Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №1 им.С.Т.Шацкого
Калужская область г.Обнинск
«Виды работ с текстом на занятиях РКИ»
Учитель английского языка, преподаватель русского как иностранного:
Исмаилова Парвина Обиджоновна
21 апреля 2021год
Изучение как родного, так и иностранного языков уже в детском и подростковом возрасте имеет большое воспитательное и образовательное значение. Любой язык формирует положительные личные качества человека, дает возможность познакомиться с традициями, культурой и жизнью народа, а иностранный язык, помимо этого, воспитывает толерантное отношение к другому народу, интерес и уважение к его культуре. Использование художественных текстов на практических языковых занятиях не является новым направлением в методике преподавания РКИ.
В методике преподавания иностранных языков в качестве материала для обучения чтению более эффективным считается чтение аутентичных текстов (нежели учебных).
Языковой материал должен сопровождаться иллюстрациями.
К тексту составляется небольшой словарик, в котором даются толкования слов и выражений. Само чтение текста предполагает еще один важный аспект обучения – работу над ударением и интонацией (работа обязательно проводится вместе с преподавателем). Далее предполагается прочитать « про себя » . Это упражнение дает возможность учащимся самостоятельно подвести итог всей проделанной в классе работе.
Заключительный этап – ответы на вопросы к тексту, позволяющие выяснить, насколько глубоко обучающийся понял содержание прочитанного.
Главное в этой работе – это не только изучение новой лексики, сколько умение ориентироваться и использовать языковой материал для построения самостоятельного высказывания.
Существует два подхода для работы с текстом:
- Структурный- задания направлены на отработку грамматических форм, объяснения новой
лексики, словообразовательных элементов или синтаксических конструкций, которые встречаются
в тексте.
- Коммуникативный - применяется, когда преподаватель хочет добиться не только понимания текста и его воспроизведения, но и комментирования, анализа, создания вторичных текстов на основе прочитанного или использования новых лексических единиц и грамматических структур.
Сказка О рыбаке и рыбке.
У самого синего моря стояла ветхая землянка - там то и жили старик со старухой 33 года. Женщина пряла пряжу, а её муж ловил неводом рыбу. Так бы все и продолжалось, пока однажды старик не поймал золотую рыбку. Человеческим голосом просила отпустить её в пучину морскую, готова исполнить любое желание. Скромный старик пожалел золотую рыбку, отпустил просто так.
Рассказал старик своей старухе о чуде таком. Недовольная старуха послала мужа к синему морю просить у рыбки новое корыто. Желание исполнилось. В следующий раз запросила старая новую избу, да ей мало стало. Была старуха и дворянкой, и царицей, но захотелось ей стать владычицей морской, а золотая рыбка должна была ей служить. Пошёл старик в очередной раз просить рыбку, но не получил ответа. Вернувшись, домой, увидел снова старуху у разбитого корыта.
1.Прочитать вслух (учителю, вытягивая ударные гласные)
2.Учащимся проставить ударения (во время чтения учителя)
3.Вместе с учащимися выписать новые слова-разъяснить их значение (наглядно)
4.Дать время учащимся прочитать про себя
5.Пересказать друг другу, то что запомнили
6.Выбрать 2-3 человека которые перескажут у доски
7.Составить 3-4 вопроса к тексту
8.Задать вопросы друг другу
Моя цель при использовании коммуникативного подхода:
-вывести учащихся на дискуссию
-развить устную речь (чтобы не стеснялись общаться)
-обмен мнениями
-сравнение своей позиции с позицией другого
Дворянка владычица морская корыто золотая рыбка старуха старик
сказка
О рыбаке и рыбке
Описание старика
Возраст :
Нос- большой
Маленький
Волосы- темные
Светлые
Седые
Ребенок
Молодой
Старый
Вес – полный
худой
Описание старухи
Возраст :
Нос- большой
Маленький
Волосы- темные
Светлые
Седые
Вес – полная
худая
Ребенок
Молодая
Старая
Стратегия: ЗХУ (знал, хочу узнать, узнал)
Знал
1.
Хочу узнать
1.
2.
Узнал
3.
2.
1.
4.
3.
2.
4.
3.
5.
Собрать текст - ……
Синквейн
После прочтения, обсуждения и понимания всего текста в целом, учащимся даётся задание составить синквейн на одного из героев
- Золотая рыбка
- Красивая, умная
- Плавает, исполняет, наказывает
- Человеческим голосом просила отпустить её в пучину морскую.
- Царица морская
Помогите мне найти героя сказки……..
По всему классу развесить фотографию героев сказки, и еще по одному экземпляру этих же фотографий дать учащимся (эти фото друг другу не показывают), затем один ученик описывает своё фото (не называя кто на фото), остальные должны отгадать о ком идет речь
Спасибо за внимание