СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды химической связи

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Виды химических всязей" 

Просмотр содержимого документа
«Виды химической связи»

Урок «Виды химической связи»

11 класс

ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания о видах химических связей, механизмах образования, свойствах веществ с различными видами связи и кристаллическими решетками

Образовательные задачи:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме:

  2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать).

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;

  2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;

  3. Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение использовать химическую терминологию

  2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);

  3. Развивать интересы, способности личности;

  4. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

  5. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки учащихся

ХОД УРОКА:

Учащиеся работают в 4 группах по 4-5 человек.

1)Учащимся предлагается в течение 10 минут составить рассказ о данном виде связи, опираясь на вопросы технологической карты.

2)Один учащийся- представитель группы выбирает из перечня названий и формул вещества, имеющие соответствующий вид химической связи H2 HgO Cl2 H2S  CO2, PH3, OF2, O2, KF. HCL, Na2S, NH3, I2, MnO2

3)Затем группа выполняет обобщающую таблицу по видам химической связи

4)Следующее задание, предлагаемое учащимся всех групп, предполагает заполнение схемы «Кристаллические решетки»

5) Выполнение теста всеми учащимися



Этап урока

Время

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивационный

Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета

2 мин

Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой к работе (в спокойной, уверенной манере)


Обсуждение и беседа по процедуре урока


Активизация внимания, мотивация на изучение материалов темы урока.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Ориентировочный

Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.


5мин

Регулирует обсуждение целей и задач, предлагает сформировать группы по референтному признаку и с учетом разной подготовки учащихся (с учетом мнения). Актуализирует опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности.

Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует задачи, исходя из того, что им известно по этой теме из программы 8 класса.

Учащиеся занимают рабочие места. Просматривают план работы

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формулирование проблемы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия.

  1. Исполнительский

Реализация плана действий по технологической карте. Выступление групп по своим темам.


15 мин

Наблюдает за умениями самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой.

Осуществляют учебные действия в группах, проводят обсуждение, делают выводы. Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её, работают с информацией.

Познавательные: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, структурирование знаний;

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его.

Коммуникативные: развивать коммуникативную компетентность.

  1. Контрольный

Выполнение тестовых заданий

10 мин

Проводит проверку и разъяснение проблемных вопросов (по необходимости)

Выполняют тестовые задания Формулируют затруднения и корректируют знания. Применяют формы само и взаимоконтроля.

Оценивают результаты деятельности друг друга.

Формулируют выводы. Выполняют тесты для закрепления

Регулятивные: контроль результата по заданному эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив в случае необходимости,

оценка и осознание учащимся результатов усвоения, оценивание его качества и уровня;

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого.

  1. Рефлексивный

Анализ оптимальности путей решения задач

5 мин.

Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся

Фронтальная беседа между группами по оценке деятельности

Регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  1. Домашнее задание

2-3 мин

Информирует о том, как выполнить домашнее задание, дает необходимые пояснения.


домашнее задание из учебника:

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г.

- повторить  § 6;

- выполнить упр. 1-3 на с.41.




Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией.



Карточка 1.

Тема: Ковалентная неполярная связь. Свойства веществ с ковалентной неполярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки.

I. Изучите и объясните партнеру:

  • Признаки ковалентной неполярной связи:

характер химических элементов – ковалентную неполярную связь образуют атомы неметаллов с одинаковой электроотрицательностью.

механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные неспаренные электроны: общая электронная плотность в равной мере принадлежит обоим атомам.

  • Примеры образования ковалентной неполярной связи: водород, фтор, кислород, азот.

  • Свойства веществ с ковалентной неполярной связью:

- При обычных условиях вещества газообразные (водород, кислород), жидкие (бром), твердые ( иод, фосфор).

- Большинство веществ сильнолетучие, т.е. имеют очень низкие температуры плавления и кипения.

- Растворы и расплавы веществ электрического тока не проводят. Почему?

Если в молекулах простых веществ ковалентная неполярная связь, то между молекулами действуют очень слабые межмолекулярные силы. Это приводит к образованию сильнолетучих веществ с молекулярной кристаллической решеткой. В твердом виде в узлах кристаллической решетки вещества находятся неполярные молекулы, Электроны, осуществляющие ковалентную неполярную связь, по кристаллу не перемещаются. Такое строение является причиной общих свойств: вещества с молекулярной кристаллической решеткой электрического тока не проводят.

Рассмотрим образование химической связи в алмазе(см. модель кристаллической решетки алмаза). Алмаз самое твердое и тугоплавкое вещество. Следовательно, в узлах кристаллической решетки алмаза находятся не молекулы, а атомы углерода, связанные посредством ковалентной неполярной связи. Кристаллы алмаза имеют атомную кристаллическую решетку.

Кристаллы с атомной кристаллической решеткой образуют также кремний, германий, бор.

II. Рассмотрите на рисунке или моделях кристаллические решетки иода и алмаза.

III. Познакомьтесь с образцами веществ, имеющих ковалентную неполярную связь.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Какие элементы образуют ковалентную неполярную связь?

  2. Каков механизм образования ковалентной неполярной связи?

  3. Какими свойствами обладают вещества с молекулярными кристаллическими решетками? Почему?

  4. Какими свойствами обладают вещества с атомными кристаллическими решетками? Почему?

  5. Составьте химические формулы веществ: азота, хлорида натрия, бромоводорода, хлора, сероводорода, фторида калия. В молекулах каких из этих веществ имеется ковалентная неполярная связь?. Изобразите электронную и структурные формулы молекул этих веществ.



Карточка 2.

Тема: Ковалентная полярная связь. Свойства веществ с ковалентной полярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки.

I. Изучите и объясните партнеру:

  • Признаки ковалентной полярной связи:

характер химических элементов – ковалентную полярную связь образуют атомы неметаллов с разной электроотрицательностью.

механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружние неспаренные электроны: общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому.

  • Примеры образования ковалентной неполярной связи: вода, аммиак, хлороводород.

  • Свойства веществ с ковалентной полярной связью:

- При обычных условиях вещества газообразные, жидкие, твердые.

- Большинство веществ имеют относительно низкие температуры плавления и кипения.

- Растворы многих веществ проводят электрический ток. Почему?

Если в молекулах простых веществ ковалентная полярная связь, то молекулы притягиваются друг к другу своими противоположно заряженными полюсами, но с меньшей силой, чем ионы. Это приводит к образованию молекулярной кристаллической решетки, в узлах которой находятся полярные молекулы. Поскольку межмолекулярные силы не велики (по сравнению с силами между ионами), то вещества с молекулярной кристаллической решеткой летучи, т.е. имеют довольно низкие температуры плавления и кипения.

II. Рассмотрите на рисунке или моделях кристаллическую решетку твердой воды, объясните партнеру ее строение.

III. Познакомьтесь с образцами веществ, имеющих ковалентную полярную связь, предскажите их физические свойства, сверьте свои предположения со справочным материалом.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Какие элементы образуют ковалентную полярную связь?

  2. Каков механизм образования ковалентной полярной связи?

  3. Какими свойствами обладают вещества с ковалентными полярными связями. Почему?

  4. Какие вещества, образцы которых выставлены на столе, имеют ковалентную полярную связь?

  5. Карборунд (карбид кремния SiC) –один из самых твердых и термостойких минералов. Его используют как огнеупорный и абразивный материал. Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки в этом веществе? Изобразите схематически фрагмент кристаллической решетки карборунда.



Карточка 3.

Тема: Ионная связь. Свойства веществ с ионной связью. Ионная кристаллические решетки.

I. Изучите и объясните партнеру:

  • Признаки ионной связи:

характер химических элементов –ионную связь образуют атомы типичных металлов и атомы типичных неметаллов , резко отличающиеся друг от друга по электроотрицательности.

механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; атомы неметаллов присоединяют электроны, превращаясь в анионы. Образовавшиеся ионы взаимодействуют электростатически. Примеры образования ионной связи: хлорид натрия, фторид кальция.

Свойства веществ с ионной связью:

- При обычных условиях вещества твердые.

- Большинство веществ имеют высокие температуры плавления и кипения.

- Растворы многих веществ проводят электрический ток. Почему?

Если связь ионная, то в узлах кристаллической решетки находятся противоположно заряженные ионы, между которыми во всех направлениях действуют значительные электростатические силы. Они обуславливают образование твердых, нелетучих веществ, имеющих ионную кристаллическую решетку.

II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллическую решетку хлорида натрия, объясните партнеру ее строение. Чем обусловлена ее прочность?

III. Познакомьтесь с образцами веществ, имеющих ионную связь, найдите в справочнике температуры плавления этих веществ и обсудите с партнерами их значение.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Какие элементы образуют ионную связь?

  2. Каков механизм образования ионной связи?

  3. Какими свойствами обладают вещества с ионной связью? Почему?

  4. Какие вещества, образцы которых выставлены на столе, имеют ионную связь? Каково их агрегатное состояние?

  5. Соединения NaCl, AlP, MgS кристаллизуются в кристаллические решетки с почти одинаковыми расстояниями между катионами и анионами. Какое из этих соединений имеет самую высокую температуру плавления? Почему?

Карточка 4.

Тема: Металлическая связь. Свойства веществ с металлической связью. Металлическая кристаллическая решетка.

I. Изучите и объясните партнеру:

1.Признаки металлической связи:

характер химических элементов – металлическую связь образуют атомы металлов. механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; Ионы металлов не в состоянии связать электроны из-за огромной скорости их движения. Поэтому электроны, движущиеся в металле, являются общими для всех ионов металлов. Металлическая связь, следовательно, осуществляется при помощи металлов и общих для них электронов, т. е. за счет электростатических сил.

  1. Свойства веществ с металлической связью:

- высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла.

- высокая теплопроводность;

- пластичность, ковкость;

- характерный «металлический» блеск;

- широкие пределы изменения плотности, прочности, твердости, температуры плавления.

3. Почему?

Кристаллическая решетка, в узлах которой находятся положительно заряженные ионы металла, связываемые относительно свободными электронами, движущимися по всему объему кристалла, называется металлической.

Для металлов характерны кристаллические решетки с плотной упаковкой ионов в узлах. Прочность металлической связи и плотность упаковки обуславливают прочность, твердость, относительно высокие температуры плавления.

То, что металлы хорошо проводят электрический ток, объясняется присутствием в них свободных электронов. С повышением температуры усиливаются колебания ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки металла, что затрудняет напраленное движение электронов и тем самым приводит к уменьшению электрической проводимости металла.

Теплопроводность металлов обуславливается как высокой подвижностью свободных электронов, так и колебательным движением ионов.

Кристаллы с металлической связью пластичны; в этом случаи при деформации кристалла возможно смещение ионов без нарушения связи.

«Блуждающие» электроны в металле – причина «металлического блеска».

II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллические решетки металлов. Объясните партнеру взаимосвязь между строением кристаллов и физическими свойствами металлов.

III. Познакомьтесь с образцами металлов и сплавов. Расскажите партнеру о применении некоторых из них в быту.



Вопросы и задания для самоконтроля.

    1. Что такое металлическая связь? Для каких веществ она характерна?

    2. Что такое металлическая кристаллическая решетка?

    3. Какими физическими свойствами обладают металлы и сплавы?

    4. Объясните на основе представлений о сущности металлической связи таие физические свойства металлов, как:

а) высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла.

б) высокая теплопроводность;

в) пластичность, ковкость;

г) характерный «металлический» блеск;

После того, как учащиеся отработали содержание всех карточек, заслушивается сообщение и проводится фронтальная беседа.

Вопросы для фронтальной беседы:

      1. Что такое химическая связь? Какова ее природа?

      2. По каким признакам характеризуются различные виды химической связи?

      3. Пользуясь учебником(схема 3 стр. 23), назовите признаки всех указанных видов химической связи.

      4. Пользуясь учебником(схема 4 стр. 34), назовите частицы, находящиеся в узлах кристаллических решеток.

      5. Какую кристаллическую решетку имеет вещество, обладающее следующими свойствами: очень твердое, тугоплавкое, нерастворимое в воде, но проводящее электрический ток в расплавленном виде? К какому классу может принадлежать это вещество?

      6. Почему пластинки из кремния при сильном ударе разлетаются на куски, а из олова или свинца только деформируются?В каком случае происходит разрушение химической связи?









  1. Обобщение по видам ХС

Признаки сравнения

Вид химической связи

ионная

ковалентная

металлическая

водородная

полярная

неполярная



1. Природа химических элементов






2. Способ образования химической связи






3. Механизм образования связи(схема)






4. Структурные элементы кристаллической решетки






5. Тип кристаллической решетки






6. Физические свойства веществ






7. Примеры веществ




















Заполните схему:

тип кристаллической свойства

решетки





тип связи

























Тест (1-ый уровень)

1.Пара элементов, между которыми образуется ионная химическая связь:

 а) углерод и сера;                                в) калий и кислород;

б) водород и азот;                                г) кремний и водород.

2. Формула вещества  с ковалентной полярной связью:

  а) NaCl;         б) HCl;          в) ВаО;        г) Ca3N2.

3. Формула вещества  с ковалентной неполярной связью:

а) Na;           б) Br;            в) HBr ;           г)  KCl.

4.Наименее полярной является связь:

а) С – Н ;          б) С – Cl ;         в) С – F ;       г) С – Вr .

5. Наиболее прочной является молекула:

а) Н2;         б) N2;          в) F2;           г) О2.

6. Атомную кристаллическую решетку имеет:

а) сода;         б) вода;        в) алмаз;        г) парафин.

7. Атом углерода имеет степень окисления -3 и валентность IV в соединении с формулой:

а) СО2;            б) С2Н6;            в) СН3Cl;          г) СаС2.

8. Вещество, между молекулами которого существует водородная связь:

а) этан;      б) фторид натрия;     в) оксид углерода (II);    г) этанол.

9. Причины резкого различия свойств воды и сероводорода заключаются в особенностях:

а) внутримолекулярной связи;      б) межмолекулярной связи.

Тест (2-ой уровень)

1. Формула вещества с ионной связью:

а) NH3;        б) С2Н4;           в) KH;          г) ССl4.

2. Ковалентная неполярная связь образуется между атомами:

а) водорода и кислорода;                 в) водорода и хлора;

б) водорода и фосфора;                    г) магния.

3. Наиболее полярной является связь:

а) Н – С;        б) Н – О;          в) Н – S;         г)  Н – I .

4.Число сигма и пи связей в веществе пропен соответственно:

а) 7- сигма, 2-пи;                   в) 6- сигма, 2-пи

б) 8-сигма, 1-пи;                    г) 8-сигма, 2-пи.

5. Наиболее прочные связи в молекуле вещества, формула которого:

а) Н2 S;        б) Н2 Sе;        в) Н2 О;        г) Н2Те.

6. Атом азота имеет валентность III и степень окисления 0 в молекуле вещества, формула которого:

а) ) NH;        б) N2 ;           в) CH3NO2;         г) N2 O3.

7. Молекулярное строение имеет вещество с формулой:

а) СН4  ;      б) NаОH;           в) SiO2;         г) Al.  

8. Водородная связь образуется между:

а) молекулами воды;                в) молекулами водорода;

б) молекулами углеводородов;   г) атомами металлов и атомами водорода.

9. Какая связь обладает направленностью:

а) ионная;      б) ковалентная;        в) металлическая.

Тест (3-ий уровень)

1. Химические связи в веществах, формулы которых  СН4   и CaCl2                 соответственно:

а) ионная и ковалентная полярная;

б) ковалентная полярная и ионная;

в) ковалентная неполярная и ионная;

г) ковалентная полярная и металлическая.

2. Полярность связи больше в веществе с формулой:

а) Br2;        б) LiBr;         в) HBr;            г) KBr.

3. Ионный характер связей в ряду соединений

Li2O - Na2O – K2O – Rb2O:

а) увеличивается;                  в) не изменяется;

б) уменьшается;                    г) сначала уменьшается, потом увеличивается.

4. Между атомами есть ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму в веществе, формула которого:

а) Al(OH)3;        б)  [CH3NH3]Cl;          в) C2H5OH;       г) C6H12O6.

5. Пара формул веществ, в которых  есть только сигма-связи:

а) СН4  и O2 ;   б) C2H5OH и Н2O;   в) N2   и СO2;          г) HBr и С2Н4

6. Наиболее прочная связь из приведенных:

а) C – Cl;      б) C – F;       в) C – Br;       г) C – I .

7. Валентность и степень азота в хлориде аммония соответственно равны:

а) IV и +4;             б) IV  и  -2;          в) III и +2;           г)  IV  и  -3.

8. Общее свойство у веществ с молекулярной кристаллической решеткой:

а) растворимость в воде;                  в) электропроводность растворов;

б) высокая температура кипения;    г) летучесть.

9. Образованием водородных связей можно объяснить:

а) растворимость уксусной кислоты в воде;

б) кислотные свойства этанола;

в) высокую температуру плавления многих металлов;

г) нерастворимость метана в воде.

5.Подведение итогов. Итак, сегодня мы с вами повторили основные виды химической связи, ее свойства и механизм образования. Проанализируйте, что вы усвоили и какие вопросы вызвали у вас затруднения. Если необходимо, еще раз проработайте  § 6 из учебника.

  Домашнее задание:

- повторить  § 6;

- выполнить упр. 1-3 на с.41.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!