Постановка учебных задач Задача: Создать проблемную ситуацию для определения границу знаний учащихся и постановки новой учебной задачи | На прошлых уроках мы изучали виды изображения земной поверхности, давайте вспомним их. Для чего в жизни вам может пригодиться умение работать с этими видами изображений? Это все хорошо, но нам еще далеко до серьезных самостоятельных путешествий и профессию вы получите только лет через 10. А вот сейчас, в школе, помимо уроков географии и истории, как можно использовать умение работать например с картой? (оставить пока вопрос без ответа) Ну, хорошо, вернемся к путешествиям. Кто из вас любит путешествовать? А где вы успели побывать? На прошлом уроке мы путешествовали по межпланетному пространству, а сегодня я вас приглашаю в путешествие по просторам Земли, а какие именно места мы посетим, скажу позже, но прежде необходимо собрать багаж – но мы туда будем паковать не вещи, а знания, те которые пригодятся в ходе наших передвижений. У вас на столах находятся конверты это ваши импровизированные чемоданы – подпишите их, пожалуйста. В них вы будите складывать жетоны за правильные ответы и карточки с выполненными заданиями. Задание 1. Вопрос-ответ -
Чертеж небольшого участка местности, сверху в уменьшенном виде при помощи топографических знаков. ( План.) -
Дробное число, показывающее, во сколько раз расстояние на карте уменьшено, по сравнению с реальным расстоянием на местности. ( Масштаб.) -
Символы, с помощью которых обозначают различные географически объекты. (Условные знаки.) -
Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюсы. (Меридианы.) -
Линия, делящая поверхность земного шара на Северное и Южное полушария. (Экватор.) -
Расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки, измеренное по параллели, проходящей через данную точку. ( Географическая долгота.) -
Определение своего местоположения относительно сторон горизонта. (Ориентирование.) -
Обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков. ( Карта.) -
Расстояние в градусах от экватора до точки, измеренное по меридиану, проходящему через данную точку. ( Географическая долгота.) -
Угол, измеряемый в градусах между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке. ( Азимут.) -
Древнегреческий ученый, который придумал название науки « География». (Эратосфен.) -
С помощью чего можно определить стороны горизонта на географической карте (меридианы Ю-С, параллели З-В) Задание 2. Условные знаки (электронное приложение к учебнику) Давайте вспомним алгоритм определения географических координат. | Отвечают на вопрос п/о: карта, глобус, план, аэрофотоснимок п/о: например составление маршрута для путешествия, для профессий моряк, военный, шофер и т.д. предлагают свои варианты ответа Подписывают конверты Отвечают на вопросы, зарабатывают жетончики По очереди подходят к интерактивной доске и выполняют задания по определению условных обозначений. |
Интеллектуально преобразовательная деятельность Задача: Организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы. Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений | Ну что ж, багаж собран, можно отправляться! Я буду вашим экскурсоводом. Наше путешествие не будет совпадать с маршрутами великих первооткрывателей или известных турфирм! Сегодня мы путешествуем по следам литературных героев. Нет, мы не пойдем за тридевять земель или туда не знаю куда, все наши остановки будут в реальных местах земного шара. -
Первая наша остановка в городе с координатами 55 с.ш., 37 в.д. (МОСКВА) (СЛАЙД) Вы, верно, определили город, но мы не задержимся в самой Москве, а направляемся в Подмосковный дачный поселок Переделкино, это дом где жил и работал известный детский писатель Корней Иванович Чуковский. Вам было дано необычное задание на географию, прочитать, сказку «Айболит». Мы попробуем на нее взглянуть опытным взглядом географа. -
Давайте попробуем выяснить, где живет доктор Айболит, для этого найдите отрывок из сказки, подтверждающий это. Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит Приходи к нему лечиться И корова и волчица, И жучок, и червячок и медведица | Айболит живет ...(возможно на опушке леса, небольшой поляне (т.к. ) | | -
Докажите с помощью текста, что это место (где живет Айболит) находиться на окраине большого города. И прибежала зайчиха, И закричала «Ай, ай» Мой мальчик, мой зайчик попал под трамвайчик Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки. | Вспомним: Волчица, жучок, медведица в какой природной зоне обитают? – лесная зона Допустим, в лесной зоне расположены три города - Москва, Петрозаводск и Санкт-Петербург? Как вы думаете рядом, с каким городом может располагаться дом Айболита? (Петрозаводск – нет, т.к. там нет трамваев, или Москва – т.к. автор не далеко от города жил и работал или Санкт-Петербург – город, где автор родился) – Таблички на доску (Петрозаводск, СПб и Москва) – оставить один город после обсуждения | | -
Найдите в тексте, какой географический объект был, упомянут в телеграмме от Гиппопотама. Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей! Айболита, зовут в Африку (табличку «Африка» на доске) | | -
Найдите в тексте и на карте (атлас 7 класс стр. 28) географические объекты Африки, которые будут ориентирами для Айболита в поисках заболевших животных. Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по По широкой Лимпопо Пустыни Сахара, Калахари, остров Занзибар, река Лимпопо, гора Фернадо-По (найти на карте и отметить пунсонами на интерактивной доске – все кроме Фернандо-По) | | -
Предположите, какой географический объект имел в виду К.И. Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По? карте (атлас 7 класс стр. 28) логически – в сказке это «Гора» - соответственно отдельно стоящий объект, это может быть на карте влк. Килиманджаро, влк. Камерун, влк. Кения, г. Рунгве и т.д. Как вы уже догадались ни гор, ни других географических объектов с таким названием нет на карте. Но гора все-таки существует, известно, что не далеко от горы есть остров в Гвинейском заливе, на который в 1472 г. первым из европейцев приплыл португальский мореплаватель (Fernão do Pó), остров несколько раз менял свое название и сейчас он известен, как остров Биоко. Найдите, какая гора находиться недалеко от острова Биоко. Вулкан Камерун (отметить пунсоном на интерактивной карте) | | -
Давайте поможем проложить маршрут доктору Айболиту до места назначения. работаем на интерактивной карте – отмечаем на карте объекты | Его путь начинается с города Санкт-Петербург (Москва), если необходимо попасть на материк Африка, ему необходимо двигаться в направлении на ЮГ. | вспомним сказку, Айболит собирался в суматохе, как вы думаете, в правильном ли направлении двигался Айболит? | Если ДА - аргументируйте свой ответ выдержкой из текста, что Айболит по рассеянности побежал не в ту сторону. «И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, по лесам, по луга он бежит И одно только слово твердит: «Лимпопо, лимпопо, лимпопо!» А в лицо ему ветер, и снег, и град…» | В каком направлении отправился в путь Айболит? По рассеянности он побежал из города СПб (Москва) на СЕВЕР | | «… И вот перед ними море Бушует шумит на просторе…» По карте России (атлас 5 класс стр. 10-11) определите, какие моря встречаются на пути Айболита: БЕЛОЕ и БАРЕНЦЕВО (таблички на доску) Чтобы правильно выбрать из двух вариантов, что это может быть за море, необходимо чтобы выполнялось условие, которое упоминается в сказке. «… Но тут выплывает кит – Садись на меня, Айболит!...» Необходимо вспомнить глубоко ли плавают киты? Определить глубину (атлас 5класс стр.6-7 ): Белое море – 0-200 метров. Баренцево море – 0-2000 метров | Итак, море, до которого добрался Айболит, называется БАРЕНЦЕВО, доктор сел на кита и поплыл на материк АФРИКА. В Африку из Баренцева моря можно попасть двумя путями, с запада или с востока, какой путь будет более рациональным. (почему) Какие моря и океаны он пересек, найти на карте (стр. 6-7, 10-11). (Баренцево, Норвежское, Северное, Атлантический океан) – подписать на интерактивной карте, стрелками показать путь Айболита | Айболит благополучно пересек водные объекты и высадился на берег Африки, найдите в тексте подсказку, на каком берегу материка он высадился, какой географический объект ему встретились на пути. (атлас 7 класс стр. 28) | Айболит высадился на СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ берегу материка Африка, на пути ему встретились горы АТЛАС, высота этих гор до 3000 метров. | «… И сейчас же с высокой скалы К Айболиту спустились орлы», т.е. дальше Айболит полетел на орлах. В пункте № 5 вы определили объекты, которые служат Айболиту ориентирами в поисках заболевших животных, (см. на доску или на карту с пунсонами) Предположите конечную точку путешествия Айболита, если знаем, что орлы не могут совершать дальние полеты. (для ответа на это задание используйте текст сказки и атлас) Он должен приземлиться туда куда могут добраться страусята, носороги, слоны, бегемоты и акулята О. Занзибар – не подходит, т.к. находиться с восточной стороны Африки – далеко лететь Р. Лимпопо – нет т.к. в пресной воде не водятся акулы Сахара и Калахари – нет т.к. это пустыни – не пригодные для жизни животных Конечная точка путешествия Айболита - место не далеко от Вулкана Камерун | ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ Карта 7 класс стр. 34 -
Наша первая остановка это два острова у одного координаты 10 с.ш. 62 з.д. (о. Тринидат), а у другого 34 ю.ш. 80 з.д. (архипелаг Хуан Фернандес) Необходимо найти эти острова, записать ответы на листочек и сдать, и только потом озвучиваем ответ. Как вы думаете, что связывает эти два места? Читая замечательный роман Даниеля Дефо "Робинзон Крузо", или просматривая фильм вы, наверное, задумывались над тем, существовал ли Робинзон в действительности, и если да, то где расположен его остров. Робинзон - не вымысел. В основу произведения Даниеля Дефо положен действительный факт. Изменена в книге лишь фамилия героя, а сам остров автор перенес в Атлантический океан. Робинзон Крузо – свое заточение провел на острове Тринидат (в Атлантическом океане недалеко от Южной Америки). Действительного Робинзона звали Александр Селкирк, шотландец по национальности, седьмой сын сапожника из села Лоуэр Ларго, расположенного недалеко Эдинбурга. Селкирк провел 4 года и 4 месяца на Мас-а Тьерра, открытом всем ветрам острове архипелага Хуан Фернандеса, 667 км от побережья Чили. Он оказался единственным человеческим существом на острове. В отличие от литературного произведения, Селкирк не был лицом, попавшим в кораблекрушение. В 1704 году его корабль подошел к необитаемому острову в южной части Тихого Океана для пополнения запасов питьевой воды. Селкирк взбунтовался против своего капитана, обвинив его в том, что тот обрекает моряков на смерть, торопясь снова продолжить плавание: корабль находился в плохом состоянии и нуждался в срочном и серьезном ремонте. Селкирк заявил, что лучше останется на острове, чем снова взойдет на борт. Когда 28-летний бунтарь спохватился, было уже поздно: корабль ушел. Что, между прочим, спасло ему жизнь. Он был прав: корабль попал в шторм у берегов Перу и затонул почти со всей командой. Селкирк, наверное, и сам не верил, когда паруса его судна скрылись за горизонтом. Среди оставленных ему вещей были некоторые предметы одежды, нож, топор, ружье, навигационные приборы, котелок, табак и Библия. -
По карте России найдите город с координатами 57 с.ш. 28 в.д. (г. Псков) Псков - это родной город замечательного советского писателя Вениамина Каверина, автора приключенческого романа «Два капитана». Кто читал это произведение или смотрел фильм? В Псковской областной библиотеке для детей и юношества имени В.А. Каверина, на стене - большая карта Севера. На ней "проложены" маршруты и Брусилова, и Седова, и капитана Татаринова. Раздать конверты с заданием задание по произведению В.Каверина «Два капитана». Отрывок из отчета капитана Татаринова (события происходят в России): «После многочисленных затруднений нам удалось 23 мая 1915 года выйти на берег вновь открытой земли в широте 81 градус и долготе 98 градус. Это был покрытый льдом остров». Это один из островов архипелага Северная Земля. -
Правильно определенные координаты помогут вам определить страну, в которую мы продолжим наше путешествие. 45 с.ш 0 долготы (Франция) Франция это родина французского географа и писатель, который не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III» - Жюль Верна Книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире. Большинство героев романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задания, вы познакомитесь с некоторыми из них. 1. Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова с координатами 20º ю. ш. 159º з. д. Назовите этот остров. (о. Кука) 2. Шхуна «Пилигрим» находилась под 44º ю. ш. 175º в. д. В каком океане, и на какие острова попали герои романа «Пятнадцатилетний капитан»? (Новая Зеландия) 3. Из какого города отправились герои романа «Таинственный остров» в путешествие на воздушном шаре, если его координаты 38º с. ш. 78º з. д. (Вашингтон) 4. С какого острова герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух. Его координаты 20º ю. ш. 45º в. д. (о. Мадагаскар) | Работают с картой по определению координат п/о – г. Москва Работают с текстом сказки, отвечают на вопросы, высказывают предположения Работают с текстом сказки Высказывают предположения Работают с текстом сказки Работают с картой Высказывают предположения Определяют по координатам остров, записывают свои ответы на листочки, их сдают и потом озвучивают ответы Высказывают предположения Слушают новую информацию Определяют по координатам остров, записывают свои ответы на листочки, их сдают и потом озвучивают ответы Работают с текстом задания |