СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды творческих заданий на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды творческих заданий на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Виды творческих заданий на уроках русского языка.»

Убедилась, что использование творческих заданий, как синквейны, кластеры, сочинения-ассоциации, сочинения-рассуждения, хокку, гимны любимым вещам, ответы на необычные вопросы вызывают живой интерес каждого учащегося. Пришла к выводу, что использование творческих заданий способствует развитию фантазии ребенка, вследствие этого учащийся уже более изобретателен в использовании средств языка, становится способным контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересован в правильном выражении своих мыслей. Считаю, что начатая работа является одним из главных направлений по развитию речи ребенка. Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки и практической реализации путей и средств активизации познавательного интереса учащихся . Большой вклад в изучение и развитие познавательных интересов внесли такие ученые, как: Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Ю. В. Кулеша, А. Н. Леонтьев, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных интересов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные интересы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей в целом. В первую очередь это касается развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения. Я считаю, что школа должна формировать каждого школьника как самостоятельную личность. Творчество — это не только успех, а долгий процесс познания установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: «Сотвори себя сам…», я думаю, что именно этот процесс является главным на уроках русского языка и литературы. Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном или общественном. «Творчество» — деятельность людей, направленная на созидание нового, никогда ранее не бывшего, способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям . А творческие задания — это разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой — способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу . Представляю вашему вниманию следующие виды творческих заданий, которые охотно восприняли мои учащиеся:

1. Синквейны (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Я использую в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. При его написании существуют определенные правила:

1 строка – одно слово, название темы, явления; чаще всего это имя существительное.

2 строка – два слова, это имена прилагательные, характеризующие данное понятие.

3 строка – три слова, это глаголы, показывающие действие понятия.

4 строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль, короткое предложение/ показывает отношение автора к этой теме/.

5 строка – одно слово, синоним темы, вывод, , обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Учащимся нравится составлять синквейны, работая в группе.



2.Также я считаю, что одним из важнейших и необходимых условий творчества является внутренняя свобода, которая позволяет проявить свою индивидуальность. Ребята с удовольствием пишут ассоциативные сочинения, которые способствуют развитию творческого воображения, памяти, внимания, логического и образного мышления. Любят писать дети от первого лица, представив себя каким-то предметом или животным.

3. В этом учебном году стала использовать речевые разминки, с целью лучше освоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор, воспитывать языковое чутье. Суть речевых разминок состоит в ответах на необычные вопросы.

4. Способность самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, применять самостоятельно свой субъективный опыт учащиеся любят применять в сочинениях-рассуждениях. В сочинениях-рассуждениях важно не только то, о чем учащийся будет говорить, но и то, как он будет об этом говорить. Работа над таким сочинением немыслима без действенной, активной работы над словом.

5.На уроке развития речи, посвященному созданию ГИМНОВ любимым вещам, учащиеся тренировались в построении такого текста. И хотя это жанр не входит в круг жанров, с которыми они знакомятся дети на уроках русского языка и литературы, его практическая необходимость большая, ведь каждый человек сталкивается с таким моментом, когда нужно, не раздумывая, произнести короткую, в меру юмористическую речь, направленную к реальным или воображаемым слушателям. Важно, чтобы речь произвела впечатление легкостью и изяществом построения, заразила слушателей своим блеском.

6. Нестандартные уроки, уроки путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования и т. д.-это тоже один из творческих видов работ. Учащиеся могут оказаться сами в роли какого- лидо предмета или животного ,где им предстоит либо выполнить какое то задание, либо попросить помощи своих друзей.

7.Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут задания на составление рассказов.

«Рассказ по картинкам». Предлагаю детям придумать рассказ, используя ряд картинок, или даю начало рассказа, пусть они предложат продолжение рассказа. Можно усложнить это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

Либо продолжить рассказ с помощью опорных слов. Далее можно предложить , чтобы учащиеся дали совет главному герою. Работая в парах ребята могут оказать помощь друг другу. Этот вид работы можно назвать творческим диктантом. Только я уже не даю картинки. Диктую начало текста, далее дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова.


Цель работы: развивать логическое мышление; совершенствовать орфографическое письмо.        

Детям было дано такое начало текста:

Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили ее водой. Ночью был сильный мороз.


8.Развивая творческие способности детей, предлагаю им такие задания: придумать другое окончание произведения; придумать рассказ, сказку; пересказать сказку от лица героя произведения; подобрать пословицы или поговорки, отражающие тему или главную мысль произведения, выбрать из предложенных вариантов или придумать своё название произведения.

9.Восстанови текст

Ученикам предлагается деформированный текст, который стоит отредактировать. Из слов каждой строчки составь  предложения. Напиши, подчеркни  главные члены.

1)Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.

2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.

3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.

4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк.

5) Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая

10. Творческий ландшафт

Ученикам предлагается закончить предложения и записать в тетрадь:

«Школа для меня – это…»

«Семья для меня – это. . .»

«Мой дом для меня – это…»

«Моя фамилия для меня – это…»

11. Импровизация

Выбираю 6 букв и пишу на доске первую букву, ученик придумывает предложение, начинающееся с этой буквы. Затем пишу вторую, третью и т.д. по мере появления букв на доске, ученик должен составить связный рассказ.

12. Лесенка

Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек».

13. «Помоги учительнице!»

Составь словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика, на разные части речи.

14. Ребусы

Не только разгадывают сами, но и придумывают.

15. "Песочные часы"

На доске изображение песочных часов, где вместо песка буквы А (7 шт.), С (2 шт.), О (7 шт.), Б, К (2 шт.), Л, П (2 шт.), Т, Р (2 шт.), В (2 шт.), У, Д, Н.

- Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют словарные слова. Пересыпьте песочек с буквами и соберите эти слова. Прочитайте слова орфографически. (Собака, лопата, корова, посуда, ворона)

16. "Поиск общего"

- Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Составьте предложение.

карандаш и тетрадь

молоко и компот

газета и календарь

самолет и машина.

17. Устный рассказ на определённую тему

Цель: способствовать развитию речи учащихся.

     Иногда его называют сочинением-рассказом или устным сочинением. Работа такого рода отличается от сочинения главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.

18. Словарные диктанты с творческим подходом

Цель: постараться разнообразить приемы проведения словарной работы

  • Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.

  • «Узнать предмет по описанию». Учитель дает  описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его.

  • «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант – молчанку.

  • Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся  делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

  • «Закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

19. Творческие словари

Цель: способствовать лучшему усвоению словарных слов.

Учащимся необходимо "оживить" букву, создав её "образ" в конкретном слове. Например: буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой: А В Т О М О Б И Л Ь   Ш О С С Е.

20. Составление предложений

Цель: расширять словарный запас учащихся и умение его использовать.

Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв.

Б::.. у::: ж::: б:::.

С::.. о::: н::: с::: __________ __________ __________ __________

21.Сложные слова

Цель: развивать фантазию учащихся.

Задача учащихся состоит в том, чтобы простое слово заменить сложным – придуманным ими самими. Например: утюг – “бельеглад”, или выдуманные для семьи полезные вещи “сумконос”, “швабромах” и “носкостир”, или нужные в учёбе “ задачереш”, “самостир”, “самочит” и “буквоправ”.

22. Составление рассказа с использованием фразеологизмов

Цель: расширять кругозор учащихся в сфере использования фразеологических оборотов.

Ученик составляет небольшой рассказ, в который должен включить не менее 5-7 известных устойчивых сочетаний слов. Также можно предложить, чтобы они представили одно из сочетаний слов в виде рисунка.

23. «Придумай общее»

Цель: совершенствовать навык умения давать название ряду слов.

Школьникам необходимо вставить в скобки слова, которые обозначали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. Количество точек подсказывает количество букв в искомом слове. Например,

Рука (…..) гроздь. Ответ: кисть.

Приправа (….) нота. Ответ: соль.

Рыба (….) инструмент. Ответ: пила.

24. «Снежный ком»

Цель: развивать память учащихся.

Один из участников называет любое слово, далее каждый из участников повторяет ранее произнесенные слова и добавляет свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из круга не забудет или пропустит слово, сделает паузу. Тогда задание начинается с другого человека. Задание можно усложнить ,если слова называть на определённую тематику.

25. «Мысли»

Цель: обучить умению анализировать и оценивать речь.

Ученикам предлагается тема. Один из учеников высказывает мысли по данной теме и передает слово любому из одноклассников. Тот должен пересказать услышанную речь своими словами, начав с фразы: «Саша, ты сказал, что…». Далее коротко прокомментировать и высказать свое мнение, глядя при этом на предыдущего выступающего.

26.Подбери рифму»

Цель: способствовать развитию умения подбора рифм.

Учитель начинает чистоговорку, а ученики должны закончить её так, чтобы была рифма:

1) Выберите нужное слово из предложенных:

Ло-ло-ло на улице ( тепло, сало)

Оль-оль-оль мы купили ( соль,моль)

Жа–жа–жа есть иголки у …

(ежа, моржа).

2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

Жу–жу–жу молоко дадим________________

Да–да–да гудят __________________________

Ко–ко–ко нам налили _____________________.

Ба–ба–ба из окна торчит ___________________.

Же–же–же дождь прошёл __________________.


3) Придумайте свою чистоговорку. Приведу примеры чистоговорок, которые придумали сами дети.

Зы–сы–зы–сы

Де–те–де–те

27. Салат из сказок

Цель: развивать творческое мышления. Можно использовать при обобщение определенной пройденного раздела учебника.

      Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет с ними происходить.( можно инсценировать)

28.Продолжить пословицы

Цель: способствовать развитию памяти, и мышления.

Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы: Пословицы для карточек.( они могут быть на разные темы)

-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

- Сам пропадай,…

-… а нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

29.«Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Цель: дать представление о стихосложении.

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

30. Составь слова из букв какого-либо слова

Цель: развивать зоркость учащихся

Учащимся необходимо составить как можно больше слов из букв какого-либо слова. Чаще всего подбирают слова с наибольшим количеством букв, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ.

31. Ежедневные минутки поэзии

Цель: способствовать совершенствованию особенного поэтического творчества.

Дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию, учатся анализировать стихотворения.

32. "Составь рассказ о несуществующем животном"

Цель: способствовать развитию фантазии учащихся.

Каждому ученику предлагается придумать свое животное, которого не существует и составить о нем  рассказ .

33. "Три слова"

Цель: способствовать развитию творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития

Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

34. «Соединялки»

Цель: учить составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Учащимся предлагаются пары слов. Например, газета – верблюд. Их задача составить как можно больше вопросов для этой пары.  Вопросы должны быть необычными или смешными.

Например, Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюдов? Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?        

35. «Определение»

Цель: научить детей давать определения словам.

 Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. Далее можно предложить составить предложения с данными словами.

36. Креативная драматизация

Цель: способствовать  приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия.

  1. Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мою куклу?».

  2. Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».

  3. Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.

  4. Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.


37."Вырази мысль другими словами»

Цель: учить детей выражать мысль разными словами.

Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например:"К августу, вероятно, реки пересохнут"."В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".

38.Виды работ с использованием интерактивной доски:

а)чтение наоборот.

б)поймай текст.

в)текст с наложением.

г) сплошной текст.

МойКазахстанСтранамоя ЛюбимыепросторыУнасистепииполяЛесаполяигоры(ВПавленко)

Далее можно предложить рассказать ,что учащиеся знают о нашей Республике Казахстан. Либо составить предложение.


Цель уроков с выполнением творческих заданий не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать, развивать познавательный интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, стремление расширить свои знания самостоятельно, развить творческие способности. Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными. Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала. Я считаю, что ключевой задачей современного учителя является воспитание социально успешного ученика, так как качество образования определяется именно тем, насколько ребенок себя реализовал. Проводимая мною работа как учителя-словесника, как учителя-воспитателя, как учителя-исследователя, ориентирована на процессы функционировать в обществе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!