражнение «Земля, воздух, огонь и вода»

                                                           Воздух.

Воздух основан на дыхании. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают, делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Воздух входит в нос, затем он наполняет грудь, плечи и руки до самых кончиков пальцев. Постепенно воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. Зевота активизирует, правда, очень ненадолго, деятельность головного мозга, помогает отогнать сон и взбодрить организм. Известно, что зевота заразительна: стоит одному начать зевать, и все вокруг подхватывают. А все дело в том, что зевота легко возникает как подражательный рефлекс. Этот рефлекс заставляет нас не только зевать, но и улыбаться, если рядом кто-то смеется.

                                                               

Земля.

Устанавливаем контакт с землей, мы должны почувствовать уверенность. Сильно давим на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Наша цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

                                                                 


Огонь.

Активное движение руками, ногами, телом, изображаем языки пламени. Мы должны ощутить энергию и тепло в своем теле, когда движемся подобным образом.

                                                                    Вода.

Мы представляем себе, что комната превращается в бассейн, и делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Необходимо, чтобы учитель сам принимал участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны и помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.


Дыхательные упражнения

• Медленно вдохнуть, затем выдохнуть, затем также медленно сделать глубокий вдох.

• Задержать дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох.

• Задержать дыхание на четыре секунды и выдохнуть.

• Повторить эту процедуру семь раз, и мы почувствуем, что стали спокойнее.

                             Упражнение «Раздувающийся шар»

 Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках, ощущаете его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Для релаксации нужно выбирать спокойную музыку. Хорошее влияние на организм оказывает прослушивание музыкальных композиций, связанных с природой. Такая музыка по-настоящему творит чудеса.


Упражнение «Задуй свечу»

• Сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом нужно длительно произносить звук «у-у-у».

Повторить упражнение семь раз.

                                    Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело.

• Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнести звук «а!».

Также повторить упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

         

Разрядка с использованием различного вида движений

Следующий способ релаксации – мышечное расслабление. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Расслабление мышц плечевого пояса

.Любое упражнение повторяется семь раз.

                       

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Принять исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Поднимаем и опускаем плечи»

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасываем плечи вниз)

Упражнение «Мельница»

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе.

                                              Упражнение «Апельсин»

• Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится апельсин, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросить «апельсин» и расслабить руку.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; скованные дети могут приобрести   уверенность и бодрость.


Расслабление и напряжение мышц корпуса
                                              Упражнение « Куклы»

Движение помогают осознать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в сторону рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Игра «Дождь в лесу»

Дети встают – «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко–высоко тянули чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Упражнение «Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена…

И рассла-бле-на …

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(пауза)

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

(громче, быстрее, энергичнее)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!


Физкультминутки

- Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!


Дятел долбит старый сук,

(Наклоны вперед)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

(Приседания, постукивания руками об пол)

Гонит эхо дятла стук,

. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться»)

Туки-туки, туки-тук.

(Приседания, постукивание руками о пол)


Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(Руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(Потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(Делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(Наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.



Расслабляться можно не только с помощью дыхательных и мышечных упражнений. Возможно расслабление через образы - зрительные представления.

Наши образы имеют над нами магическую власть.

Для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.


Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощутите напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение семь раз.

Упражнение «Полет птицы»

Летний июньский день. Вы идете по лугу, ощущая запахи луговых цветов. Светит ласковое летнее солнце. Над головой – голубое- голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко на небе вы видите птицу, свободно парящую в воздухе. Крылья ее распростерты в стороны. Представьте себе, что эта птица – вы. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья легкие, вы наслаждаетесь свободой, прекрасным ощущением парения, прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок ласкает, поглаживает вас. А теперь медленно взмахните крыльями и приближайтесь к земле. Вот мы и снова оказываемся на земле, в нашем классе. Улыбнитесь друг другу.

Упражнение  «Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И ваше тело тоже легкое-легкое, вы взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Упражнение Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Закройте глаза. Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Обратите внимание на то, как постепенно вы сами наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки. Пусть этим звучанием наполняется все ваше тело. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Медленно откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Упражнение «Отдых на море»

Присядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Вам дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

    Необходимо всегда помнить о том, что в классе должен быть хороший микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, хорошее освещение), урок не должен быть однообразным и монотонным, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, шутки, похвала). И запомните: «Улыбайтесь так, чтобы другие, смотря на вас, захотели унести вашу улыбку с собой». 

   





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!