Урок.
ТЕМА. Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - определение речевой деятельности, виды речевой деятельности, отличия письменной речи от устной; структурно-смысловые признаки текста, типы речи.
знать: речевая деятельность, речевая ситуация, речь письменная и речь устная; признаки текста: связность, цельность, смысловая нагрузка, членение.
уметь: применять на практике орфографические правила.
РАЗВИВАЮЩАЯ - определение текста, темы и идеи повествования, признаки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Объяснение нового материала.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их.
Виды общения
1. По положению коммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное – дистантное
Понятие контактного общения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь все на виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест, фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова.
К видам дистантного общения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятся на расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространстве общение в письмах (и вообще с помощью любого зафиксированного текста).
2. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное – опосредованное
Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно – это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации и произведений искусства.
3. С точки зрения формы существования языка различают общение
устное - письменное
Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное – с признаками дистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именно здесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм. Письменный текст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общение не допускает переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.
Виды речевой деятельности и их особенности.
Работа с таблицей
Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:
Устная речь | Письменная речь |
Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга | Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя. |
Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. | Не зависит от реакции адресата. |
Рассчитана на слуховое восприятие. | Рассчитана на зрительное восприятие |
Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств | Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется. |
Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. | Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его. |
Рефлексия
Домашнее задание