СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды универсальных учебных действий.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендуется использовать для подготовки к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Виды универсальных учебных действий.»

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образова­ния, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регу­лятивный (включающий также действия саморегуляции);

  1. познавательный; 4) коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позво­лит отвести им приоритетное место в рамках изучения конк­ретных учебных предметов. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопре­деление; действия смыслообразования и нравственно-этичес­кого оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысло­вой ориентации учащихся (готовности к жизненному и лич­ностному самоопределению, знания моральных норм, умения


выделить нравственный аспект поведения и соотносить по­ступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи — построение индивидуальных жизненных смыслов и построе­ние жизненных планов во временной перспективе (жизнен­ного проектирования). Применительно к учебной деятельнос­ти следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, дру­гими словами, между результатом — продуктом учения, побуж­дающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» — и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личност­ных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной дея­тельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча­щимся, и того, что еще неизвестно; планирование — опреде­ление последовательности промежуточных целей с учетом ко­нечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с задан­ным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выде­ление и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому уси­лию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В блоке универсальных действий познавательной направ­ленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические1, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоя­тельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чув­ственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предмет­ную область); умение структурировать знания; умение осо­знанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных спосо­бов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимос­ти от цели; извлечение необходимой информации из прослу­шанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицисти­ческого и официально-делового стилей; понимание и адек­ватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержа­ние текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как со­ставление целого из частей, в том числе при самостоятель­ном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, клас­сификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, по­строение логической цепи рассуждений, доказательство; вы­движение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают фор­мулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в ди­алог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, ин­тегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициа­тивное сотрудничество в поиске и сборе информации; разре­шение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конф­ликта, принятие решения и его реализация; управление по­ведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; владение монологической и диалогической фор­мами речи в соответствии с грамматическими и синтаксичес­кими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий осуществляется в рамках нормативно-воз­растного развития личностной и познавательной сфер ребен­ка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.


1 Специально-предметные действия определяются содержанием кон­кретной учебной дисциплины.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!