СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.

Просмотр содержимого документа
«Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.»

Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Класс: 8


Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.

Задачи:

1) образовательные:

- совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;

2) развивающие:

- развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

3)воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что называется подлежащим?

- Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

- Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?

- Что их различает?

-Что такое составное именное сказуемое?

II. Целеполагание.

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.

  1. Работа по теме.

  1. Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):


стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)

ментор (учитель, наставник, воспитатель)

недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)

кибитка (крытая повозка)

погребец (дорожный сундучок)

погост (кладбище)

целовальник (продавец вина в питейном заведении)

жаловать (награждать, дарить)

фортеция (крепость)

бастион (один из видов крепостных укреплений)


- Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?

- Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?

- Объясните значение этих слов (по цепочке).

  1. Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

  1. Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:

1 вариант – с простым глагольным сказуемым

2 вариант – с составным глагольным сказуемым

3 вариант – с составным именным сказуемым


Примеры:

  1. Лучшего ментора я не желал.

  2. Герой хотел попасть на бастион.

  3. Я был недорослем.

  4. Анализ предложения.

Известный литературовед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом совершенного искусства.

- Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.

2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает у доски, выполняет задание 2:

Задание 2 Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Анализ текста

- Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.

- Какова тема текста? Основная мысль?

- Выделите микротемы.

- Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?

- Найдите предложения, соответствующие схемам:

1. А: «П».

2. , .

3. , (что ).


- Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…

- В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? (И чтобы эти стихи…)

- Выпишите предложения (по рядам):

I – с простым глагольным сказуемым

II – с составным глагольным сказуемым

III – с составным именным сказуемым


  1. Самостоятельная работа.

Задание по выбору.

1. Составить мини-текст на одну из тем: «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)

2. Упр.

3. Упр.

  1. Тест.

Ключ.

I. В II. В III. Г IV. Б V. В

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие сведения мы повторили на уроке?

- Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?

- На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

- Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

- Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

- Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?


  1. Домашнее задание (по выбору):

  1. параграф №11, упр. 92

  2. параграф №12, 13, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»