Постановка проблемы. | Большое несчастье произошло с домом кошки. Что же делать в такой ситуации? Звать на помощь, кричать. Но не все услышат крики. Надо что – то придумать, чтобы все услышали и прибежали на помощь. Что сделала кошка? Позвонила в колокол. Дон, дон. | Размышляют, высказывают своё мнение, решают проблемную ситуацию. | Метод моделирование художественно-творческого процесса. Проблемно-поисковый метод. | Личностные УУД Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка. |
Постановка учебной задачи Актуализация знаний | Колокольный звон помог кошке спасти свой дом. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Слайд 3. Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет? ( Это было придумано давно). | Обучающиеся ставят перед собой задачу, формулируют содержание темы урока | Проблемно-поисковый метод. | Метапредметные УУД Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
Введение в тему урока | Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в давние времена. По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ? | Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос. | Метод создания художественного контекста. | Предметные УУД Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. |
Совместное открытие новых знаний | И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. А как выглядит колокол? Слайд 4. У колокола есть ЯЗЫК и УХО. Давайте нарисуем его и подумаем, почему он так называется? Слово колокол произошло от старинного русского слова КОЛО – окружность. Посмотрите на форму колокола, он тоже круглый коло – о коло бьёт язык вот и получилось слово колокол. У каждого колокола свой голос, как и у каждого человека. Он может быть высоким или низким. А в каких случаях бьют в колокол? Верно, в колокол звонят, если случилось несчастье, а еще колокольный звон возвещает о начале богослужения в храме, что бы каждый, кто не может присутствовать на службе, мог мысленно обратиться к Богу. А как вы думаете, в этих случаях колокольный звон всегда одинаков? Слушание Благовеста. Слайд 5. Как звучал колокол сейчас? Какими были звуки? Существуют несколько видов колокольных звонов. Благовест - благая весть (мир, покой, добро, радость, счастье, праздник) Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Давайте послушаем ещё один колокольный звон. Чем отличается от предыдущего? Слушание набата. Слайд 6. Такой звон называется НАБАТ. Слушаем ещё один колокольный звон. Слайд 7. Слушание ПЕРЕЗВОНА. Чем отличается от предыдущего? Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста и набата? (Слушаем перезвон) Слайд 8. Перезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. | Рисуют колокол. Размышляют о названии. При пожаре, в случае войны. Нет Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного. Слушают колокольный звон. ровные удары в один колокол. Голос колокола низкий. Слушают набат. Частые равномерные удары, голос высокий. Тревожно, грозно, страшно, взволнованно Слушают ПЕРЕЗВОН Несколько колоколов, разной высоты голоса. Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника. | Словесный метод, наглядный метод, метод музыкального общения (формирование знаний о музыке, как системе; развитие осознанного отношения к музыкальному искусству). | Метапредметные УУД Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации. Предметные УУД Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Личностные УУД Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. |
| А как называют место, где расположены колокола? Колокольня или звонница. Как называют человека звонящего в колокола? Звонарь. Нужно ли специально учиться, что бы стать звонарем или это каждый может? Слайд 9. | Размышляют, высказывают своё мнение, запоминают новую информацию. | Проблемно-поисковый метод. | Личностные УУД Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. |
Творческая практическая деятельность и закрепление знаний | Давайте представим, что мы находимся на звоннице, мы это колокольчики. игра: Колокола Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров) 1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-тили-бом, тили-тили-бом, тили-бом. 2 группа: средние колокола поют: бим- бом, 3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом. По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором. | Класс делиться на три группы. Изображают колокола голосом. Играют на колокольчиках по знаку звонаря. | Вокально-хоровая работа. Метод пластического интонирования. | Личностные УУД Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Предметные УУД Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Метапредметные УУД Определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности |
Вокально – хоровая работа | Слайд 10. Разучивание попевки «Братец Яков» Братец Яков, братец Яков. Что ты спишь? Что ты спишь? В колокол звонили, В колокол звонили, Бим – бом – бом. Бим – бом – бом – исполняется по группам, изображая высоту звучания колокола. | Разучивают и исполняют попевку. | Метод соучастия. | Предметные УУД Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. |
Рефлексия | Походит к концу наш урок. Что нового сегодня узнали? Возникли ли у вас вопросы в ходе изучения темы, какие? Я приготовила для вас подарок, вот эти колокольчики. Они разного цвета. Выберите себе тот колокольчик, который отражает ваше настроение и понимание сегодняшней темы. Спасибо Вам за урок! До свидания! | Отвечают на вопросы. Выбирают колокольчик, оценивают свою работу. Выход из класса под музыку. Слайд 1 | Метод самоконтроля. | Метапредметные УУД Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. |