АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие ученые дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных дисциплин в процессе интеграции?
3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета: в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?
4. Уровень (стадии) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5. Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6. Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или затрудняют их жизнь?
7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалами?
9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Общие понятия об интегрированном уроке
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации УВП, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
- интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;
- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;
- способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации УВП, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Методы интегрированного обучения
- Активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин).
- Рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требует привлечения знаний из разных предметов (например, экология).
- Исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные умения).
При организации и планировании таких уроков учителю важно
учитывать следующие условия:
- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний 2-3-х различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций, тщательной координации действий;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Межпредметная интеграция урока имеет следующие особенности:
- предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах;
- сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;
- включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно-двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал для таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук.