Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…
А.С.Пушкин
ВЕТЕР. Причины его образования.
- сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”;
- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
- формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
физическая карта полушарий,
старые и новые понятия,
ЛОС, составленные учениками,
рисунки и схемы учебника.
Ход урока I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой. Я приготовила для вас ордена “Умник” и “Умница”. Кто из вас уйдет с ними?
II. Проверка знаний
- Какую оболочку вы сейчас изучаете?
- Что такое атмосфера?
- Каковы свойства воздуха?
- От чего зависит температура воздуха?
- Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
III. Переход к изучению новой темы
Рассказ учителя.
1. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?
2. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?
3. А на верхнем конце трубы какое давление?
4. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше.
5. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?
IV. Изучение нового материала
- Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер?
- Вопрос. Теперь вам понятно, почему заводские, фабричные трубы, трубы на котельных делают очень высокими?
- Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §38, стр. 127).
ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
Дети записывают в тетрадь определение.
- Вопрос. Ребята, а над земной поверхностью тоже может быть движение воздуха, т.е. ветер?
- Вопрос. А почему?
3. Вопрос. А почему воздух различный по температуре?
5. Вопрос. А почему?
6. Вопрос. А почему различная высота Солнца?
Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
Схема образования ветра
V. Закрепление знаний
Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов . Вы должны будете:
- Рассказать о своих ощущениях.
- Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?
- I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.
Алгоритм для I группы.
- Познакомиться с текстом §38, на стр. 128-129, рассмотреть рис.76. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
- На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
- Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
- Алгоритм для II группы.
- Познакомиться с текстом §38 на стр. 128-129, рассмотреть рис.76. Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
- На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
- Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
- III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой.
- Алгоритм для III группы.
- Познакомиться с текстом §38, на стр. 129, рассмотреть рисунок 77. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
- На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
- Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
Дневной бриз
Ночной бриз
Муссоны
VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(вращение руками), Закачалось деревцо
(наклоны в разные стороны), Ветерок все тише, тише (приседания), Деревцо все выше, выше ( потягивание вверх).
Сила ветра
- От чего зависит?
- При помощи каких приборов определяется направление и сила ветра?
Флюгеры
Анемометр -
прибор для измерений скорости ветра
и газовых потоков.
Мультипликатор Бурдона
Шаровой анемометр
Робинсона
СКОРОСТЬ ВЕТРА В М/СЕК
НАЗВАНИЕ ВЕТРА
0
ПРИЗНАКИ
Штиль
1,5 — 3
Очень слабый
Дым из трубы идет вверх, почти вертикально
4 — 5
Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья
Легкий
6 — 7
Умеренный
8 — 9
Ветки качаются.
Сучья гнутся
10 — 11
Свежий
Очень свежий
Верхушки деревьев шумят
12 — 14
Тополя и толстые сучья гнутся
Сильный
15 — 16
Резкий
Листья и ветки срываются
17 — 19
Тонкие сучья ломаются
Буря...
Способ построения розы ветров.
- Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
- Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
- На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
- Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
С
12
Ю
З
4
В
6
СЗ
2
1
СВ
ЮЗ
0
ЮВ
6
4
Практическая работа: «Построение розы ветров по данным»
1.
С
Ю
7
4
З
В
11
2
СЗ
СВ
3
1
ЮЗ
ЮВ
2
1
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА
КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ С ВЕТРОМ ТАКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1 деление – 2 дня
2. Построить розу ветров по календарю природы за январь 2008 г.
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)
- Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
- Вырабатывает электроэнергию
- Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
- Помогал мореплавателям
- Переносит семена растений и споры грибов
VIII. Итог урока
- Дети за активность получают жетоны. Сообщаются оценки за урок. Выбираются самые активные ребята. Им вручаются ордена “Умник” и “Умница”.
IX. Домашнее задание
§38, сделать сообщения о положительном и отрицательном значении ветра (ребятам дается опережающее индивидуальное задание).