Вечер «Жемчужины родного языка»
Составила Огородникова Л. В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка.
Цели и задачи:
Развитие интереса к изучению русского народного фольклора на примере пословиц, поговорок, загадок, примет о природе; на примере фразеологических оборотов.
Воспитание бережного отношения к народным традициям, родному языку.
Приобщение к многовековому опыту русского народа, кристаллизованному в пословицах, поговорках, загадках, фразеологических оборотах.
Сегодня наша игра посвящена фразеологизмам, пословицам, поговоркам, крылатым словам, загадкам и другим жанрам устного народного творчества, которые в какой – то мере посвящены природе.
Чтобы игра была нескучной, мы разделились на четыре команды. Чтобы не засидеться за столами и не заскучать, мы в течение игры будем устраивать физкультминутки, то есть, будем играть под моим руководством.
1 конкурс «Разминка»:
Кто дышит хвостом? (Водные насекомые: водный скорпион, рапатра и личинка - крыска).
Как узнать возраст рыбы? (По чешуе и по поперечному срезу кости: на них, как на дереве, образуются годовые кольца).
Какое самое высокое и самое длинное животное на земле7 (Жираф – 5 м.; червь – паразит, обитающий в желудке кита – до 40 м.).
Какие птицы не летают? (Страус, пингвин, австралийская птицаказуар и новозеландская киви).
Кого считают предком собаки? (Волка).
Какие птицы не высиживают яиц? (Некоторые виды кукушек, вдовушки, шалашницы, австралийские куры).
Кто плавает, бегает и летает быстрее всех? (Рыба – меч – 100 км/ час, геперд: у него такая же скорость, а в полёте нет равных игрохвостому стрижу: скорость 160 – 170 км/час).
Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут).
Дом медведя (берлога).
Летающая посуда (тарелки)
Он всему голова (хлеб)
Гриб в горошек (мухомор)
2 конкурс «Бюро погоды»:
Мы, люди, очень тесно связаны с природой. Природа нам помогает во всём. Несмотря на множество современных методов прогнозирования погоды, к сожалению, они недостаточно точные. Данные о природе и ее состоянии постоянно меняются и бывает сложно уследить за их колебаниями. Часто человеку приходится полагаться на собственные ощущения и народные приметы, являющиеся скоплением многовековой мудрости.
Живая природа и мир, окружающий нас, постоянно подсказывает и предупреждает о грядущих изменениях в природе и порой это происходит гораздо быстрее, чем составляются прогнозы синоптиков. Поэтому народные приметы никогда не потеряют своей актуальности и всегда будут нашим надежным маятником в море погодных явлений. Их знание позволит не только быть ближе к природе, но и знать о ее переменах.
В этом конкурсе на мой вопрос вы должны ответить одним словом «плохая» или «хорошая»:
Рыба не клюет – она сыта (плохая)
Пчелы сидят в улье и громко гудят (плохая)
Ласточки и стрижи летают высоко (хорошая)
Воробьи купаются в пыли (плохая)
Благоухают цветы сирени, жасмина, акации(плохая)
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает (хорошая)
Раскрыты цветы кувшинки (хорошая)
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик (плохая)
Поздно вечером сильно трещат кузнечики (хорошая)
Крот нагребает высокие холмики (плохая)
Паук усиленно плетет паутину (хорошая)
Голуби разворковались (хорошая).
3 конкурс «Предсказание»:
вы должны по данному началу предсказать погоду, т. е. сказать о том, к какому это природному явлению относится: к дождю, к морозу, к оттепели и так далее:
Если кошка себя вылизывает, то это… ( к дождю).
Если на вербное воскресенье дует ветер, то и лето будет… (ветреное).
Если во время дождя на лужах образуются пузыри, то дождь… (будет долгим и сильным).
Если в первые дни апреля дует ветер, то июнь будет… (дождливым).
Багряная заря – к… (ветру).
Если луна красная, то следующий день будет… (прохладным).
Яркая луна – к… (хорошей погоде).
Если зимой окна потеют, то ожидается… (потепление).
Зимой звездное небо – к… (сильному морозу).
Ясная погода зимой – к … (стуже).
Воробьи купаются в пыли – к … (дождю), а в луже – к… (потеплению).
Воробей прячет голову под хвост – к… (морозу и метели).
Дым столбом... (к морозу).
Длинные сосульки... (к затяжной весне).
Комары начинают сильно кусать – к…(дождю).
Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).
Если рябина уродилась рясная, то зима будет …(суровая).
Воробьи зимой расчирикались – к…(оттепели).
Начинает цвести черёмуха – жди…(похолодания или ненастья).
Некоторые цветы днём закрывают свои бутоны или сильнее благоухают – к…(ненастью).
А в заключение «бюро погоды» или предсказаний погоды послушайте стихотворение Э. Дженнера «40 поводов для того, чтобы отказаться от предложения друга совершить совместную прогулку».
В ночи сверкнули огоньки –
Зажгли лощину светляки,
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес.
Стал будто ниже свод небес.
К земле прижаты облака.
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста, как никогда.
Рыбёшка занята игрой –
Хватает мушек над водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг.
И пёс мой бросил грызть мосол,
Махнул хвостом и спать пошёл.
Послушна ветру, пыль дорог
Свилась в крутящийся клубок.
На скаты крыш садится дым.
Пастух предчувствием томим.
Кусают злые мухи скот.
Всё ниже ласточек полёт.
Лягушка изменила цвет –
На ней коричневый жакет.
И жаба выползла в траву.
Свинья тревожится в хлеву.
Свежо, хотя июньский день.
Потрогай – влажен старый пень.
Грачи спустились с вышины,
Как будто пулей сражены.
Вот курослеп глаза закрыл.
У старой Бетти нерв заныл.
Слегка потрескивает шкаф.
Пахнуло сыростью канав.
У очага пригрелся кот,
Усы пушистой лапой трёт.
Даль предзакатная светла.
За тучи прячется луна.
Да, быть дождю! Пора смириться
С тем, что пикник не состоится.
1 – я физкультминутка.
А сейчас у нас физкультминутка. Игра называется «В речку – на берег». На игровой площадке проводится 2 параллельные линии – это будут берега, а между ними река. Ширина её должна быть такой, чтобы игроки её могли перепрыгнуть в 2 прыжка без разбега. Все участники игры выстраиваются вдоль берегов. Я подаю команду: «В речку! На берег! В речку! В речку!». Играющие должны точно прыгать по приказу ведущего: наступать на черту берега или прыгать вместо речки на берег нельзя. За нарушение – игрок выбывает из игры. Победителем признаётся последний, не выбывший из игры.
4 конкурс «Двойная жизнь животных»:
Задание - отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:
1. Любитель зимнего плавания (морж);
2. Пешеходный переход (зебра);
3. Автобусный безбилетник (заяц);
4. Длинный рычаг у колодца (журавль);
5. Заменитель колес у трактора и танка (гусеница);
6. Любитель очень рано вставать (жаворонок);
7. Любитель очень поздно ложиться (сова);
8. Небольшой выступ передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания (мушка);
9. Сторона монеты, противоположная решке (орел);
10. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо (змей);
11. Щетка для чистки бутылок (Ерш - речная рыба с колючими плавниками);
12. Имя писателя – классика (Лев);
13. Ложный слух (утка);
14. Приспособление, которое электромонтер надевает на ноги, чтобы залезть на опору линии электропередачи (кошки);
15. Спортивный снаряд в гимнастике (конь);
16. Проявление нежности, любви (ласка);
17. Пленка на остывающем молоке (пеночка-певчая птица семейства славковых);
18. Крупное российское издательство, специализирующееся па выпуске учебной литературы (Дрофа - крупная степная птица)
19. Известная зарубежная фирма по производству обуви (Саламандра).
20. Название города и рыбы (Судак – город в Крыму).
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают,
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей.
Давайте вспомним их, друзья!
В пословицах – кратких изречениях, поучениях – проявляются национальная история, мировоззрение, быт людей.
5 конкурс «Закончи пословицу или поговорку»:
Терпение и труд … (всё перетрут)
Дело мастера … (боится)
С волками жить … (по- волчьи выть)
Яблоко от яблони … (недалеко падает)
Грамоте учиться … (всегда пригодится)
Худой мир … (лучше доброй ссоры)
На безрыбье … (и рак рыба)
Один в поле … (не воин)
Ученье свет …. (а неученье тьма)
Что посеешь …. (то и пожнёшь)
Шила в мешке … (не утаишь)
Седьмая вода … (на киселе).
6 конкурс «Найди аналог»:
У разных народов имеется много пословиц сходных по смыслу. Иногда очень трудно установить, в какой стране появилась та или иная пословица. Я буду приводить иностранные пословицы, а вы – называть аналогичную русскую:
Испанская: Булочника на хлебе не проведёшь. (Старого воробья на мякине не проведёшь).
Немецкая: Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Не ищи ветра в поле).
Французская: Ошпаренный петух от дождя убегает. (Обжёгся на молоке, дует на воду).
Английская: У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Язык мой – враг мой).
Немецкая: В каждом стаде найдётся чёрная овца (В семье не без урода)
Китайская: Когда много плотников, дом косой (У семи нянек дитя без глазу)
Английская: один утренний час лучше двух вечерних (Утро вечера мудренее).
Английская: Птицу можно узнать по её песне. (Видно птицу по полёту).
Швейцарская: Женщина, которая любит стирать, всегда найдёт воду (Свинья всегда грязи найдёт)
Французская: Хорошему коту – хорошую крысу (А русские считают: Большому кораблю – большое плавание)
Арабская: От утра до вечера каких чудес не бывает (А русские на этот счёт полагают: Утро вечера мудренее)
Осетинская: Ищу муравья в шерсти медведя. А что ищут в таких случаях русские? (Ветра в поле. Иголку в стоге сена).
2 – я физкультминутка.
Засиделись, засиделись. Играем. Игра со стульями под музыку.
Ставится 12 стульев, вызывается 12 человек. Один стул убирается. Музыка останавливается, дети садятся на стулья. Побеждает последний.
7 конкурс «Замена»: (Конкурс капитанов).
Вы должны заменить заголовки газет на аналогичные пословицы и поговорки:
Каков факт, таков акт. (Каковы сани, таковы и сами).
Готовь лыжи летом. (Готовь сани летом, а телегу зимой).
Мал городок, да дорог. (Мал золотник, да дорог).
Цыплят считают и зимой. (Цыплят по осени считают).
Посадка в чужие сани уже объявлена. (Не в свои сани не садись).
Когда в соседях согласья нет. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт).
Шайбы по весне считают. (Цыплят по осени считают).
Проводили по одёжке. (Встречают по одёжке, а провожают по уму).
8 конкурс «Старые пословицы на новый лад»:
Тише едешь – целее будешь (Тише едешь – дальше будешь)
Готовь сноуборд летом, а виндсеринг зимой (Готовь сани летом, а телегу зимой)
Кто рано встаёт, тот всех достаёт (Кто рано встаёт, тому бог подаёт)
Самокатом джип не протаранишь (Плетью обуха не перешибёшь)
На воре и шапка моя и куртка (На воре и шапка горит)
Не суйся в воду возле химзаводу (Не суйся в воду, не зная броду)
Одна голова хорошо, а с туловищем лучше (Одна голова хорошо, а две лучше)
Назвался груздем – лечись дальше (Назвался груздем – полезай в кузов)
Семь раз отпей, один раз облей. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Мал воротник, да давит. (Мал золотник, да дорог)
Неточность – вежливость снайперов. (Точность – вежливость королей)
Баба в воду, Ихтиандру легче. (Баба с возу, кобыле легче)
9 конкурс «О пословицах и так и сяк»:
В этом конкурсе вы должны будете не только показать знание пословиц и поговорок, но и проявить смекалку:
Говорят: «Курица - не птица, Монголия – не заграница, а прапорщик не офицер». Сходная древнерусская пословица гласит: «Не скот в скотах коза, не зверь в зверях еж, не рыба в рыбах …». Кто же это? (Рак)
Русская пословица заканчивается словами: «… жажда уходит во время питья». А как она начинается? (Аппетит приходит во время еды).
Что, согласно пословице, ногам покою не даёт? (Дурная голова).
Мало кто знает, что у этой пословицы есть продолжение: « … и брызги вверх». Как звучит начало? (Нашла коса на камень).
Говорят: «Из кулька – в рогожку», «От дождя да под капель». А куда и откуда попадают чаще всего? (Из огня да в полымя).
Иван Грозный издал указ, обязывавший жителей устанавливать во дворе бочки с водой. Ответьте поговоркой – зачем? (На всякий пожарный случай)
Восстановите начало поговорки, которая заканчивается словами: «… когда людей было трохи». (Дело было при царе Горохе).
Русская пословица предостерегает: «Козла бойся спреди, коня – сзади…». А кого надо бояться со всех сторон? (Человека)
10 конкурс «Загадка, загаданная пословицей»:
Загадки эти необычные. Отгадать их вам поможет знание пословиц. Команда, давшая правильный ответ с первой попытки, получает три балла, со второй – два, с третьей – 1 балл:
А) без него нет добра.
Б) без него нет плода.
В) без него и отдых не сладок (Труд)
2. А) На чужой стороне она милее вдвойне.
Б) Она краше солнца, дороже золота.
В) Любовь к ней сильнее смерти (Родина)
3.А) его сгубишь, новое не купишь.
Б) Оно дороже богатства.
В) чистота – залог его (Здоровье)
4. а) Хлеб – соль ешь, а её режь.
Б) Она в воде не горит и в воде не тонет.
В) Она – хорошо, а счастье лучше (Правда)
Давайте вспомним, что такое фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову, либо целому предложению. А фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, то есть, фразеологизмы. Анатолий Тимофеевич Арсирий говорил: «Фразеологизмы – драгоценные нити, придающие речи неповторимую расцветку и блеск».
Русский язык богат фразеологизмами. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её образной, выразительной. Чем больше человек знает устойчивых оборотов, тем ярче его речь, тем яснее выражает он свои мысли. Давайте вспомним некоторые фразеологизмы. Я читаю стихотворение, а вы его заканчиваете фразеологическим оборотом.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
(Водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
(окажешь медвежью услугу).
Глеб у доски …( повесил нос),
Краснеет до … (корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов … (сквозь землю провалиться).
О чём же думал он вчера,
Когда … (баклуши бил) с утра?
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк).
И так устали мы в дороге,
Что еле …(еле тащим ноги).
Сначала я вам задам шуточные вопросы для разминки:
Есть ли у земли лицо? (Да, во фразеологизме стереть с лица земли).
Можно ли переливать что – нибудь из пустого сосуда? (В выражении переливать из пустого в порожнее).
Может ли вопрос… заболеть? Есть ли у него ребро? (Во фразеологизмах больной вопрос, поставить вопрос ребром).
Говорят: искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (В выражении след простыл).
Может ли горе быть … в жидком состоянии? (В выражении хлебнуть горя, испить горя).
Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (во фразеологизмах смотреть правде, (опасности, смерти) в глаза).
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (каша, винегрет).
Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их «держат вверх ногами»).
11 конкурс «Путаница»:
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его надо заменить. (Каждой команде выдаётся листочек с заданием):
Крокодил в мешке (кот);
Как с совы вода (с гуся);
Утиная песня (лебединая);
Конское упрямство (ослиное);
Стреляный петух (воробей);
Подложить барана (свинью);
Барсучья услуга (медвежья);
Тигриная доля (собачья).
12 конкурс «Найдите антоним»:
К каждому фразеологизму левой колонки найдите противоположный по смыслу фразеологизм:
На руках носить. 1. С открытой душой.
От доски до доски. 2. Своим горбом жить.
Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.
На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.
Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.
От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.
Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.
Пословицы и поговорки можно назвать сводом правил жизни, практической философией. Они кратки и метки. А вот их толкование бывает весьма витиеватым. Определите, какую пословицу или поговорку могли так растолковать. Отвечать будет капитан команды, который первый поднимет руку. Команда может подсказывать своему капитану.
13 конкурс «Толкование пословиц и поговорок».
Лесному серому хищнику четыре конечности наполняют брюхо едой. (Волока ноги кормят).
В месте проживания даже вертикальные перегородки помещения оказывают поддержку. (Дома и стены помогают).
У домашнего животного производимый им продукт питания находится во рту. (У коровы молоко на языке).
Того, кто всегда стоит на своём, даже если не прав, может воспитать палка внушительных размеров, а того, у кого искривление позвоночника – углубление в земле ритуального свойства. (Упрямого исправит дубина, а горбатого могила).
Супружеская чета – это представитель нечистой силы в единственном экземпляре. (Муж и жена – одна сатана).
Помещение, в котором я проживаю, находится в значительном отдалении от центра населённого пункта, поэтому я не в курсе происходящих событий. (Моя хата с краю, я ничего не знаю).
Субъект нечистой силы на самом деле не в состоянии причинить вред кому бы то ни было, хотя некоторые представляют его способным на мерзкие злодеяния. (Не так страшен чёрт, как его малюют.
Овальные съедобные предметы, производимые птицей, не должны показывать превосходства в уме над самой птицей. (Яйца курицу не учат).
3 физкультминутка. Игра «Карусель». Цель игры: не опоздать на карусель.
Играющие стоят в кругу. На полу лежит верёвка. Концы которой связаны. Играющие подходят к верёвке. Поднимают её с пола и, держась за неё правыми руками, ходят по кругу со словами:
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
По команде ведущего: «Поворот!» - все быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра.
Движение карусели замедляется, а с последними словами останавливается. Играющие кладут верёвку на пол и разбегаются в разные стороны. По сигналу ведущего – хлопок в ладоши – они спешат вновь сесть на карусель, т. е. взяться рукой за верёвку, и игра возобновляется. Опоздавшие на карусели не катаются.
14 конкурс «Отгадай загадки»:
Загадки очень тесно связаны с природой. Они очень хорошо отражают явления природы. Сейчас сначала я вам загадаю несколько загадок, а затем каждая команда загадывает свои загадки о природе друг другу:
Заря – заряница по церкви ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало. (Роса)
Что в руку не схватишь? (Дым)
Что вокруг избы не обнесёшь? (Воду в решете)
Что выше избы не закинешь? (Перо)
Что и лентяю не лень? (Дышать)
Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём. (Капуста)
В воде родится, а воды боится. (Соль)
Горя не знает, а горько плачет. (Туча)
Висит сито не руками свито. (Паутина)
Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (Рыба)
Был я на копанце, был я на хлопанце.
Был на пожаре, был на базаре.
Молод был – людей кормил,
Стар стал – пеленаться стал.
Умер –
Мои кости негодящие в ямку бросили,
И собаки не гложут. (Глиняный горшок).
Мужички без топоров срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)
А теперь представители от каждой команды загадывают свои загадки.
15 конкурс «Храм мудрых фраз»:
Сейчас я прочитаю толкования, а вам их нужно заменить фразеологическими оборотами:
Очень грязное помещение, беспорядок в делах (Агиевы конюшни).
Наиболее уязвимое место у кого – либо (Ахиллесова пята).
Беспорядок, путаница, суматоха, полная неразбериха (Вавилонское столпотворение).
Страшное разрушительное бедствие (Всемирный потоп).
Быть забытым, бесследно исчезнуть (Кануть в Лету).
Что – либо желанное, крайне необходимое, редкое (Манна небесная).
Способ, помогающий найти выход из трудного положения (Нить Ариадны)
Очень большая теснота в помещении (Яблоку негде упасть).
Сам не пользуется чем – нибудь и другим не даёт. (Собака на сене).
Человек, который потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении (Сел в калошу).
Как говорят, когда к чему – то трудно придраться (Комар носа не подточит).
Как зовут человека, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие проступки (Козёл отпущения).
16 конкурс «Кто больше?».
Я называю слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть данное слово.
1 команда нос (с гулькин нос, совать нос не в своё дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу, носом чует, повесить нос, зарубить на носу, задирать нос, клевать носом);
2 команда рука (рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимется, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать);
3 команда голова (вбить в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, вскружить голову);
4 команда палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть).
Вот и подошла к концу наша конкурсная программа. Сейчас жюри подведёт итоги и наградит победителей. А я прощаюсь с вами. Постигайте мудрость народную, живите в согласии с добрым словом. Недаром русские пословицы гласят: «Доброе слово сказать – посошок в руки взять», «Доброе слово лучше мягкого пирога», «хорошая речь лучше мёда».
Вот что говорили известные писатели и поэты о нашем языке. О том, почему его надо беречь.
К. Бальмонт писал:
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
2. Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка».
3. А вот, что говорил Самуил Яковлевич Маршак: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись».
4. А вот что писал о русском языке Алексей Николаевич Толстой: « Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».
5. А вот знаменитые слова И.С.Тургенева:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий , правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
6. Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
18