СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды речевой деятельности. Отличия письменной речи от устной.

Просмотр содержимого документа
«Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.»

Урок.

ТЕМА. Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.


ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - определение речевой деятельности, виды речевой деятельности, отличия письменной речи от устной; структурно-смысловые признаки текста, типы речи.

знать: речевая деятельность, речевая ситуация, речь письменная и речь устная; признаки текста: связность, цельность, смысловая нагрузка, членение.

уметь: применять на практике орфографические правила.

РАЗВИВАЮЩАЯ - определение текста, темы и идеи повествования, признаки.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их.

Виды общения

1. По положению коммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное – дистантное

Понятие контактного общения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь все на виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест, фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова.

К видам дистантного общения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятся на расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространстве общение в письмах (и вообще с помощью любого зафиксированного текста).

2. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное – опосредованное

Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно – это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации и произведений искусства.

3. С точки зрения формы существования языка различают общение

устное - письменное

Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное – с признаками дистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именно здесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм. Письменный текст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общение не допускает переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.

Виды речевой деятельности и их особенности.

Работа с таблицей

Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:


Устная речь

Письменная речь

Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга

Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя.

Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.

Не зависит от реакции адресата.

Рассчитана на слуховое восприятие.

Рассчитана на зрительное восприятие

Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств

Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется.

Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.

  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание