СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка»

Введенский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное» Виды упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка. ( из опыта работы Ломакиной О.В.)

Введенский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное»

Виды упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка.

( из опыта работы Ломакиной О.В.)

Словарь учащегося 1) количество слов, используемых активно; 2) тематические группы слов; 3) разнообразие потребляемой лексики; 4) владение синонимами и другими группами лексики;  5) умение выбрать слово, передающее замысел говорящего или пишущего; 6) грамматические характеристики словаря

Словарь учащегося

1) количество слов, используемых активно; 2) тематические группы слов;

3) разнообразие потребляемой лексики;

4) владение синонимами и другими группами лексики;

5) умение выбрать слово, передающее замысел говорящего или пишущего;

6) грамматические характеристики словаря

Работа по ведению словаря 1) ознакомительные занятия на тему «Словари - наши друзья», «Словари - сокровища национального языка»; 2) ежеурочная работа со словарями ; 3) опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову); 4) объяснение значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте; 5) составление несуществующих лексикологических словарей; 6) учебный проект «Составляем словарь» 7) составление тематических словариков к сочинениям ; 8) составление аннотаций к словарю (по выбору); 9) учебные проекты (коллективные и индивидуальные) «Тайна слова», «Интересные слова» , « Фразеологизмы в нашей речи» и т.п. 10) составление презентаций словарей.

Работа по ведению словаря

1) ознакомительные занятия на тему «Словари - наши друзья», «Словари - сокровища национального языка»;

2) ежеурочная работа со словарями ;

3) опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);

4) объяснение значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;

5) составление несуществующих лексикологических словарей;

6) учебный проект «Составляем словарь»

7) составление тематических словариков к сочинениям ;

8) составление аннотаций к словарю (по выбору);

9) учебные проекты (коллективные и индивидуальные) «Тайна слова», «Интересные слова» , « Фразеологизмы в нашей речи» и т.п.

10) составление презентаций словарей.

Цели использования словарей на уроке Название словаря Назначение Орфографический словарь введение в активный словарный запас новых слов и закрепление их правописания Толковый словарь ознакомление с лексическим значением незнакомого слова Словарь синонимов и антонимов ознакомление учащихся с богатством русского языка Орфоэпический словарь повышение речевой культуры учащихся

Цели использования словарей на уроке

Название словаря

Назначение

Орфографический словарь

введение в активный словарный запас новых слов и закрепление их правописания

Толковый словарь

ознакомление с лексическим значением незнакомого слова

Словарь синонимов и антонимов

ознакомление учащихся с богатством русского языка

Орфоэпический словарь

повышение речевой культуры учащихся

Виды упражнений со словарями  Группы упражнений  Примеры Сопоставление с известным учащимся словом как вы понимаете лексическое значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Объясните лексическое значение через подбор синонимов Определение фразеологизма по иллюстрации отгадайте, какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках. Запишите эти фразеологизмы, определите, какие слова употреблены в переносном значении Определение значения слова в контексте Определите лексическое значение устаревших слов, пользуясь толковым словариком. 1) Семи пядей во лбу. 2) Сам с ноготок, а борода с локоток. 3) Не отдать ни пяди земли. 4) Как аршин проглотил. 5) Мерить на свой аршин. 6) От горшка два вершка. 7) За семь верст киселя хлебать .

Виды упражнений со словарями

Группы упражнений

Примеры

Сопоставление с известным учащимся словом

как вы понимаете лексическое значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Объясните лексическое значение через подбор синонимов

Определение фразеологизма по иллюстрации

отгадайте, какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках. Запишите эти фразеологизмы, определите, какие слова употреблены в переносном значении

Определение значения слова в контексте

Определите лексическое значение устаревших слов, пользуясь толковым словариком.

1) Семи пядей во лбу. 2) Сам с ноготок, а борода с локоток. 3) Не отдать ни пяди земли. 4) Как аршин проглотил. 5) Мерить на свой аршин. 6) От горшка два вершка. 7) За семь верст киселя хлебать .

Орфоэпический словарь 1) Найдите слова с сочетаниями жч - [щ'], щн - [шн'], нщ - [н'щ']. Произнесите слова правильно, включив их в словосочетания или предложение.  2) Определите правильное ударение в словах. Произнесите их правильно.  Кухонный, красивее, завидно, торты, принять, краны, начать, баловать, звонит, включит, свекла, повторит . 3) Найдите не менее пяти слов с буквенными сочетаниями чн, чт. Выпишите слово с произносительными пометами. Произнесите правильно, без ошибок .

Орфоэпический словарь

1) Найдите слова с сочетаниями жч - [щ'], щн - [шн'], нщ - [н'щ']. Произнесите слова правильно, включив их в словосочетания или предложение.

2) Определите правильное ударение в словах. Произнесите их правильно.

Кухонный, красивее, завидно, торты, принять, краны, начать, баловать, звонит, включит, свекла, повторит .

3) Найдите не менее пяти слов с буквенными сочетаниями чн, чт. Выпишите слово с произносительными пометами. Произнесите правильно, без ошибок .

Словарная работа на уроке Грамматико-орфографическое направление Семантическое направление Словарно-орфографическая работа Словарно-стилистическая работа Словарно-морфологическая работа Словарно-семантическая работа Словарно-морфемная работа Словарно-орфоэпическая работа

Словарная работа на уроке

Грамматико-орфографическое направление

Семантическое направление

Словарно-орфографическая работа

Словарно-стилистическая работа

Словарно-морфологическая работа

Словарно-семантическая работа

Словарно-морфемная работа

Словарно-орфоэпическая работа

Обогащение грамматического строя речи учащихся 1) изучение смысловых, выразительных и стилистических возможностей употребления грамматических форм слов; 2) изучение смысловых, выразительных и стилистических возможностей различных синтаксических конструкц ий.

Обогащение грамматического строя речи учащихся

1) изучение смысловых, выразительных и стилистических возможностей употребления грамматических форм слов;

2) изучение смысловых, выразительных и стилистических возможностей различных синтаксических конструкц ий.

Словообразовательный и этимологический словари  Примеры заданий 1) Рассуждение на этимологические темы Определите род имен существительных, вставьте пропущенные буквы. 2) Словарно-морфологическая работа Заказн… бандероль, просторн… фойе, нов… рояль, бел… клавиша, бел… тюль, обеденн… меню, стальн… рельс, знаком… фамилия, солдатск.. шинель, черн… туфля. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам, в состав которых входит деепричастие. Спустя рукава, засучив рукава, не покладая рук, невзирая на лица, положа руку на сердце, скрепя сердце, затаив дыхание, сложа руки, сломя голову .   Этимологический и словообразовательный словари

Словообразовательный и этимологический словари

Примеры заданий

1) Рассуждение на этимологические темы

Определите род имен существительных, вставьте пропущенные буквы.

2) Словарно-морфологическая работа

Заказн… бандероль, просторн… фойе, нов… рояль, бел… клавиша, бел… тюль, обеденн… меню, стальн… рельс, знаком… фамилия, солдатск.. шинель, черн… туфля.

Подберите синонимы к фразеологическим оборотам, в состав которых входит деепричастие.

Спустя рукава, засучив рукава, не покладая рук, невзирая на лица, положа руку на сердце, скрепя сердце, затаив дыхание, сложа руки, сломя голову .

Этимологический и словообразовательный словари

Словарно-семантические виды работ  ( этимологический словарь) 1) Объясните, от каких устаревших слов образованы данные. Вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, вопреки, второпях, нахрапом, дотла, набекрень.  2) Язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа. Какие слова близки по значению? Какие слова имеют противоположные значения? 3) Объясните значения слов и выражений, которые часто встречаются в сказках. 1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. 2. Старшие сыновья отцу поклонились, в путь-дорогу снарядились. 3. Вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает серый волк и говорит: «Что ты пригорюнился, Иван-царевич?» 4. «Сослужи ты мне службу: съезди за тридевять земель, в тридесятое царство, и достать мне златогривого коня»

Словарно-семантические виды работ ( этимологический словарь)

1) Объясните, от каких устаревших слов образованы данные.

Вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, вопреки, второпях, нахрапом, дотла, набекрень.

2) Язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа.

Какие слова близки по значению? Какие слова имеют противоположные значения?

3) Объясните значения слов и выражений, которые часто встречаются в сказках.

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. 2. Старшие сыновья отцу поклонились, в путь-дорогу снарядились. 3. Вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает серый волк и говорит: «Что ты пригорюнился, Иван-царевич?» 4. «Сослужи ты мне службу: съезди за тридевять земель, в тридесятое царство, и достать мне златогривого коня»

Словарно-семантические виды работ  ( этимологический словарь) 4)В каких значениях употребляется прилагательное свежий в словосочетаниях? Свежая газета, свежая рыба, свежий ветерок, свежая новость, свежее дыхание, свежий взгляд, свежий хлеб, свежая рубашка, свежий снег, свежая вода, свежие силы, свежее лицо, свежий след. К каждому из значений подберите синонимы и антонимы 5) Дополните фразеологизмы. Сулить … горы; не в бровь, а …; как в … канул; поймать на …; … шею. Объясните значение фразеологизмов. В каких ситуациях они употребляются? 6) Объясните разницу в значении слов. Черкешенка – черкеска, китаянка - китайка, индианка – индейка, кореянка – корейка. Составьте предложение с каждым из этих слов.

Словарно-семантические виды работ ( этимологический словарь)

4)В каких значениях употребляется прилагательное свежий в словосочетаниях?

Свежая газета, свежая рыба, свежий ветерок, свежая новость, свежее дыхание, свежий взгляд, свежий хлеб, свежая рубашка, свежий снег, свежая вода, свежие силы, свежее лицо, свежий след.

К каждому из значений подберите синонимы и антонимы

5) Дополните фразеологизмы.

Сулить … горы; не в бровь, а …; как в … канул; поймать на …; … шею.

Объясните значение фразеологизмов. В каких ситуациях они употребляются?

6) Объясните разницу в значении слов.

Черкешенка – черкеска, китаянка - китайка, индианка – индейка, кореянка – корейка.

Составьте предложение с каждым из этих слов.

Словарно-орфоэпическая работа 1) Поставьте ударения. Проверьте себя по словарю. Подчеркните слова, в которых вы допустили ошибку. Постарайтесь запомнить их правильное произношение.  Договор, договоры, диалог, звонить, звонят, изобретение, квартал, каучук, километр, красивее, магазин, наверх, начать, начал, начала, начали, облегчить, принять, принял, приняла, ржаветь, средства, углубленный, ходатайство, центнер, языковой .

Словарно-орфоэпическая работа

1) Поставьте ударения. Проверьте себя по словарю. Подчеркните слова, в которых вы допустили ошибку. Постарайтесь запомнить их правильное произношение.

Договор, договоры, диалог, звонить, звонят, изобретение, квартал, каучук, километр, красивее, магазин, наверх, начать, начал, начала, начали, облегчить, принять, принял, приняла, ржаветь, средства, углубленный, ходатайство, центнер, языковой .

Словарно-стилистическая работа Объясните, в чем сходство и в чем различие лексического значения слов-синонимов возражать, противоречить, протестовать, перечить, оспаривать. Проверьте себя по словарю синонимов.

Словарно-стилистическая работа

  • Объясните, в чем сходство и в чем различие лексического значения слов-синонимов

возражать, противоречить, протестовать, перечить, оспаривать.

Проверьте себя по словарю синонимов.

Упражнения -игры  Виды игр  Примеры  «Справочное бюро». Выберите слова, соответствующие лексическому значению “объединение, соглашение, союз государств, партий для достижения общих целей”: коалиция, коллегия, коллектив, коллекция. - Каково значение слова “коллекция”? (Собирание каких-либо предметов) - Подберите родственные слова. (Коллекционировать, коллекционер, коллекционный) - Как вы думаете, из какого языка пришло к нам это слово? (Латинское: co- - “со-, вместе”; lego - “собираю”) - А можете ли вы назвать дальних родственников слова “коллекция”? (Коллега, коллектив)

Упражнения -игры

Виды игр

Примеры

«Справочное бюро».

Выберите слова, соответствующие лексическому значению “объединение, соглашение, союз государств, партий для достижения общих целей”: коалиция, коллегия, коллектив, коллекция.

- Каково значение слова “коллекция”? (Собирание каких-либо предметов)

- Подберите родственные слова. (Коллекционировать, коллекционер, коллекционный)

- Как вы думаете, из какого языка пришло к нам это слово? (Латинское: co- - “со-, вместе”; lego - “собираю”)

- А можете ли вы назвать дальних родственников слова “коллекция”? (Коллега, коллектив)

 Виды игр  Примеры «Эрудит» Раскройте значение слов в следующем предложении: «Соколиный глаз». «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.» (В. Г. Костомаров) . Кто больше найдёт в тексте слов, использованных в переносном значении? «Переводчик» Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? «Бумеранг» Найди синоним: простой человек (бесхитростный) , простая задача (лёгкая) , простая истина (прописная).

Виды игр

Примеры

«Эрудит»

Раскройте значение слов в следующем предложении:

«Соколиный глаз».

«Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.» (В. Г. Костомаров) .

Кто больше найдёт в тексте слов, использованных в переносном значении?

«Переводчик»

Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

«Бумеранг»

Найди синоним: простой человек (бесхитростный) , простая задача (лёгкая) , простая истина (прописная).

Значение работы со словарями на уроке дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают правильно пользоваться ими

Значение работы со словарями на уроке

  • дисциплинируют мышление,
  • обостряют чувство родного языка,
  • приучают правильно пользоваться ими