СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие просветители Европы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по истории на тему: "Великие простветители Европы" 

Просмотр содержимого документа
«Великие просветители Европы»

Тема: Великие просветители Европы.

Цель уроказнакомство с великими просветителями Европы.

Задачи урока:

Определить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;

Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы;

Воспитание чувства борьбы за справедливость и равноправие, осознания значения образования для любого человека, понимания главных нравственных ценностей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник «Всеобщая история» под ред. А.Я. Юдовской, историческая карта «Европа в 18 веке», проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Планируемые результаты: в результате изучения темы уч-ся должны

знать: основные положения темы, имена великих просветителей Европы, смысл их учений, значение их деятельности в борьбе за свободу человека.

уметь: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявлять способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Этап мотивации. Целеполагание.

XVIII век историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями. - Ребята, вспомните, пожалуйста, где мы с вами уже сталкивались с понятием «просветители»?  - А теперь вспомните, кого называли просветителями? 

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с идеями некоторых европейских просветителей, попробуем понять, почему историки назвали их просветителями и дали им высокую оценку «великие». Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока и ставят задачи.

Помимо того, что мы должны с вами решить сформулированные вами задачи, нам необходимо выяснить, почему период 17-18 вв. получил название эпохи Просвещения? (проблемное задание)

III. Изучение нового материала.

Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить таблицу «Философские идеи эпохи Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 12 минут представляет отчет о проделанной работе. В это время другие группы заполняют необходимые колонки.





1 группа

Прочитать параграф 20 пункт «Право на жизнь, свободу и собственность» стр. 168 и выяснить: «В чем заключались основные идеи Джона Локка»

2 группа

Работа с историческим документом. Прочитать документ и выяснить: «В чем заключались основные идеи Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё»

3 группа

Работа с текстом учебника с.189-190. Выяснить: «В чем заключались основные идеи Жан-Жакка Руссо»

4 группа

Работа с текстом учебника. Найти информацию об основных идеях Адама Смитта.


результаты работы в группах должны выглядеть приблизительно так -


Вольтер, Франсуа Мари Аруэ

(1694-1778) образец слайд № 1.

Франция

  1. Основа справедливого общественного строя – свобода, равенство, собственность.

  2. Главный враг Просвещения – церковь, т.к. она, стремится поработить разум человека, претендует на монополию в области морали.

  3. Сдерживающий фактор для народа – религия.

  4. Идеальный правитель – просвещенный монарх.



Джон Локк слайд № 2

(1632-1704)

1 группа. Работа с учебником

Англия

  1. Главная заслуга заключалась в создании учения о естественных, прирожденных права человека на жизнь, свободу и собственность. От природы люди все равны.

  2. Необходимость разделения властей: отделение исполнительной власти от законодательной.

  3. Большое значение уделялось образованию и воспитанию, которые развивают человеческий разум.

  4. Идеальный государственный строй – конституционная монархия.



Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё (1689-1755) слайд № 3

2 группа Работа с документом

Франция

  1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом.».

  2. Свобода личности возможна только в обществе, где нет злоупотребления властью.

  3. Разделение власти на три ветки: законодательная (принадлежит народу), исполнительная (монарху) и судебная (независимые судьи).

  4. Идеальный государственный строй – конституционная монархия.



Жан-Жак Руссо (1712-1778) слайд № 4

3 группа Работа с историческим словарем

Франция

  1. Человеку от рождения присущи – нравственность и доброта.

  2. Главная причина всех бедствий человечества – появление частной собственности.

  3. Источник верховной власти – народ.

  4. Являлся сторонником избирательного права.

  5. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы.

  6. Идеальный государственный строй – демократическая республика.



Адам Смит слайд № 5.

(1723-1790)

4 группа Работа с интернет ресурсом

Шотландия

  1. Стремление людей улучшить свое материальное положение способно привести общество к благосостоянию.

  2. Главную роль в развитии хозяйственной жизни страны играют - свободный обмен товарами и свободная конкуренция

  3. Земля должна переходить в руки собственников, способных использовать ее экономично.

  4. Главный источник богатства – труд.

Взаимооценка:

- Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?

- Вы справились с поставленной задачей полностью?

IV. Работа с таблицей. Закрепление.

Какие сферы жизни общества затрагивали идеи просветителей? (Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества.)

Какие цели носили идеи просветителей? (Идеи просветителей носили политический характер.)

Сравните, что общего в идеях Джона Локка и Монтескьё? (В идеях обоих просветителей развивается теория разделения властей)

Объясните, в чем видел причину всех бедствий человечества Жан-Жак Руссо? (Главная проблема – появление частной собственности)

Почему просветители стремились перестроить мир по законам разума? (Просветители, критикуя существующие порядки, противопоставляли им модели идеального общества, «царства Разума».)

Почему просветители придавали такое большое значение образованию? (Причину бед общества они видели в невежестве, чтобы его преодолеть, необходимо как можно больше образованных граждан.)

Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие их идеи вы не разделяете?

Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

На основании проработанных вопросов, какой вывод вы можете сформулировать о просветителях и их деятельности.

Вывод: Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным ее содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».

Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло.

V. Рефлексия.

Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам выяснить, почему период 17-18 вв. получил название эпохи Просвещения?

- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

Выставление отметок.

- Исходя из своего уровня вашей успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.

VI. Домашнее задание

Параграф 20 учебника прочитать и проработать, подготовить сообщение об одном из просветителей 17–18 вв.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!