Виды учреждений дополнительного образования детей
Система дополнительного образования детей, как и предшествующая ей система внешкольного воспитания, отличается многообразием видов учреждений, различающихся рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровнях: городские, окружные дворцы, дома, центры детского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей или центры внешкольной работы, традиционной культуры, народных ремесел; студии; школы искусств и спортивные школы; клубы; детские лагеря; детские парки.
«Об образовании» констатируется дополнительное образование как отдельный, специфический тип образования. Образовательная деятельность для всех видов учреждений дополнительного образования детей является
обязательной.
Тип — образец, обобщенная, идеализированная модель, не обходимая для упорядоченного описания и объяснения множества конкретных объектов, создания системы этих объектов, определения закономерностей развития системы.
Тип - форма объекта, конкретное системное выражение содержательных характеристик множества (в этом случае понятие «тип» совпадает с понятием «вид»). Понятие «тип» чаще всего употребляется как род. ^
Тип образовательного учреждения - группирование образовательного учреждения по определенным признакам в данном контексте. Род - характеристика класса образовательных учреждений, в состав которого входят другие классы (виды).
В Законе акцентируется внимание на том, что Тип образовательного учреждения определяется по самому высокому уровню реализуемой им образовательной программы (ступени обучения).
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей - нормативный документ, регулирующий деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В этом нормативном документе тип учреждений дополнительного образования детей определяется через указание общности их основного предназначения (направленности), в целях и задачах деятельности.
Вид — подчиненное, понятие, служащее для выражения отношения между предметами или явлениями действительности с одними существенными признаками.
Вид - это и выражение качественно определенного соотношения общего, типового и особенного в конкретной системной организации объекта.
Тип и вид - соотносимые и взаимосвязанные понятия. Разделение по типам и видам используется для составления некой классификации, упорядочивающей элементы системы. Тип и вид определяются каждый своими специфическими признаками, но видовые признаки предмета или явления обязательно выражают отношение к типу (содержательное или объемное), но не наоборот. Тип объединяет разные виды в систему, но вид принадлежит только одному типу, при всем разнообразии своих признаков и их структурной организации.
Вид образовательного учреждения должен обладать всеми сущностными характеристиками типа образовательного учреждения, выражая их на практике в конкретной форме организации процесса педагогического взаимодействия. Охарактеризовать вид образовательного учреждения - это значит определить его качество и специфическое место в ряду однотипных образовательных учреждений.
Как это делать в отношении учреждений дополнительного образования детей, на основании какого набора показателей, сказать сегодня трудно. Единого подхода к типологии учреждений дополнительного образования детей сегодня не существует (как,
впрочем, нет единого подхода и к типологии учреждений общего образования), не проводился мониторинг имеющихся видов.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность подсистем преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов; подсистем органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Подсистемами федеральной образовательной системы, обладающими своими особыми системными свойствами, являются территориальные образовательные системы - региональные, муниципальные, городские, областные и пр.