СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» (урок литературы в 5 классе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке продолжается работа над  навыком  отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.

Просмотр содержимого документа
«Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» (урок литературы в 5 классе)»

Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»

(урок литературы в 5 классе)

 

Тип урока: комбинированный

 Цели  урока: работа над  навыком  отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.

Ход урока

1. Организационный момент

       Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки. Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит  нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.

2. Рассказ учителя о Г.-Х. Андерсене (учащиеся добавляют, исправляют ошибки в презентации)

         Родился будущий английский (датский) писатель  в богатой семье юриста (семье  сапожника и прачки).

          Семья жила в загородном доме (была бедной и ютилась  в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак).  Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег,  оно находится  в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов  была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу и ласку.

            Семья очень много значит в жизни каждого человека, особенно в детстве.

             Первые сказки мальчик услышал в гимназии (от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»). А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал военным (портным), он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать юношей (еще в детстве).

            Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым мальчик сам сшил костюмы.

            «Моя жизнь как сказка», - говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет  он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семье еле-еле сводила концы с концами.  В 14 лет уехал в  Копенгаген. Именно там он написал первую пьесу и получил за неё гонорар.  Андерсен  потратил его на обучение.

В 30 лет он издает три сборника своих произведений. «Сказки , рассказанные для детей»

            Давайте вспомним самые известные вам  сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)

           Андерсен был человеком   необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям  радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому. Всего  Андерсен написал 170 сказок. Сегодня одна из  его сказок приглашает нас в гости.  Вы , конечно же, догадались! Сказка «Снежная королева».

 3. Анализ сказки «Снежная королева» 

      Сказка «Снежная королева» многогранна. Она   о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и ,конечно же, о самоотверженной любви. Вот о самоотверженной любви мы сегодня с вами и поговорим.  

       Итак, запишем тему нашего урока: «Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».     Сказке, ребята,  важно  знать, помните ли вы ее героев. Я надеюсь, помните.  

 Задание 1.     Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты  (Работаем  группами)

-   Героев много , кто ,по вашему мнению, является главными героями сказки?. (Снежная королева, Кай, Герда). Вернемся к описанию Снежной королевы.  На что в первую очередь мы обращаем внимание? (ледяная , глаза)     «Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

-    С чем ассоциируется у вас Снежная королева?  ( холод, темнота, буря…пустота, неприступность)

История 7: « Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно» 

   В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!

   Проблемный вопрос: Почему маленькая  хрупкая  девочка победила злую волшебницу? 

    Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.

 - Что движет  Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он  причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем. Давайте вспомним события сказки.

Задание 2. Расположите события  сказки в правильной последовательности 

Пройдем этот путь вместе  с Гердой и посмотрим, на что способна любовь! На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

1 Река.  Любовь способна на  жертвы. Докажите.

2. Старушка.    Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю. - Кого напоминает милая старушка? - Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя) 

3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают . Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и  испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе  , Герда могла повернуть домой. -  Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (сказка 4)  стр. 153 «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!) Главное для Герды было то, что Кай живой!

4. Принц и Принцесса.  Докажите, что это тоже своеобразное испытание (могла остаться и спокойно жить)  

Вывод: Любовь может преодолеть всё.

 5. Маленькая разбойница.

Фрагмент (первая встреча)

Фрагмент  (последняя встреча) 

    Почему изменилась маленькая разбойница?  Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти   другого человека. Герда плакала сначала от горя, потом от радости.     Значит , любовь способна изменить человека. Преобразить его! 

6 .Лапландка и финка:. На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.

На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает 

Найдите по тексту ее слова   финки  (Сказка 6) 

 7. Путь к чертогам Снежной Королевы

-Что пришлось преодолеть девочке? Одна  на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев.

8.      У Снежной королевы

  -  Каким Герда нашла Кая? (сказка 7) . Работа с текстом.

- Как смогла возродить его к жизни? Зачитать фрагмент из книги

 5. Вывод: Вернемся к нашему вопросу: Почему же Герда   победила Снежную королеву ?

 Красота живого сердца победила красоту льда!    Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила  любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая  на подвиг, любовь действенная, любовь,  которая   смогла преобразить человека.

Подберите черты характера , которые относятся к главным героиням сказки: Добрая, Злая, Смелая, Безжалостная, Любящая, Бессердечная, Отважная, Жестокая, Храбрая, Эгоистичная, Верная, Своенравная, Целеустремленная, Корыстная, Преданная, Бездушная



Домашнее задание: ответить на вопрос: почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?

 





Бланк для ответов:

Группа :

Тема урока : ___________________________________________________________________________



 Задание 1.     Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты 

Тролль

«  … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

 

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

 

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

 

Герда

«  … держался он вообще непринужденно и мило.»

 

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

 

Принцесса

Умница, каких свет не видывал!»

 

Принц

Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

 

Маленькая разбойница

Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

 

Задание 2. Расположите события  сказки в правильной последовательности 

 Событие

 

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие

 

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

 

Событие

 

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие

 

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

 

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие

 

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

 

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»

 Задание 3.    Подберите черты характера , которые относятся к главным героиням сказки:

Герда

Снежная королева














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!