МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
План-конспект открытого занятия на тему:
«Вежливые слова».
Педагог дополнительного образования
Карагадаева Яна Алексеевна
Возраст детей: 6-7лет.
Количество детей: 10 человек.
Группа: «Льдинки».
Дата проведения:10.0.2016г.
2015-2016 уч.год.
Тема: «Вежливые слова.»
Цель: Познакомить детей с понятием «вежливый человек». Учить быть вежливым в социальной сфере.
Задачи: Обучающая.
Познакомить детей с понятием «вежливый человек». Учить быть вежливым в социальной сфере. Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
Развивающая.
Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную выразительную речь. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Развивать связную, интонационную выразительную речь.
Воспитывающая. Воспитание аккуратного, вежливого отношения к окружающему миру, к людям.
Оборудование и ТСО. Рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Подвижная игра «Помоги другу».
Книга В.А.Осеевой «Волшебное слово». Видео презентация «Вежливые слова».
Связь с другими предметами:
Развитие речи, окружающий мир
Вид занятия: Практическое занятие.
Форма работы: Групповая, индивидуальная
Элементы технологии: личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей и информационно-коммуникационной.
Использованная литература: Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия по развитию речи в старшей группе. Воронеж 2009г. М.Б.Успенский Учись вежливо говорить.
Методы: наглядно- образные, словесно-логические ,творческие методы работы.
Место проведения: клуб по месту жительства «Радуга».
План проведения занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Повторение правил поведения на занятии.
1.Основная часть.
1.Вступительная беседа.
-Стихотворение
-Вопросы и ответы.
-Игра.
Чтение стихотворения.
-Физическая минутка.
2.Знакомство с новым материалом.
-Чтение стихотворения.
-Работа с картинками
-Практическая работа в тетрадях.
-Чтение слогов.
-Физическая минутка.
3.Закрепление нового материала.
-Беседа. Вопросы и ответы.
Чтение стихотворения.
-Просмотр презентации.
Чтение рассказа В.А.Осеевой «Волшебное слово».
-Игра.
4.Заключительная часть.
-Чтение пословиц.
-Подведение итогов занятия.
-Оценка работы детей.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Повтор правил поведения на занятии.
2. Основная часть.
Педагог:
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастите и станете взрослыми….. Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной.
А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.
Дети: хорошо себя вести, говорить спасибо и т.д.
Педагог: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь навстречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.
Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в студию?
Дети: Здравствуйте, доброе утро.
Игра: «Приветствие».
Угадай по голосу, кто тебя приветствует и ответь на приветствие, называя имя.(Дети угадывают своих сверстников).
Педагог: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой?
Дети :Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.
Педагог: А когда благодарим?
Дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.
Чтение стихотворения: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.
И робко, и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.
А вот ведь какое чудесное слово!
3.Закрепление пройденного материала.
Педагог: Ребята, нам часто приходится извиняться. Давайте вспомним, как правильно извиниться?
Дети: ( Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).
Физическая минутка.
Стихотворение : «Поссорились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала-
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала : « Не отдам!»
Педагог: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться?
Дети: Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Педагог: А какие вы знаете слова прощания?
Дети: До завтра. До скорой встречи. Пока.
Рассматривание презентации по теме и её обсуждение.
Педагог: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.
Чтение рассказа В.А.Осеевой «Волшебное слово».
О каком вежливом слове шла речь, в каких случаях нужно его употреблять?
( ответы детей).
Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? – «Пожалуйста».
Педагог: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?)
Дети: Павлик был грубым, капризным мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
Педагог: Доброта живет на свете
Только в добром сердце дети.
Игра: «Догадайся».
Закончи предложение.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, пожалуйста).
4. Подведение итогов.
Педагог: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.
Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова?
Дети: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.
Дети: рассказы детей.
Педагог: Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения , которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.
Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
Вспомним пословицы:дети рассказывают (заранее раздала).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Друзья познаются в беде.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Делу - время, потехе - час.
Легко сломать, да трудно сделать.
Добро творить – себя веселить.
Добрые слова дороже богатства.
Слово лечит и слово калечит.
Педагог: Чтение стихотворение «Странные вещи».
Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь – все огорчаются!
И огорчённые люди встречаются,
И огорчённо деревья качаются.
Я улыбаюсь – горе кончается!
Всюду весёлые лица встречаются.
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему же так получается?
Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Добрый человек–это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Все вы сегодня молодцы и наше занятие закончено.