Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.
Класс: 8
Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.
Задачи:
1) образовательные:
- совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;
2) развивающие:
- развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;
3)воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.
Ход урока.
Оргмомент.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что называется подлежащим?
- Какие виды сказуемых существуют в русском языке?
- Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?
- Что их различает?
-Что такое составное именное сказуемое?
II. Целеполагание.
Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.
Работа по теме.
Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):
стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)
ментор (учитель, наставник, воспитатель)
недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)
кибитка (крытая повозка)
погребец (дорожный сундучок)
погост (кладбище)
целовальник (продавец вина в питейном заведении)
жаловать (награждать, дарить)
фортеция (крепость)
бастион (один из видов крепостных укреплений)
- Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?
- Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?
- Объясните значение этих слов (по цепочке).
Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых
ПГС = глагол в форме одного из наклонений
СГС = вспомогательное слово + инфинитив
СИС = глагол-связка + именная часть
Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:
1 вариант – с простым глагольным сказуемым
2 вариант – с составным глагольным сказуемым
3 вариант – с составным именным сказуемым
Примеры:
Лучшего ментора я не желал.
Герой хотел попасть на бастион.
Я был недорослем.
Анализ предложения.
Известный литературовед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом совершенного искусства.
- Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.
2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает у доски, выполняет задание 2:
Задание 2 Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.
1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.
3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.
Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?
Анализ текста
- Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.
- Какова тема текста? Основная мысль?
- Выделите микротемы.
- Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?
- Найдите предложения, соответствующие схемам:
1. А: «П».
2.
,
.
3.
, (что ).
- Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…
- В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? (И чтобы эти стихи…)
- Выпишите предложения (по рядам):
I – с простым глагольным сказуемым
II – с составным глагольным сказуемым
III – с составным именным сказуемым
Самостоятельная работа.
Задание по выбору.
1. Составить мини-текст на одну из тем: «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)
2. Упр.
3. Упр.
Тест.
Ключ.
I. В II. В III. Г IV. Б V. В
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие сведения мы повторили на уроке?
- Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?
- На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?
- Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?
- Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?
- Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?
Домашнее задание (по выбору):
параграф №11, упр. 92
параграф №12, 13, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»