СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка конспекта  плана урока по истории по теме Великая Отечественная война

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.»

Дисциплина : история

Тема учебного занятия: Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.

Методическая цель учебного занятия - формировать знания обучающихся об основных этапах ВОВ, о причинах поражения Красной Армии на первом этапе войны (1941-лето1942гг.);

Планируемые результаты:

Знать – причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны; причины провала фашистского плана «Барбаросса»; знать историческое значение Московской битвы.

Уметь - уметь работать в группах, уметь делать выводы, высказывать свои суждения, их аргументировать, развивать исследовательские умения, умение публичного выступления.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Вид учебного занятия: занятие смешанного типа

Оборудование: учебник, учебное пособие, раздаточный материал, рабочая тетрадь, презентация, аудио-видео врагменты.

Этапы учебного занятия

Содержание деятельности

время

Орг. момент

Проверка посещаемости, проверка готовности к учебному занятию, проверка готовности обучающихся к учебному занятию, проверка внешнего вида обучающихся.

1-2

Мотивационный момент

Сообщение темы учеб. занятия : Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.

Цель- формировать знания обучающихся об основных этапах ВОВ, о причинах поражения Красной Армии на первом этапе войны (1941-лето1942гг.);

1

Проверка исходного уровня знания

Фронтальный опрос:

  1. Хронология II мировой войны.

  2. Хронология ВОВ.

  3. Пакт Молотова-Риббентропа.

  4. Как вы думаете, явились ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

  5. Почему И.В.Сталин не прислушался к предупреждению советских разведчиков?

  6. Какие страны были захвачены Германией к лету 1941г.?

5-7

Изложение нового материала

(прослушивание аудиозаписи) запись Левитана о нападении.

Как вы уже догадались, сегодня на занятии мы будем говорить о ВОВ (запись темы учебного занятия на доске и в тетради). Целью нашего занятия будет являться раскрытие причин ВОВ, рассмотрение плана войны, выявление причин неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

Фронтальный опрос:

  1. Хронология II мировой войны.

  2. Хронология ВОВ.

  3. Пакт Молотова-Риббентропа.

  4. Как вы думаете, явились ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

  5. Почему И.В.Сталин не прислушался к предупреждению советских разведчиков?

  6. Какие страны были захвачены Германией к лету 1941г.?


И так ВОВ длившаяся 1418 дней, как и каждая другая война имеет свои причины (запись в тетрадь)

  1. Поражение Германии в I мировой войне (унизительный Версальский мирный договор) – реванш.

  2. Государственная идеология гитлеровской Германии –нацизм, был ориентирован на войну

  3. По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы и Гитлер мечтал о мировом господстве.


5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. Был разработан план «Барбаросса» - детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев. (видеоролик)

Посмотрев видеоматериал можно сказать следующее:

  1. Разведданные советской разведки о планах войны были противоречивыми, аналитическая работа велась слабо и это все говорит о том, что война для СССР оказалась внезапной.

  2. Многолетний опыт у немецкого командования – говорит о том, что успех в начальных военных действиях должен быть у немцев.


Неотъемлемой частью плана «Барбаросса» был особый пункт – план «Ост» (сообщение обучающегося).

Делая выводы из услышанного можно сказать следующее. Более 70 лет прошло с момента окончания ВОВ и страшно подумать если бы немецко-фашистские войска одержали победу, то наверное никого из нас с вами не было или находились в качестве рабов. Так давайте никогда не забывать тот подвиг, который совершили наши предки во имя нашего светлого будущего.



22 июня 1941 года рано утром немецко-фашистские войска без объявления войны вторглись на территорию СССР. В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 -600 км. в глубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия Западная Украина, Молдавия.

В начале июня немецкие войска подошли к Смоленску. Началась ожесточенная борьба за город, которая продолжалась 2 месяца. В это же время началась подготовка немецких войск к наступлению на Москву. Казалось, катастрофа неминуема.

Ребята самостоятельно в течении 5 минут определяють причины поражения Красной Армии летом 1941 года, используя раздаточный материал (записи в тетради)

Причины поражений Красной Армии в первый период войны:

- грубые просчеты руководства страны в оценке реальной военной обстановки;

- недостаточная профессиональная подготовка значительной части командных кадров Красной Армии;

- ослабление обороноспособности страны и боеспособности Красной Армии необоснованными репрессиями против руководящих кадров вооруженных сил страны;

- просчеты военно-стратегического характера;

- преимущество Германии перед СССР в экономическом потенциале;

- существенный перевес Германии в собственно военном отношении. Ее армия была полностью отмобилизована и развернута, оснащена современными средствами борьбы, имела двухлетний опыт ведения боевых действий. Вместе с тем, в Советской армии не закончилась работа по ее техническому оснащению. Соотношение сил накануне войны.

Германия и ее союзники: 190 дивизий (153+37)=5,5 млн. чел., 4300 танков, 4500 самолетов, 47 тыс. орудий и минометов и 192 корабля основных классов. Союзники Германии: Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия, Словакия. СССР: 179 дивизий=3 млн. чел., 8800 танков, 8700 самолетов, 38 тыс. орудий и минометов. Флоты Советских вооруженных сил насчитывали в своем составе 182 корабля основных классов и 1400 боевых самолетов.

И хотя в танках и авиации Советские войска имели превосходство, в качественном отношении все-таки уступали противнику.

Красная Армия отступала, неся огромные людские и материальные потери. Советское руководство срочно предпринимает следующие меры для отражения германской агрессии.


Меры по реорганизации системы управления страной и Вооруженными силами:

      • Образование Государственного Комитета Обороны (ГКО) под председательством И.В.Сталина.

      • Расширение прав советских органов власти.

      • Восстановление политических отделов в колхозах для усиления трудовой дисциплины в тылу и выполнения плановых заданий.

      • Восстановление в армии института военных комиссаров с целью предотвращения отступления воинских частей и дезертирства.

      • Поднятие боевого духа.

      • Принятие И.В.Сталиным должности Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР.

Меры по переводу промышленности на военные рельсы:

        • Перевод всей промышленной отрасли на выпуск военной продукции.

        • Создание минометного, танкового, авиационного наркоматов.

        • Увеличение рабочего дня до 11 часов, введение обязательных сверхурочных заданий.

        • С целью создания постоянного контингента рабочей силы и ликвидации ее текучести все рабочие военных предприятий объявлены мобилизованными и прикреплены к своим предприятиям. За самовольный уход с предприятий следовало наказание – 5 – 8 лет тюремного заключения.

Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток:

      • Создание специального Совета по эвакуации, который уже в июне 1941г. занялся эвакуацией предприятий и населения на восток.

      • За первые полгода войны на восток было эвакуировано 1523 предприятия и более 10 млн. человек.



Страну охватил патриотический подъем. Героическое сопротивление наступающему противнику приобрело массовый характер.

В конце 1941 года, после 6 месяцев постоянного отступления советское командование начинает брать инициативу в свои руки, начинаются наступательные операции.

Теперь мы с вами рассмотрим основные сражения ВОВ. (запись в тетради).

Московская битва 1941 — 1942 гг. В битве выделяют два основных этапа: оборонительный (30 сентября — 5 декабря 1941 г.) и наступательный (5 декабря 1941 г. — 20 апреля 1942 г.).

Сталинградская битва 1942 — 1943 гг. Оборонительная и(17 июля — 18 ноября 1942 г.) и наступательная (19 ноября 1942 — 2 февраля 1943 Г.)

Курская битва 1943 г. Оборонительная (5 — 23 июля) и наступательная (12 июля — 23 августа)

Белорусская операция (23 июня — 29 августа 1944 г.). Кодовое название — операция «Багратион»

Берлинская операция 1945 г. Завершающая стратегическая наступательная операция, проведенная советскими войсками 16 апреля — 8 мая 1945 г.


Более подробнее об этих сражениях мы поговорим на следующих занятиях.



25-30

Закрепление нового материала

Заполняется рабочий лист (прилагается)


5-7

Рефлексия

Пришло время оценить как вы поработали.

Выставьте себе оценки в рабочем листе за учебное занятие и ответе на следующие вопросы

1.Я научился______________________________

2. Я узнал______________________

3. Я смог_______________________________________

Ребята! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от учебного занятия. Для этого дорисуйте смайлику выражения лица.

1-2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Сочинение «История моей семьи в истории  Великой Отечественной войны».

2.Письменно ответить на вопрос: «В чем просчитался Гитлер, начиная войну против СССР?».

3. Творческое задание:

А) Создание презентаций по темам:  "Улицы Москвы, названные именами москвичей - защитников Родины";   "Герои и военачальники Московской битвы".

Б) Создать  альбом, презентацию "Мой музей истории Великой Отечественной войны" (в этом альбоме можно разместить, найденные в сети фотографии, изображения боевой техники, документы, карты, интересные факты)


2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!