СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Просмотр содержимого документа
«Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации»

Тема: «Виды информации и способы ее обработки. Количество информации,

единицы измерения информации. Практическая работа » (5 класс 3 блок)

Цель: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, помочь учащимся усвоить понятие информации и информатики. Выделить основные подходы к измерению информации и ввести единицу измерения информации, уметь определять информационный объём в различных единицах измерения количества информации

Ход урока:

1. Проверка д/з

2. Изучение нового:

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления:

Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

по значению:

Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.

Достоверная — информация, полученная без искажений.

Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Способы обработки информации:

  • Без применения технических средств

  • С применением технических средств

Виды обработки: математические вычисления, логические рассуждения, поиск, структурирование, кодирование, алгоритмы.

Измерение информации:

Бит – это наименьшая единица измерения информации.

Что такое бит, проще всего понять на примерах ситуаций, когда вам нужно ответить на вопрос типа «да - нет». Например, «Ты пойдешь сегодня в школу?». Ответ «Да» или «Нет» и будет равен одному биту.

Название «бит» выбрано не случайно. Событие, имеющее два исхода, может быть записано с помощью двух цифр: 0 и 1. Числа, которые записаны с помощью только двух цифр 0 и 1 называются двоичными, с помощью этих чисел представляется вся информация в вычислительных машинах, но о них мы поговорим на следующем уроке.

Бит – единица довольно мелкая, и её недостаточно для измерения современных объёмов информации. Поэтому используют более крупные единицы, основной из них является байт.

8 бит = 1 байт

1 килобайт (Кбайт) = 1024 байт

1 мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт

1 гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт

1 терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт

Терабайт – очень крупная единица измерения информации, поэтому применяется крайне редко. Всю информацию, которое накопило человечество, оценивают в десятки терабайт

А теперь рассмотрим, как определить информационный объём текста или информационного сообщения. Любой текст записывается на каком - либо языке, а язык основывается на алфавите.

, где N – количество символов в алфавите;

i – информационный вес одного символа алфавита.

Например, в компьютерном алфавите 256 символов, N = 256 = , значит, информационный вес символа равен i = 8бит = 1 байт.

Для вычисления информационного объёма текста (сообщения) пользуются формулой

@ I = K• i, где I – информационный объём;

К – количество символов в тексте (сообщении);

i –информационный вес одного символа алфавита.

Задача. Книга, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов (включая пробелы между словами). Каков объём информации в книге?

Решение. Количество символов в компьютерном алфавите 256, значит, N = 256 = , информационный вес символа равен i = 8бит = 1 байт.

Одна страниц содержит 1 байт •40•60 = 2400байт информации. Объём всей информации в книге I = 2400•150 = 360000 байт.

3. Практическая работа.

Задание 2.0 В следующих примерах определите свойства и виды (по значению, по назначению, по форме представления, по восприятию)встречающейся информации:

а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.

б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

Проверочная работа

1. Заполните пропуски:

А) 5 Кбайт = _______байт = __________бит

Б) ____ Кбайт = _______байт = 12288 бит

В) _____Кбайт = ________байт = 213бит

Г)______Гбайт = 1536 Мбайт = ______Кбайт

Д) 512 Кбайт = _____ байт = _____ бит

2. Определите информационный объем фразы

у

ч

е

н

ь

е


-


с

в

е

т

,


а


н

е

у

ч

е

н

ь

е

т

ь

м

а

.

Ответ:……..сиволов, ……байт, …..бит.

3. Имеется книга в 250 страниц, на странице30 строк по 60 символов. Можно ли разместить на дискекете объемом 1,44 Мбайт?

4. Д/з







Практическая работа.

Задание 2.0 В следующих примерах определите свойства и виды (по значению, по назначению, по форме представления, по восприятию)встречающейся информации:

а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.

б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

3.1. Заполните пропуски:

А) 5 Кбайт = _______байт = __________бит

Б) ____ Кбайт = _______байт = 12288 бит

В) _____Кбайт = ________байт = 213бит

Г)______Гбайт = 1536 Мбайт = ______Кбайт

Д) 512 Кбайт = _____ байт = _____ бит

2. Определите информационный объем фразы

у

ч

е

н

ь

е


-


с

в

е

т

,


а


н

е

у

ч

е

н

ь

е

т

ь

м

а

.

Ответ:……..сиволов, ……байт, …..бит.

3. Имеется книга в 250 страниц, на странице30 строк по 60 символов. Можно ли разместить на дискекете объемом 1,44 Мбайт?


Практическая работа.

Задание 2.0 В следующих примерах определите свойства и виды (по значению, по назначению, по форме представления, по восприятию)встречающейся информации:

а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.

б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

3.1. Заполните пропуски:

А) 5 Кбайт = _______байт = __________бит

Б) ____ Кбайт = _______байт = 12288 бит

В) _____Кбайт = ________байт = 213бит

Г)______Гбайт = 1536 Мбайт = ______Кбайт

Д) 512 Кбайт = _____ байт = _____ бит

2. Определите информационный объем фразы

у

ч

е

н

ь

е


-


с

в

е

т

,


а


н

е

у

ч

е

н

ь

е

т

ь

м

а

.

Ответ:……..сиволов, ……байт, …..бит.

3. Имеется книга в 250 страниц, на странице30 строк по 60 символов. Можно ли разместить на дискекете объемом 1,44 Мбайт?