СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечер русского романса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Вечер русского романса" - это внеклассное мероприятие для 10 класса, которое привлекает внимание к такому явлению в русской литературе, как романс, помогает учащимся раскрыть свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Вечер русского романса»

МОУ СОШ № 3 р.п. Земетчино Пензенской области








Внеклассное мероприятие по литературе

«Вечер русского романса»

10 класс





Провела учитель русского языка и литературы Никишкова Ольга Васильевна







Тема: «Под звуки нежные романса…»

Цели:

обучающие:
познакомить с историей возникновения и развития жанра романса; с творчеством русских композиторов и поэтов; с цыганским романсом; с современным романсом в кинематографе; с проведением досуга русского дворянства 19 века на примере музыкальной гостиной, с культурой поведения и общения; с историями взаимоотношений великих людей;

развивающие:
развитие представления о жанре романса; расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века; расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром; развитие культуры поведения и общения; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители; подготовка к успешной социализации в обществе;

воспитательные:
воспитание любви к русской национальной культуре, традициям; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века; воспитание, через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; развитие организационных навыков и работа в коллективе; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Предварительная работа:

  1. Разработка сценария.

  2. Подбор музыкального материала.

  3. Подготовка презентации.

  4. Репетиционно — постановочная работа.

  5. Подготовка костюмов и реквизита 19 века.

  6. Оформление зала.


Используемые материалы и оборудование:

  • видео и аудио аппаратура;

  • фонограмма для презентации;

  • столы;

  • подсвечники;

  • цветы;

  • натюрморты, портреты;

  • гитара с подставкой.

Репертуар вечера романса:

Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого, романс «Средь шумного бала, случайно…»
Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева, романс «Утро туманное».
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина, романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. М.Шишкина, сл. Н. Языкова, романс «Ночь светла».

Муз. Н. Харито, сл. В. Шумского, романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду»
Муз. Евг. Птичкина, сл. И. Шаферана, романс «Ромашки спрятались».
Муз. М.И. Глинки, сл. Н.В. Кукольника, романс «Жаворонок».
Муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной, романс «А напоследок я скажу» из к\ф «Жестокий романс».




1 ведущий.

Добрый вечер, уважаемые слушатели!

2 ведущий.

Здравствуйте, дорогие друзья!

1 ведущий.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса.

2 ведущий.

Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

1 ведущий.

Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна.

2 ведущий.

Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее ее соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.

Б. Ахмадулина "Романс о романсе"

1 ведущий.

Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей.

2 ведущий.

Они отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной.

1 ведущий.

У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

2 ведущий.

Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила


Звучит романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (муз. Н.И. Харито, сл. Н.В. Кукольника)


1 ведущий.

Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

2 ведущий.

Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.


1 ведущий.

В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

2 ведущий.

С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Бытовой - значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью. Романс, сходный с русской народной песней, - как бы своеобразное лирическое высказывание. Мелодия такого романса схожа с русской народной песней. Здесь поёт каждый звук, каждое слово, здесь просто и естественно выражены искренние чувства. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Исполняется романс «Жаворонок» (муз. М.И. Глинки, слова Н.В. Кукольника) –

Авдонина Екатерина

1 ведущий.

Русский романс питался литературными соками своей эпохи. Благодатной почвой для этого была поэзия многих известных поэтов, таких, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Евгений Баратынский. Давайте вспомним самые знаменитые романсы и их авторов. В основу многих романсов легли истории великой любви.

Юноши и девушки, сидящие в зале, читают:

Алексей Константинович Толстой

Средь шумного бала, случайно
В тревоге мирской суеты.
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты… 

 Александр Сергеевич Пушкин

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Федор Иванович Тютчев

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило.
Я вспомнил время, время золотое,
И сердцу стало так тепло…

Афанасий Афанасьевич Фет

На заре ты ее не буди
На заре она сладко так спит.
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит…

Владимир Петрович Чуевский

Гори, гори моя звезда,
Звезда любви заветная.
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда…

Михаил Юрьевич Лермонтов

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном…


Иван Иванович Козлов

Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом…

Анна Андреевна Ахматова

Приходи на меня посмотреть.
Приходи, я живая, мне больно.
Этих рук никогда не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно»…

Марина Ивановна Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами.
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами…


1 ведущий.

К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, результатом личных переживаний.

2 ведущий.

Как бы ни развивалось творчество композитора, в нем всегда находилось место романсу, всегда оставался укромный уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, которые и становились благоприятной почвой для всходов романсовой лирики, встреча с которой рождает целый мир воспоминаний, прекрасных чувств.

1 ведущий.

А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

2 ведущий.

Если спросить, какой романс один из самых популярных, единодушный ответ будет: «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. История этого романса началась ещё в 1819 году.

1 ведущий.

Представьте себе Петербург. Один из шумных светских вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки. Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Он следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами» - вспоминала Анна Керн.

1 ведущий.

А она? Забыла ли она Пушкина? Нет, она стала восторженной поклонницей его стихов. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её.

2 ведущий.

А.П.Керн вспоминает: «Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листках которого я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье». Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять».

2 ведущий.

Но когда и как Глинка нашёл пушкинский стих?

1 ведущий.

В марте1839 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно, как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. М. И. Глинку поразила её печальная задумчивость, созвучная его настроению. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

2 ведущий.

В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.


Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина).


1 ведущий.

Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное». Рождение этого романса связывают с именами женщин, которых любил И.С. Тургенев. Это Татьяна Бакунина, Полина Виардо…

2 ведущий.

Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе «Дворянское гнездо».

1ведущий.

Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

2 ведущий.

Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить «берлинского мудреца». Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

1 ведущий.

Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

2 ведущий

Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

1 ведущий.

С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…


Звучит романс «Утро туманное...» (муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева).


2 ведущий.

Драма Н. Островского «Бесприданница» была написана в 1878 году. А фильм под названием «Жестокий романс» вышел в 1984 году. Это была третья постановка по пьесе Островского. В первых двух фильмах звучит романс Ларисы «Нет, не любил он». Эльдар Рязанов, снимая фильм, не стал повторяться, он искал что-то свое, новое. Читая женскую поэзию 19 века, Рязанов не нашел ничего подходящего. Все казалось ему архаичным. И тогда он прибег к помощи Б. Ахмадулиной и М. Цветаевой и, конечно, нашел то, что искал.
В фильме звучат три романса Ларисы, написанные ленинградским композитором А. Петровым.
Первый романс «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М. Цветаевой Лариса поет, когда еще надеется на счастье, когда свет неискушенной любви разгорается в ней, как заря в вешний день. Мелодия этого романса полна тихого упоения и самообольщения.
1 ведущий.

Второй романс «Любовь – волшебная страна», Лариса поет уже разочарованная в любимом и самой себе. И в музыке этого романса появилась какая-то невеселая протяженность и усталость.

2 ведущий.

И, наконец, третий – главный романс Ларисы, тот самый, которому предназначено все повернуть к гибельной развязке. Начинается этот романс как бы вполголоса, почти строго: и отчаяние, и горечь, и жажда мести.

А напоследок я скажу:
Прощай! Любить не обязуйся!
С ума схожу и восхожу
К высокой степени безумства.


Звучит романс «А напоследок я скажу...» (муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной).


1 ведущий.

У всех этих романсах чистота чувств и скупость средств музыкальной выразительности. Эти романсы могли быть написаны только в большом городе конца 20 века – такая в них тоска по великой, испепеляющей любви.
2 ведущий.

Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

1 ведущий.

Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булахова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булахова звучат, помогая людям пережить невзгоды.


Исполняется цыганский танец под музыку песни

«Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс» - Никишкова Анастасия

2 ведущий.

Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю». Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией «Слушайте, если хотите» (стихи его же) и «Ночь светла» на стихи Николая Языкова.


Звучит романс «Ночь светла» (муз. М. Шишкина, сл. Н. Языкова)


(По окончании, вальсируя, появляется пара.)

Биограф: Среди гостей выделяется пара. Она – в маске.

Толстой: Позвольте представиться, Толстой Алексей Константинович.

С. А. Бахметьева: А я волшебная маска.

Он: Помилуйте, на дворе январь 1851 года, мы с Вами в Петербурге. Какое может быть волшебство?

Она: Вы пожалеете, что случайно познакомились со мной.

Он: Никогда! Я буду благодарен судьбе.

Она: Хорошо, я Софья Андреевна Бахметьева.

Он: Это у Вас был неудачный брак с полковником Миллером?

Она: Да, и еще роман с князем Вяземским.

Он: Это между ним и Вашим братом произошла дуэль?

Она: Да, князь убил моего брата, и все считают меня виновницей его гибели.

Он: (На колено перед ней) «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий». (Целует руку).

Она: Судьба свела нас на маскараде случайно.

Он: И на всю жизнь. (Вальсируя, уходят).

Биограф: В этом же 1851 году Толстой написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно …», которое посвятил своей будущей жене Софье Андреевне. Позднее, через 27 лет, П.И. Чайковский написал романс, удивительно музыкальный и напевный.

Звучит романс «Средь шумного бала случайно» (сл. А.К. Толстого, муз. П.И. Чайковского).


1 ведущий.

Двадцать первый век тоже не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!


Исполняется романс «Ромашки спрятались» (муз. Евг. Птичкина, сл. И. Шаферана) -

Мальцева Дарья





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!