МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 ИМ. КОНОВАЛОВА В.П.
г.Клинцы Брянской области
_______________________________________________________________________
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе на тему:
« Весенний пейзаж»
Учитель Сможевская Анжелика Владимировна
МБОУ – СОШ №6 им.Коновалова В.П.
Эпиграф: Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А. С. Пушкин
Цели:
познакомить учащихся с произведениями живописи, объясняя понятия эскиз, этюд, шедевр, пейзаж;
развивать навыки описания картины, дополняя его элементами творчества, развивать речь; воспитывать любовь к природе, к родной земле;
учить писать пейзаж
закрепить знания по цветоведению
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Ход урока:
1.Введение
Учитель.
Гонимы вешними ручьями,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Так А. С. Пушкин открывает одну из глав своего романа “Евгений Онегин”.
– О чём пишет поэт? Почему называет весну утром года? Что происходит в природе весной?
(Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение, как утром после хорошего ночного отдыха…)
Вспомним стихи о весне (ученики рассказывают запомнившиеся строки….)
Учитель. Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников Саврасова и Левитана и др .художников. Мы ответим на вопросы: Какой предстаёт весна на картинах пейзажистов? Как художникам удаётся передать весеннее настроение? О чём ещё рассказывает нам эти шедевры живописи?
САВРАСОВ “ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ”
(звучит музыка)
Учитель. Однажды Алексей Кондратьевич Саврасов отправился в старинное русское село Молвитино.
– Зачем? Что он хотел увидеть здесь? Что увидел? Что перенёс в свою картину?
– Каким художником, по-вашему, был Саврасов? Почему он решил написать неприметное русское село? Что особенно притягательно в его пейзаже?
ЛЕВИТАН “ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА”
(звучит музыка)
Учитель.
Когда Левитан работал над картиной “Весна. Большая вода”, он мог вспоминать своего учителя Саврасова, который около двадцати лет назад показал настоящую весну в знаменитой картине “Грачи прилетели”.
Такие же тонкие берёзки, изогнутые и голые, за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. Только у Саврасова- хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня. У Левитана всё запело, зазвучало, исполнилось поэтического смысла. Так вылилась в живописи скромно радостная, чуткая душа художника.
– Что поражает в пейзаже Левитана? Какая здесь весна?
Два шедевра
– Чем связаны эти картины?
– Чему уделяет особое внимание каждый художник?
– Какие краски использует?
(– Что хотят показать художники на своих полотнах?
(Простоту, естественную красоту, одухотворённость русского пейзажа.)
– Как вы думаете, что особенно удалось?
Весна в работах знаменитых художников.
.(звучит музыка ,просмотр работ)
Виноградов С.А. Весна идет. 1911
Кустодиев Борис Михайлович, 'Весна
Бакшеев Н.В. Голубая весна. 1930
Куинджи А.И. Ранняя весна. 1890-1895
Остроухов Илья Семенович, 'Ранняя весна'
Венецианов Алексей Гаврилович, 'На пашне, Весна' Первая половина 1820-х
6. Рисуем весенний пейзаж.
Показ на слайдах последовательность работы над пейзажем.
7.Самостоятельная работа учащихся.
Шаг №1
Развести синий цвет с белилами и написать фоновый цвет .
Шаг №2.
Тонкой кистью рисуем ветки. Цвет- синий +белый +немного черный.
Шаг №3.
Уточняем свет ,тень, контуры.
8. Выставка работ. Оценка.
9. Итог урока.