СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ на уроках русского языка и литературы в аспекте ФГОС ООО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать в качестве алгоритма построения урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Виды работ на уроках русского языка и литературы в аспекте ФГОС ООО»

Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС   Этапы, виды деятельности и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС Этапы, виды деятельности и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».  В.А.Сухомлинский   Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А.Сухомлинский

Системно - деятельностный подход методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения

Чтобы быть успешным необходимо: иметь определённую сумму знаний, умений, навыков  самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность  самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их

Чтобы быть успешным необходимо:

иметь определённую сумму знаний, умений, навыков

самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность

самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их

Уроки рефлексии решают целый ряд образовательных задач : позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Уроки рефлексии

решают целый ряд образовательных задач :

  • позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала,
  • осуществить контроль уровня владения понятиями и способами,
  • создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Сравним: Традиционные уроки Уроки деятельностной направленности Урок изучения (объяснения) нового материала; Урок закрепления знаний и формирования соответствующих умений и навыков; Урок повторительно-обобщающего характера (линейное повторение) Урок «открытия» нового знания; Повторительно-обобщающий урок (системное повторение)  Урок коррекции знаний, умений и навыков (Урок работы над ошибками) Комбинированный урок Урок рефлексии; Урок контроля знаний, умений и навыков  Урок общеметодологической направленности;  Урок развивающего контроля.

Сравним:

Традиционные уроки

Уроки деятельностной направленности

  • Урок изучения (объяснения) нового материала;
  • Урок закрепления знаний и формирования соответствующих умений и навыков;
  • Урок повторительно-обобщающего характера (линейное повторение)
  • Урок «открытия» нового знания;
  • Повторительно-обобщающий урок (системное повторение)

  • Урок коррекции знаний, умений и навыков (Урок работы над ошибками)
  • Комбинированный урок
  • Урок рефлексии;
  • Урок контроля знаний, умений и навыков

  • Урок общеметодологической направленности;

  • Урок развивающего контроля.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях , а не в учебном содержании.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях , а не в учебном содержании.

Эталон  – знаковая фиксация способа действия. Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере. Эталон для самоконтроля  – осуществление способа действия, который соотнесен с эталоном.
  • Эталон – знаковая фиксация способа действия.
  • Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере.
  • Эталон для самоконтроля – осуществление способа действия, который соотнесен с эталоном.
 Пример эталона и образца рассуждения    Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова:  Образец рассуждения: Л..сной Ставлю ударение в слове: л…сн о й Выделяю корень л е с, подчеркиваю орфограмму одной чертой; Подбираю проверочное слово Л Е С , выделяю корень; Подчеркиваю двумя чертами ударный в корне; Вставляю букву Е в слово лЕсной. Л е сной - л е с Поставить ударение в слове. Выделить корень и подчеркнуть орфограмму в корне одной чертой. Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень. Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне. Вставить нужную букву в слово с орфограммой.

Пример эталона и образца рассуждения

Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова:

Образец рассуждения:

Л..сной

  • Ставлю ударение в слове: л…сн о й
  • Выделяю корень л е с, подчеркиваю орфограмму одной чертой;
  • Подбираю проверочное слово Л Е С , выделяю корень;
  • Подчеркиваю двумя чертами ударный в корне;
  • Вставляю букву Е в слово лЕсной.
  • Л е сной - л е с
  • Поставить ударение в слове.
  • Выделить корень и подчеркнуть орфограмму в корне одной чертой.
  • Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень.
  • Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне.
  • Вставить нужную букву в слово с орфограммой.

Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий.

Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий.

Цели уроков рефлексии: Содержательная цель:  закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Цели уроков рефлексии:

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Структура уроков рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура уроков рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)   Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели требуется:  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)   актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)   исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)

Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

Высказывания философов, учёных   Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои 2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций  3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь 4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше 5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо

Высказывания философов, учёных

  • Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои

2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций

3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь

4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше

5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо

Притча, пословица Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Китайская пословица Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица

Притча, пословица

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.

Китайская пословица

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Китайская пословица

 Приём «Перепутанные логические цепочки»   «начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»    «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Приём «Перепутанные логические цепочки»

«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой» 

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Приём «Удивляй!» (сообщение интересных фактов по теме урока)

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)

Приём “Нестандартный вход в урок” Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Интеллектуальная разминка Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Разминку можно проводить по-разному:  Что лишнее?  Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это?  Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика).  Распредели слова на группы и так далее Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы.

Приём “Нестандартный вход в урок”

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Интеллектуальная разминка

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности.

Разминку можно проводить по-разному:

  • Что лишнее?
  • Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это?
  • Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика).
  • Распредели слова на группы и так далее

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы.

 2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-8 мин)   Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для закрепления на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-8 мин)

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для закрепления на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

Заполнение (создание) кластера

Заполнение (создание) кластера

Пример слепого кластера ФОНЕТИКА ( ) ГЛАСНЫЕ ? (6) ? ? ? ? ? ?

Пример слепого кластера

ФОНЕТИКА

( )

ГЛАСНЫЕ

?

(6)

?

?

?

?

?

?

   Правописание корней  «раст-ращ-рос» и «лаг-лож»      – Подумай, что пропущено в данной схеме?  ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ  1) ударные 2) …………………..…  1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся  ударением  1) ……-…… 2) Е - И   1) ....... -……-…… 2) …….- лож  - Вставь пропущенные слова, корни, буквы. Озвучь данную схему. - Как ты думаешь, схема полная или неполная?

Правописание корней «раст-ращ-рос» и «лаг-лож»

Подумай, что пропущено в данной схеме?

ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

1) ударные 2) …………………..…

1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся

ударением

1) ……-…… 2) Е - И

1) ....... -……-…… 2) …….- лож

- Вставь пропущенные слова, корни, буквы.

Озвучь данную схему.

- Как ты думаешь, схема полная или неполная?

 Текст с пропусками   Заполните пропуски. Различают три типа речи:__________________________ В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев. В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.). В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________. В конце рассуждения делается _____________________.

Текст с пропусками

Заполните пропуски.

Различают три типа речи:__________________________

В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев.

В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).

В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.

В конце рассуждения делается _____________________.

Решение лингвистической задачи   Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд. Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.  Какое слово лишнее почему?  (панно – не термин)  Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?  По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Решение лингвистической задачи

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.

Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)

Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».

Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Блицопрос 1 . Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.) 2. Постоянный признак имен существительных. (Род.) 3. Часть слова без окончания. (Основа.)  Приём РАФТ Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица. 9 класс : Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения. 5,6 класс : представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.

Блицопрос

1 . Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)

2. Постоянный признак имен существительных. (Род.)

3. Часть слова без окончания. (Основа.)

Приём РАФТ

Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица.

9 класс : Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения.

5,6 класс : представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.

Приём «Согласен – Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.  Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример: Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. + Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче­скому значению — это омонимы. - Словарный состав языка — лексика. + Слово, имеющее несколько лексических значений, — мно­гозначное. + Слово сходство по отношению к слову различие — антоним. +

Приём «Согласен – Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример:

  • Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. +
  • Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче­скому значению — это омонимы. -
  • Словарный состав языка — лексика. +
  • Слово, имеющее несколько лексических значений, — мно­гозначное. +
  • Слово сходство по отношению к слову различие — антоним. +

присесть приподнять Приём “Корзина идей, понятий, имён” привстать приоткрыть

присесть

приподнять

Приём “Корзина идей, понятий, имён”

привстать

приоткрыть

Вариант приёма «Корзина» Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова? Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч. Возможны разные варианты ответов.

Вариант приёма «Корзина»

Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова?

Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.

Возможны разные варианты ответов.

 Приём «Формула ПОПС»   Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:  П – позиция  О – объяснение (или обоснование)  П – пример  С – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:  «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:  «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:  «Я могу это доказать это на примере …».  И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:  «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Приём «Формула ПОПС»

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 Приём “Лови ошибку ”   Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.  Предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Приём “Лови ошибку

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Приём “Жокей и лошадь” Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.  Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Приём “Жокей и лошадь”

  • Форма коллективного обучения.
  • Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
  • Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
  3. Этап локализации индивидуальных затруднений   Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали место затруднения ; - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа вообще (причина затруднения).

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали место затруднения ;

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа вообще (причина затруднения).

 Кратко содержание этапа можно представить так:   1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина)

Кратко содержание этапа можно представить так:

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания применял?

3. Где возникло затруднение? (место)

4. Почему оно возникло? (причина)

  4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений   Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий : ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий : ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д.

№ Действия, которые нужно предпринять 1 Прочитать теоретический материал в учебнике 2 Составить план прочитанного текста 6 Рассказать изученный материал соседу по парте 4 Заполнить слепую таблицу 5 Обсудить с товарищами 3 Выписать ключевые слова 7 Рассказать изученный материал классу 8 Выполнить практические задания по теме

Действия, которые нужно предпринять

1

Прочитать теоретический материал в учебнике

2

Составить план прочитанного текста

6

Рассказать изученный материал соседу по парте

4

Заполнить слепую таблицу

5

Обсудить с товарищами

3

Выписать ключевые слова

7

Рассказать изученный материал классу

8

Выполнить практические задания по теме

 5. Этап реализации построенного проекта (5-8 мин.)   Цель: осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.

5. Этап реализации построенного проекта (5-8 мин.)

Цель: осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.

  6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (4-5 мин)   Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.  Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (4-5 мин)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)   Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

 8. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин.)   Цель:  применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: - выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; - выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин.)

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

«Лови ошибку» обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.  «Светофор»  это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор»  красной или зеленой стороной.  Опрос по цепочке рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

«Лови ошибку»

обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их. 

«Светофор»

это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор»  красной или зеленой стороной. 

Опрос по цепочке

рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

  9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3 мин.)   Цель: зафиксировать новое содержание, полученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3 мин.)

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание.
Вопросы для этапа рефлексии Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания? Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Вопросы для этапа рефлексии

  • Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
  • Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
  • Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
«Плюс-минус-интересно» «П» «М» Всё, что понравилось на уроке «И» Всё, что не понравилось на уроке Все любопытные факты и вопросы учителю  Приём  «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог »

«Плюс-минус-интересно»

«П»

«М»

Всё, что понравилось на уроке

«И»

Всё, что не понравилось на уроке

Все любопытные факты и вопросы учителю

Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог »

Высказывания по кругу сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…     Самооценка активности и качества работы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный  «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный  «| »   - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный  «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный  «0» - не ответил.

Высказывания по кругу

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

 

Самооценка активности и качества работы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| »   - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.

упражнение «Комплимент»  (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)   Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.  Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

упражнение «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Техника «рефлексивная мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.  Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.

Техника «рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.

Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.

Приём «синквейн» Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Приём «синквейн»

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше»  Э.Золя Сотрудничать, любить и развивать,  Детей сужденья мудро принимать,  Ориентировать на личность обучение –   Сегодня в этом педагога назначение. Всем Вам желаю творческих побед! На каждый Ваш вопрос – прямой ответ. Спасибо за внимание, друзья, До новых встреч прощаюсь с Вами я!

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э.Золя

Сотрудничать, любить и развивать, Детей сужденья мудро принимать, Ориентировать на личность обучение –  Сегодня в этом педагога назначение.

Всем Вам желаю творческих побед!

На каждый Ваш вопрос – прямой ответ.

Спасибо за внимание, друзья,

До новых встреч прощаюсь с Вами я!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!