Муниципальное образовательное учреждение
Иванковская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
Весенние праздники. Масленица
Выполнили ученики 2 класса
Руководитель проекта Бабанова Е.В.
2014 год
Цель: Знакомство с традициями русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины.
Проблема, рассматриваемая в проекте и её актуальность.
Традиционные подходы к ознакомлению учащихся с традициями своего народа обеспечивают лишь формальное приобщение к культуре, не вызывают у учащихся должного интереса к изучаемому, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности .
Данный проект через активную познавательную творческую деятельность позволяет:
- приобщить учащихся к традициям русского народа, показать учащимся важность и необходимость знаний по истории своего народа для формирования их гражданской позиции;
- включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в проекте всех учащихся;
- решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать друг другу, родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта, что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
- помочь учащимся овладеть различными способами поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
- развивать творческие способности учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.
Типология проекта
1.По доминирующей в проекте деятельности информационно- практический.
2.По характеру контактов внутриклассный.
3.По предметно-содержательной области межпредметный.
4. По продолжительности краткосрочный.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.
Второй этап – планирование деятельности.
Третий этап – исследовательская часть.
Четвертый этап – обобщающий (проверка качества проекта).
Пятый этап – реализация и защита проекта.
Шестой этап – рефлексивно-оценочный.
Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект.
На уроках окружающего мира, литературного чтения, музыки ребята встретились с темами, которые можно объединить в одну: «В феврале зима с весной встречаются впервой». На этих уроках ученики вспомнили такой праздник, как Масленица. Все без исключения сказали, что любят этот праздник, вместе с родителями посещают мероприятия, которые организуются в нашем городе и в населённых пунктах в этот день, но практически ничего об истории этого праздника не знают. Тогда и возникло желание создать проект «Весенние праздники. Масленица».
Второй этап – планирование деятельности.
Учащиеся 2 класса захотели не только сами узнать всё о празднике Масленица, но и выступить перед другими детьми. Поэтому вначале было принято решение узнать, а что ученики 3-4 классов нашей школы знают о Масленице. Третьеклассникам и четвероклассникам были предложены те вопросы, на которые ребята сами не знали ответа и хотели бы его получить. Было опрошено 50 учеников начальной школы. В результате проведённого опроса было выявлено:
1. На вопрос «Почему праздник называется Масленица?» точного ответа не дал ни один ученик.
2. 32 ученика знают, что праздник продолжается целую неделю, а вот как называются масленичные дни знают лишь 5 учеников.
3. 26 учеников назвали символом праздника Чучело, 7 учеников – блины.
4. 23 ученика ответили, что Православная Церковь признаёт этот праздник, а 1 ученик ответил, что называются эти дни в Православии – Сырная Седмица.
5. Также в результате опроса было выявлено, что ребята недостаточно знакомы с традициями празднования Масленицы.
Для реализации проекта учащиеся 2 класса разделились на творческие группы, и получили задание собрать материал по следующим темам:
1 группа - Почему праздник так называется.
2 группа - Названия и назначения дней масленичной недели.
3 группа - Традиции и символы праздника
4 группа - Изучение русского фольклора (частушки, песни, пословицы).
5 группа - Праздник Масленица в Православной Церкви..
Третий этап – исследовательская часть.
Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернет. Каждая группа выполняла задания, которые были определены путём совместного обсуждения.
Четвертый этап – обобщающий (проверка качества проекта).
Каждая группа представила материал о проделанной работе. В целом исследовательские отчёты учащихся соответствовали разработанным критериям, но некоторые моменты были подкорректированы учителем.
Пятый этап – реализация и защита проекта.
Выступление перед учениками начальных классов.
Шестой этап – рефлексивно-оценочный.
Подобная, совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось».
Планируемые результаты проекта.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные умения:
1) взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
2) определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
3) слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Русский язык:
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Литературное чтение:
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
Окружающий мир:
- формирование ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.
Реализация и защита проекта.
- На прошлой неделе мы с вами решили побольше узнать о празднике, который пришёл к нам из далекой древности. Как называется этот праздник?
- А начать наш разговор мне хочется начать вот с таких стихов:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Ребята, а как вы думаете, зачем необходимо помнить русские обычаи, традиции?
- Сегодня мы послушаем, что каждая группа узнала о Масленице, чем готова сегодня поделиться с нами, а в пятницу и с ребятами 1-4 классов.
Первый вопрос, на который мы хотели получить ответ, звучал так:
Почему праздник называется Масленица?
Послушаем отчет первой группы.
Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
Одна версия связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, для этого и стряпали блины, которые были символом солнца и при их помощи пытались уговорить, «умасливить» его побольше греть землю. Отсюда и название праздника — «Масленица».
По другой версии название «Масленица» возникло потому, что по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты, в частности масло можно было употреблять
А если верить другой легенде: Масленица родилась на далеком Севере, и отцом её был Мороз. Люди позвали Масленицу, чтобы она согрела людей от холода. Масленица пришла в виде красивой женщины с румяными щеками. Она согрела людей и заставила их пуститься в пляс. Вот по этой легенде Масленица и стала самым веселым праздником.
- Спасибо ребятам 1 группы. Теперь нам стало понятно, откуда появилось такое название.
Масленицу ещё называли Сырная седмица. Это название связано с Православной церковью. Послушаем, что расскажут об этом ребята 2 группы.
Масленица, в православной церкви получила название Сырная седмица. Связано это название с церковным календарём: масленичная неделя была перед Великим Постом, поэтому разрешалось кушать сливочное масло, молочные продукты и рыбу, а мясо было запрещено, поэтому эта неделя в Православной Церкви называлась ещё Мясопустной.
В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — прощение обид, подготовка к Великому посту, общение с близкими. В храмах начинают совершать великопостные службы. Последний день масленицы — Прощеное воскресенье, когда православные просят прощение друг у друга, чтобы очистить свою душу.
- Спасибо. Ребята, как вы думаете, зачем так важно попросить прощения у близких, и самое главное – самому всех простить?
В этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И, конечно же, просить от сердца прощения у наших близких, но и самому от всего сердца простить тех, на кого накопились обиды.
- А что же является символами масленицы?
Ребята 3 группы выяснили это, послушаем их.
Без сомнения, главным символом этого дня считается блин, который напоминал солнышко. Еще одним непременным символом масленицы является чучело. Изготавливали его из соломы и на седьмой день, в конце «масляной» недели это чучело сжигали, прощаясь тем самым с зимой и холодами.
Мало кто знает, что медведь так же является символом Масленицы. Человек, ряженый в шкуру медведя, изображал просыпающегося после зимней спячки зверя, а народ водил вокруг него хороводы, желая своими песнями скорее разбудить медведя.
Трудно себе представить народные гулянья и без нарядно украшенного колеса. Колесо – ещё один символ Масленицы. Обвитое лентами и цветами, колесо крепится на шест. Всю неделю его носят по улицам, сопровождая шествие песнями и танцами.
- Спасибо.
Но мы ещё хотели узнать, чему был посвящён каждый день этого недельного праздника. Послушаем отчет 4 группы.
Масленица по народным поверьям – самый веселый народный праздник. Каждый день этой недели имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать.
Понедельник – это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки.
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК...
Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
Вторник – это «заигрыш», в который начинаются весёлые игры.
"ЗАИГРЫШ" беспечный — ВТОРНИКА отрада.
Все гулять-резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них — награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Среда – это «лакомка». Название этого дня говорит само за себя.
Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники — всё им удаётся.
Пироги и блинчики — всё на стол мечи!
Четверг – «разгуляй».Именно в этот день начинались массовые гуляния, начиналась Широкая масленица!
А в ЧЕТВЕРГ — раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек — суженых своих.
Пятница–это «тёщины вечера».
ПЯТНИЦА настала — "ВЕЧЕРОК У ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины
И с икрой, и с сёмгой или чуть попроще —
Со сметаной, с мёдом, с маслом ели мы
Суббота – «золовкины посиделки».
Близится СУББОТА — "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье —
Славно провожает Зимушку народ!
Воскресенье – это заключительный «прощённый день», когда просят прощения у родных, близких и знакомых. А вечером сжигают Масленицу.
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает,
Душу облегчают в тот "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ"...
Маслену соломенную — Зимушку — сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
- Спасибо ребята.
А теперь узнаем результат работы 5 группы. Какие пословицы, заклички, песни дошли до нашего времени:
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
. Где блины, тут и мы.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
(звучит песня про масленицу)
- Молодцы ребята! Вы неплохо поработали. Только, как говорится, от разговоров сыт не будешь. Пришло время угостить всех маслеными блинами. (ребята всех угощают)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/d/21d911ff50c0d6c95568427be52c8dc666a47038/viesienniie-prazdniki-masliennitsa_1.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/d/21d911ff50c0d6c95568427be52c8dc666a47038/viesienniie-prazdniki-masliennitsa_2.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/d/21d911ff50c0d6c95568427be52c8dc666a47038/viesienniie-prazdniki-masliennitsa_3.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/d/21d911ff50c0d6c95568427be52c8dc666a47038/viesienniie-prazdniki-masliennitsa_4.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/d/21d911ff50c0d6c95568427be52c8dc666a47038/viesienniie-prazdniki-masliennitsa_5.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/d/21d911ff50c0d6c95568427be52c8dc666a47038/viesienniie-prazdniki-masliennitsa_6.jpeg)
9