СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды стихотворных размеров

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке к олимпиаде. Виды стихотворных размеров

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

·  Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). Пример:  Мой дядя самых честных правил,  Когда не в шутку занемог,  Он уважать себя заставил  И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)  Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Пример:  Мчатся тучи, вьются тучи  Невидимкою луна  Освещает снег летучий;  Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин)

Просмотр содержимого документа
«Виды стихотворных размеров»

Виды стихотворных размеров

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

 Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). Пример: 
Мой дядя самых честных правил, 
Когда не в шутку занемог, 
Он уважать себя заставил 
И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин) 

Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Пример: 
Мчатся тучи, вьются тучи 
Невидимкою луна 
Освещает снег летучий; 
Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин)

Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.Пример: 
В рабстве спасённое 
Сердце свободное — 
Золото, золото 
Сердце народное! (Н.А. Некрасов) 

Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Пример: 
На севере диком стоит одиноко 
На голой вершине сосна 
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим 
Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов) 

Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Пример: 
Есть в напевах твоих сокровенных 
Роковая о гибели весть. 
Есть проклятье заветов священных, 
Поругание счастия есть. (А. Блок)

Пеон — четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (— u uu), 2-й( u— uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Примеры: 
Спите полумёртвые увядшие цветы, 
Так и не узнавшие расцвета красоты, 
Близ путей заезженных взращённые творцом, 
Смятые невидевшим тяжёлым колесом (К.Д. Бальмонт) 

Не думай о секундах свысока. 
Наступит время, сам поймёшь, наверное, — 
Свистят они, как пули у виска, 
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский) 

Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Пример: 
Не шуми ты, рожь, 
Спелым колосом! 
Ты не пой, косарь, 
Про широку степь! 
(А.В. Кольцов) 

Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Пример: 
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком… 
(А.С. Пушкин) 

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» 

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием). 

«В красе негаснущих страстей». 

Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам. 

Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»). 

Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

Пример: 
Русалка плыла по реке голубой, 
Озаряема полной луной; 
И старалась она доплеснуть до луны 
Серебристую пену волны. (М.Ю. Лермонтов) 

Сверхсистемное ударение — ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М.Ю. Лермонтов).

Пример: 
Когда я ночью жду её прихода, 
Жизнь, кажется, висит на волоске. 
Что почести, что юность, что свобода 
Пред милой гостьей с дудочкой в руке. (А. Ахматова) 

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Пример: 
Швед, русский — колет, рубит, режет. 
Бой барабанный, клики, скрежет, 
Гром пушек, топот, ржанье, стон, 
И смерть, и ад со всех сторон.  (А.С. Пушкин) 

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: 
«Мой дядя самых честных правил…»

Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей. 

Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Пример: 
Горные вершины 
Спят во тьме ночной; 
Тихие долины 
Полны свежей мглой... 
(М.Ю. Лермонтов) 

Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Пример: 
Надменный временщик, и подлый и коварный, 
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, 
Неистовый тиран родной страны своей, 
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! (К.Ф. Рылеев)

Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.

Пример: 
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, 
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: 
Многие души могучие славных героев низринул 
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным 
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), — 
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою 
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. 
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича) 

Пентаметр — вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. 

В чистом виде пентаметр не употреблялся. 

Логаэд (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

Пример: 
Будем жить и любить, моя подруга, 
Воркотню стариков ожесточённых 
Будем в ломанных грош с тобою ставить… 
(Гай Катулл) 

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Пример: 
Губы мо/и прибли/жаются 
К твоим /губам, 
Таинства снова свершаются, 
И мир как храм. (В.Я. Брюсов) 

Брахиколон — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Пример: 
Бей 
тех, 
чей 
смех, 
вей, 
рей 
сей 
снег! (Н.Н. Асеев) 

Дол ... Вдруг 
Сед ... Лук 
Шёл ... Ввысь: 
Дед. 
След ... Трах! 
Вёл — ... Рысь 
Брёл ... В прах. 
Вслед. (И.Л. Сельвинский)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!