СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды соединений

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конструкт урока составлен в соответствии с ФГОС. Изюменка этого урока в том, что учащиеся формулируют тему, цели в конце урока. Вначале заинтересовали видеофрагментом из фильма, поставили проблему, то в конце урока на основе полученных знаний делаем вывод о теме, целях. Это нестандартно, но достаточно интересно.

Просмотр содержимого документа
«Виды соединений»

Конструкт урока по физике

Ф.И.О. Ягупова Алевтина Владимировна, Мельникова Наталья Михайловна, Пихтовников Анатолий Владимирович

Тема урока: Виды соединений проводников.

Класс: 10

УМК: Физика. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразователь-ных учреждений / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. – М.: Просвещение 2009.

Физика. Электродинамика 10-11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков, Б.А. Слободсков – М.: Дрофа, 2010.

Оборудование: проектор, экран, персональный компьютер, аудиосистема, комплект лабораторного оборудования – 3 шт.(источник питания, реостат, резистор – 3шт., соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ)

Результаты обучения:

Личностные:

-формирование осознанного отношения к своей учебной деятельности.

Метапредметные:

-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Предметные:

Базовый уровень:

-знать законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Ома для участка цепи;

-уметь составлять схемы, собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников и рассчитывать их параметры;

- приводить примеры практического применения этих видов соединений проводников в быту.

Повышенный уровень:

-применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений проводников для смешанного соединения проводников;

-уметь составлять схему и собирать цепь со смешанным соединением проводников, рассчитывать ее параметры;

- приводить примеры практического применения в быту смешанного соединения проводников.

Цель урока: создать условия для усвоения законов последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников и безопасного их использования в быту.

Задачи:

Обучающие:

планируется, что к концу урока ученики будут:

  • распознавать последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников;

  • рассчитывать параметры электрических цепей с разными видами соединений проводников;

  • приводить примеры их практического использования и знать особенности каждого соединения;

  • владеть умением собирать электрические цепи с последовательным, параллельным и смешанным соединениями проводников.

Развивающие:


  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию умения собрать электрическую цепь с данным видом соединения проводников, выполнить измерения параметров, проанализировать полученный результат и сделать выводы;

  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

  • Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности, и умений выделять главное;

  • Способствовать развитию волевых качеств учащихся при выполнении учебной задачи.


Воспитательные:

  • Создать условия для развития коллективизма;

  • Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к физике;

  • Способствовать овладению необходимыми навыками групповой учебно-исследовательской деятельности.










Этапы урока


Цель этапа


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Развиваемые УУД:

Л.Р.К.П.


1. Организацио-мотивационный


  1. Создание проблемной ситуации

  2. Постановка проблемных вопросов

  3. Организация групповой работы по изучению нового материала

    1. Проверка готовности к уроку, настрой на учебную деятельность.

    2. Деление класса на группы (по жребию, 6-7 чел).

    3. Инструктаж по работе с кейсом.

    4. Постановка учебной проблемы. Демонстрация видеофрагмента, смонтированного на основе кадров из фильма «Будьте моим мужем». (Пожар после включения электрической плитки)

    5. Постановка проблемных вопросов:

  1. Почему электрическая плитка не работает?

  2. Что необходимо сделать чтобы ее починить? Какой вид соединения участков спирали безопасней использовать?

  3. Почему плитка после ремонта «будет гореть в два раза сильнее»?

  4. Почему произошло возгорание?

  5. Каким образом его можно избежать?

1)Определение роли в группе.

2)Анализ содержания кейса

3)Осмысление проблемной ситуации.

4)Выдвижение гипотез.

5)Выбор источников недостающей информации

Л. Осмысление значимости задания, умение слышать учителя

Р. умение сравнивать, анализировать

К. умение чётко, понятно выражать свои мысли. сотрудничество в группе

П. умение выделять причины и следствия; умение анализировать и выделять главное; умение определять понятие, определять цель, выдвигать гипотезу


2. Изучение нового материала

1) Анализ полученной информации.

2) Групповая самостоятель-ная работа учащихся с заданиями кейса

3) Представление результатов работы

1)Сопровождает деятель-ность учащихся по изуче-нию нового материала

2)Консультирует учащихся при выполнении практи-ческого задания


1)Действуют по алгоритму анализа ситуации

2)Участвуют в

дискуссии

3)Выполняют экспериментальное задание

Л: смыслообразование действий в группе

Р: составление плана и последовательности действий, способность к мобилизации сил и энергии

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

3.

1)Рефлексивный

2) Оценочный

3)Домашнее задание

1) Формулировка темы, целей урока. Выяснение, получен ли ответ на поставленные вопросы в начале урока.

2)Анализ своей деятельности на уроке, самооценка работы в группе

3) Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

1)Постановка вопросов для формулирования темы и цели урока.

Сопровождение процесса рефлексии.

2)Сопровождение процесса самооценки работы в группе.

3) Дает комментарии к домашнему заданию.

1) Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют рефлексию.

2)Осуществляют самооценивание работы в группах.

3) Записывают в дневники домашнее задание

Л: оценивание усваиваемого содержания

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

К: оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: формулирование познавательной цели.



Дидактические материалы для 1 этапа:

  1. Содержание кейса:

Задания экспертным группам:

  1. Найти ответ на вопросы (один из возможных источников нужной информации учебник «Физика. Электродинамика 10-11 кл.» §§2.8; 2.9)

  1. Почему электрическая плитка не работает?

  2. Что необходимо сделать, чтобы ее починить? Какой вид соединения участков спирали безопасней использовать?

  3. Почему плитка после ремонта «будет гореть в два раза сильнее»?

  4. Почему произошло возгорание?

  5. Каким образом его можно избежать?

  1. Привести теоретическое обоснование.

  2. Провести экспериментальную проверку:

    1. Выбрать необходимое оборудование

    2. Собрать электрическую схему

    3. Провести необходимые измерения

    4. Сделать вывод

  3. Представить экспертное заключение.

Структура анализа ситуации:

  1. Общие условия (где, когда, характеристика среды (состояние электропроводки, напряжение, сопротивление и т.д.)

  2. Последовательность событий.

  3. Выделение событий, относящихся непосредственно к рассматриваемой задаче (теме урока).

  4. Причины возникновения этих событий.

  5. Обоснование данных событий (почему произошли (ссылка на физические законы, расчеты).

  6. Выводы: К рассматриваемой задаче непосредственно относятся следующие события…, которые произошли вследствие….

Общие правила работы в группе

  1. В группе все равны.

  2. Результат группы ‹=› результат каждого (застеснялся, промолчал, не дал высказаться соседу, сыграл против себя!).

  3. Можно и нужно пользоваться любыми источниками информации!!!

  • Права руководителя группы:

  1. Задать порядок обсуждения

  2. Назначить секретаря

  3. Назначить выступающего

  4. Подвести итоги обсуждения решения задачи

Техника безопасности при проведении экспериментальной проверки

  1. Во время выполнения работы будьте внимательны и аккуратны.

  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя.

  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  4. Обнаружив любую неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю.

Заключение

При анализе представленного видеофрагмента экспертная группа № ________ установила:

1. Причиной выхода из строя электрической плитки послужило:



2. Для ее ремонта необходимо сделать следующее:




Наиболее безопасным является соединение участков спирали


потому что, расчеты проведенные по формулам:



показывают, что




3. Таким образом, при использовании соединения

проводников выделяемая электрической плиткой мощность

увеличевается в, уменьшается в раз


4. Таким образом, причинами возгорания послужило следующее:




5. Поэтому для предотвращения возгорания необходимо




Экспериментальная проверка, проведенная с применением следующего оборудования



и с использованием

соединений проводников сделанные выводы


подтвердила, не подтвердила

Особое мнение:





Руководитель экспертной группы:__________________________________________

Эксперт_______________________________________

Эксперт_______________________________________

Эксперт_______________________________________

Эксперт_______________________________________

Эксперт_______________________________________

Эксперт_______________________________________



  1. Видеофрагмент, смонтированный на основе кадров из фильма «Будьте моим мужем».




































Дидактические материалы для 2 этапа:

1 микрогруппа «Практики»

Последовательное соединение проводников

Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Теория:

Законы электрического тока для последовательного соединения проводников:

Сила тока


Напряжение


Сопротивление


Проведение эксперимента и обработка результатов:

  1. Соберите электрическую цепь (рис. 1) и с помощью реостата установите стрелку амперметра на определенное деление.

  2. Измерьте вольтметром напряжение в общей цепи и на отдельных потребителях.

  3. Рассчитайте тепловую мощность, выделяющуюся на резисторах при их последовательном соединении.

    рис. 1



  1. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

Сила электрического тока I в цепи

Напряжение на резисторе

Сопротивление резистора

Тепловая мощность

U1

U2

Uобщ

R1

R2

Rобщ

Р













  1. Сформулируйте достоинства и недостатки последовательного соединения проводников в виде схемы

Последовательное соединение проводников




Достоинства: Недостатки:







2 микрогруппа «Практики»

Параллельное соединение проводников

Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Теория:

Законы электрического тока для параллельного соединения проводников:

Сила тока


Напряжение


Сопротивление


Проведение эксперимента и обработка результатов:

  1. Соберите электрическую цепь (рис. 1) и с помощью реостата установите стрелку вольтметра на определенное деление шкалы.

  2. Измерьте поочередно амперметром силу электрического тока в общей цепи и в цепях отдельных потребителей.

  3. Рассчитайте тепловую мощность, выделяющуюся на резисторах при их параллельном соединении.




рис. 1



  1. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

Напряжение U на резисторе

Сила электрического тока в цепи

Сопротивление резистора

Тепловая мощность

I1

I2

Р

R1

R2

Rобщ

Р













5. Сформулируйте достоинства и недостатки последовательного соединения проводников в виде схемы

Параллельное соединение проводников




Достоинства: Недостатки:




3 микрогруппа «Инженеры»

Безопасное применение разных видов соединений проводников

  1. Найти, используя ресурсы Интернета, практическое применение параллельного и последовательного соединений проводников.

  2. Составить небольшую презентацию и представить одноклассникам.



Группа специального назначения

(наиболее подготовленные учащиеся)

Оборудование: источник тока, три проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Теория:

  1. Предложите схему смешанного соединения проводников.

  2. Начертите предложенную схему.

Проведение эксперимента и обработка результатов:

  1. Соберите электрическую цепь.

  2. С помощью реостата установите стрелку амперметра на определенное деление.

  3. Измерьте общую силу тока в цепи.

  4. Рассчитайте общее сопротивление, напряжение в общей цепи, тепловую мощность, выделяющуюся на резисторах.

  5. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

    Сила электрического тока I в цепи

    Напряжение в общей цепи

    Сопротивление резистора

    Тепловая мощность

    Uобщ

    R1

    R2

    Rобщ

    Р








  6. Предложите возможные варианты практического использования данного соединения проводников.



















Дидактические материалы для 3 этапа:

1)Постановка вопросов:

  • Какая проблема была поставлена в начале урока?

  • Как думаете, какую тему мы изучали на уроке?

  • Сформулируйте цели урока.

  • Смогли ли мы решить проблему урока и получить результат?

  • Как думаете, для чего эта тема вам будет нужна?

  • С каким настроением вы уйдете с урока?

2) Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал(вспомнил)…….

  • Теперь я могу…………

  • Было интересно……….

  • Было трудно…….

  • Знания, полученные на уроке, пригодятся……

«Палитра настроения» (на доске).

  • Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение, то возьмите магнит красного цвета и поместите на доску на «Палитре настроения».

  • Если вы остались равнодушны, вам не очень понятна тема урока, то возьмите магнит зеленого цвета.

  • Если вам не понятен урок, поставьте магнит синего цвета.

3) Самооценка работы в группе:

-поставьте баллы,

-суммируйте их,

-переведите первичный балл в отметку по пятибалльной шкале.

Критерии оценки работы в группе.


Критерии

Уровни

Дескрипторы

Баллы

1

Планирование

репродуктивный

Учитель планирует деятельность учащихся

1

продуктивный

Учащиеся при помощи учителя планируют деятельность

2

творческий

Учащиеся самостоятельно планируют деятельность

3

2

Распределение ролей

репродуктивный

Учитель назначает роли учащимся

1

продуктивный

Учащиеся распределяют роли при помощи учителя

2

творческий

Учащиеся самостоятельно распределяют роли

3

3

Работа по алгоритму

репродуктивный

Работают по алгоритму, требуя помощи учителя

1

продуктивный

Работают самостоятельно по алгоритму, эпизодически принимая помощь учителя

2

творческий

Работают самостоятельно в группе по алгоритму, не привлекая учителя

3

4

Соблюдение временного режима

репродуктивный

Требуют дополнительное время для выполнения работы

1

продуктивный

Полностью выполняют работу в установленное время

2

творческий

Полностью выполняют работу правильно, закончив ее раньше отведенного времени

3

5

Активное участие в работе группы каждого члена группы.


репродуктивный

Работают в соответствии со своей ролью, требуя помощи учителя

1

продуктивный

Работают самостоятельно в группе в соответствии с ролями, эпизодически принимая помощь учителя

2

творческий

Работают самостоятельно в группе в соответствии с ролями, помогая друг другу, не привлекая учителя

3

6

Креативное отношение к работе

репродуктивный

Принимают точку зрения учителя

1

продуктивный

Принимают точку зрения большинства учащихся в группе

2

творческий

Отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее

3

7

Оригинальность работы

репродуктивный

Учащиеся выполняют работу стандартно, не находят оригинальных идей и путей их решения

1

продуктивный

Учащиеся находят оригинальные идеи и пути их решения с помощью учителя

2

творческий

Учащиеся самостоятельно находят оригинальные идеи и пути их решения

3

8

Активность участия в презентации работы.

репродуктивный

Лидер группы презентует работу

1

продуктивный

Лидер группы с помощью учащихся презентует работу

2

творческий

Все учащиеся активно участвуют в презентации работы группы

3

Шкала пересчета первичного балла за выполнение групповой работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-4

5-8

9-16

17-24


4) Домашнее задание: с.296, п.105-106, упр 19(4) + задание на файле

По желанию - презентация по теме: «Практическое применение видов соединений проводников в быту»


Домашнее задание на файле:

«Изучение видов соединений проводников»

Базовый уровень:

  1. Для изучения распределения сил токов и напряжений при последовательном соединении проводников экспериментатор собрал электрическую цепь, показанную на рисунке 1, и получил распределение напряжений, показанное на рисунке 2.

Пользуясь законами электрического тока для последовательного соединения проводников, определите общее сопротивление и напряжение цепи, а также силу электрического тока в цепи, тепловую мощность.

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

Сопротивление резистора

Напряжение на резисторе

Сила тока I в цепи

Тепловая мощность

Р

R1

R2

R3

Rобщ

U1

U2

U3

Uобщ














  1. Для изучения распределения токов и напряжений при параллельном соединении проводников экспериментатор собрал электрическую цепь, показанную на рисунке 3, и получил распределение токов, приведенное на рисунке 4.

Пользуясь законами электрического тока для параллельного соединения проводников, определите общее сопротивление и силу электри-ческого тока, а также напряжение на резисторах, тепловую мощность





Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

Сопротивление резистора

Сила электрического тока в цепи

Напряжение U на резисторах

Тепловая мощность

Р

R1

R2

R3

Rобщ

I1

I2

I3

Iобщ















Повышенный уровень:


  1. Имея в своем распоряжении три резистора с известными сопротивлениями

R1= …Ом, R2= …Ом, R3= …Ом, источник тока, ключ, реостат, вольтметр, амперметр, составьте и начертите различные схемы смешанных соединений проводников и рассчитайте значения силы тока и напряжения на каждом проводнике, а также общее сопротивление, силу тока, тепловую мощность, если напряжение в цепи Uобщ = …В.

2.Сравните тепловые мощности данных соединений проводников и сделайте вывод о том, какое соединение является наиболее безопасным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!