СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды разрешения конфликтов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды разрешения конфликтов»

Предисловие


В техникуме благоприятные социально- психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и студенту. Студентам необходимо помочь выжить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Конфликтные студенты наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями. Пассивные в общении юноши и девушки- это чаще всего не те, которые не правы, а те которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие студенты нуждаются в коррекции их поведения.

















Основная часть


Конфликт (от лат. conflictus- столкновение). Согласно толковому словарю,- трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжения столкновения бессмысленно. Конфликты в группе - это конфликты между студентами. Нередко они возникают из-за стремления студентов к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость- явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных. Конфликт не должен остаться незамеченным педагогом. Педагог обязан урегулировать его. Но ни в коем случае не подавлять. Педагогу следует помнить три основных положения, разбирая конфликт:

- вникать в суть конфликта, а не ситуацию вокруг него;

-опираться не на интересы сторон, а на справедливость;

-относиться к существу проблемы жестко. А к интересам сторон - мягко!

Положительное влияние не разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешение конфликта других студентов, особенно лидеров группы. Недостаточное внимание отношение к разногласиям ведет к тому, что ребята перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Например: «Я против тебя», когда объектом спора является не поведение, а личность оппонента, что оказывает разрушающее воздействие на общение в коллективе.

Психологический практикум « Борьба с конфликтами»


Необходимо научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное. Для этого и проводится подобный практикум.

I этап. Тест « Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Классный руководитель предлагает студентам ответить на вопросы теста. Студентам раздаются листы ответов, в которых они должны проставить балл для каждого варианта. Студентам нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если студенту свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Возможные ответы:

- мне такое поведение свойственно-3 бала;

- мне такое поведение свойственно в малой степени -2 балла;

- мне такое поведение несвойственно – 1 балл.

Утверждение теста.

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав. Даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему.

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего всё началось.

  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить всё в шутку.


«А»

«Б»

«В»

«Г»

«Д»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


II этап. Обработка результатов теста.

Нужно подсчитать количество баллов но столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения студента в конфликтной ситуации:

«А» - жесткий тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало. Вы стремитесь выиграть. Этот тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

III этап. Обсуждение.

Предлагается обсудить следующие вопросы:







- В чем сходство и различие понятия «спор» и конфликт?

- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?

- Приходилось вам попадать в конфликтную ситуацию?

- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?

-Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

IV этап. Тест «Уровень конфликтности личности».

Для выделения некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы еще одного теста. Ведущий раздает студентам листы ответов и инструкцию.

Инструкция.

При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, обведите ее кружком в листе ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

2

3

1

3

3

Вопросы.

  1. Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) Нет.

б) Когда как.

в) Да




2. Есть ли в вашей группе ребята, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а) Да.

б) Затрудняюсь ответить.

в) Нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) Пацифист.

б) Принципиальный

в) Предприимчивый

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) Часто.

б) Периодически.

в) Редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы стали лидером в каком- либо деле?

а) Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в ее выполнимости.

б) Изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами.

в) Чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) Пессимизм.

б) Плохое настроение.

в) Обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) Да

б) Скорее всего, да.

в) Нет.


8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) Да.

б) Скорее всего, да.

в) Нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе?

а) Раздражительность.

б) Обидчивость.

в) Нетерпимость критики со стороны других.

10 . Кто вы в большой степени?

а) Независимый.

б) Лидер.

в) Генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) Экстравагантным.

б) Оптимистом.

в) Настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) С несправедливостью.

б) С бюрократизмом.

в) С эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

а) Недооцениваю свои способности.

б) Оцениваю свои способности объективно.

в) Переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а) Излишняя инициатива.

б) Излишняя критичность.

в) Излишняя прямолинейность.

V этап. Подведение результатов: подсчитав общую сумму баллов, студенты могут определить свой уровень конфликтности:

14-17 баллов – очень низкий,

18-20 балов – низкий,

21-23 балла - ниже среднего,

24-26 баллов Ближе к среднему,

27-29 баллов – средний,

30- 32 баллов – ближе среднему,

33- 35 баллов – выше среднего,

36- 38 баллов – высокий,

39- 42 балла - очень высокий.

VI этап. Обучение разрешению конфликтов.

Обсудив с ребятами результаты теста, классный руководитель предлагает ребятам научиться разрешать конфликты. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на это основе – улучшение их отношений. Сначала классный руководитель вместе с ребятами формирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске. Следующий шаг: Анализ конфликтных ситуаций (Групповая работа). Разбив рябят на группы, классный руководитель предлагает им в течение 5-10 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих сторон конфликта, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.





























Литература


1. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

2. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие.

М.: Владос, 2001

























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «КАК БОРОТЬСЯ С КОНФЛИКТАМИ»










Разработал классный руководитель

Лойко Г.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!