Конспект
организованной образовательной деятельности в средней группе
по теме: «ВЕСНА В ЛЕСУ»
(обобщающая беседа о лесных зверях зимой)
Программные задачи: способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о диких зверях весной. Чтение познавательной и художественной литературы.
Материал: иллюстрации диких животных, бинокль, лист белой бумаги, цветные карандаши.
Ход.
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В гости к детям приходит Красная Шапочка и загадывает загадку:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут ее …(весна).
Красная Шапочка приглашает детей на экскурсию в весенний лес.
Воспитатель. Возьмите, дети, с собой бинокли, чтобы издали наблюдать за лесными жителями, потому что мы не должны их тревожить, они пугливы. Мы идем к ним в гости и не можем им навредить.
2. В с т р е ч а в л е с у.
На пути встречается ручеек, Красная Шапочка загадывает загадку:
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.
Дети перешагивают через ручей. Подходя к лесу, вспоминают правила поведения в лесу (можно предложить природоохранительные и запрещающие знаки).
З а п о м н и п р а в и л а:
1. Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
2. Если у тебя есть собака, не бери еe с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо лежащих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
4. Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим.
Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. Не забывайте и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
3. П у т е ш е с т в и е п о л е с у и рассматривание лесных жителей (картинки или игрушки):
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)
Дети рассматривают белку и беседуют о ней.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц.)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
– Как вы думаете, чье гнездо? Из чего оно построено?
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник.)
Встречают семью медведей, ежика и других лесных жителей, рассматривают деревья (почки, листья).
4. Р и с о в а н и е в е с е н н е г о л е с а.
Дети рассматривают репродукции и рисунки о весне, самостоятельно выбирают сюжеты и предметы своих рисунков.