Конспект урока на тему: Коммуникативные ситуации диалога.
Цель: познакомить детей с разными видами диалога. Объяснить , что у каждого диалога есть своя цель.
Орг.момент.
-Здравствуйте ребята , сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое о диалоге.
Актуализация знаний:
-Ребята, давайте с вами вспомним , что же такое диалог?
-А из чего он состоит ?
-А сколько участников в диалоге?
- А вы знали , что существуют разные виды диалогов ?
- И у каждого диалога есть своя цель . Каждый из них передает определенную информацию. И она бывает разной.
-Давайте сейчас вместе попробуем узнать .
-Перед вами текст . Прочитайте его внимательно.
Здравствуй, Джузеппе, – сказал он, зайдя в мастерскую. – Что ты сидишь на полу?
– А я, видишь ли, потерял маленький винтик… Да ну его! – ответил Джузеппе и покосился на полено. – Ну а ты как живёшь, старина?
– Плохо, – ответил Карло. – Всё думаю – чем бы мне заработать на хлеб… Хоть бы ты мне помог, посоветовал бы, что ли…
– Ну, спасибо, Джузеппе, что посоветовал. Давай, пожалуй, твоё полено.
-Сколько участников в диалоге ?
-А какая главная мысль этого диалога ?
-А как обращается папа Карло к Джузеппе ?
-Вежливо .
-Так как вы думаете ребята , что нам показывает этот диалог ? Какая у него цель ?
-Что нужно говорить вежливо с этикетом .
-Ребята , есть правила вежливого диалога .
Я вам сейчас раздам памятки и мы вместе прочитаем .Как же правильно нужно разговаривать .
Памятка 1. СЕКРЕТЫ ВЕЖЛИВОГО ДИАЛОГА
- Вежливое начало, продолжение и завершение диалога помогают донести мысли до собеседника, достигнуть с ним взаимопонимания.
- Приветствие в начале разговора может быть вербальным и невербальным. Формы приветствия могут выражать пожелание здоровья: Здравствуйте! Указание на время встречи: Добрый день! Эмоциональные пожелания: Очень рад!
- В продолжение разговора важно стараться понять собеседника, не перебивать его, дослушивать его реплики до конца, точно отвечать на вопросы собеседника и грамматически правильно формулировать свои вопросы.
- Формы завершения разговора могут выражать пожелания: всего хорошего, всего доброго; надежду на дальнейшую встречу: до свидания, до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся.
- Искусство вежливого диалога – это выражение доброжелательности, готовности к общению с помощью обращений к собеседнику, доброжелательной мимики и интонации.
-Ребята, а теперь давайте прочитаем этот диалог.
«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
- Это надо проверить, - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
- Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получилось складно. Вот послушай: палка–галка, печка–свечка, книжка–шишка.
- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка–галка, печка–свечка, книжка–шишка! Вот здорово!» (Н.Носов).
-Сколько участников в нем ?
-Как вы догадались ?
-Можно ли назвать диалог Незнайки и Цветика учебным?
-Почему?
-Кто был «учителем», а кто был «учеником» в этой ситуации? -
-Достигнута ли цель «обучения»?
-Ребята , ключевое слово учит , значит какой это диалог ?
(учебный)
Прочитайте этот диалог.
- Мне таких коротышек жалко, - говорил Листик. - Они сами
не знают, какого удовольствия лишаются. Если бы они увлеклись
чтением, то увидели, как это интересно.
Тут Буковка на минутку задумалась, а потом сказала:
- А что, Листик, если мы с тобой устроим книжный театр?
- Какой книжный театр? - не понял Листик.
- Ну это такой театр, в котором читают книги. В нем,
понимаешь, нет ни актеров, ни декораций, ни сцены. Есть только
публика, которая сидит и слушает какую-нибудь интересную
книжку.
-Сколько в нем участников ?
-А какая главная мысль этого диалога ?
-Листик и Буковка хотят открыть свой театр .
-Т.е. их вместе объединяет какое – то дело. Верно ?
-Так вот ребята , перед вами деловой диалог .
Прочитаем следующий диалог .
«Малыши из Цветочного города отправились в путешествие на воздушном шаре. Когда шар поднялся высоко и похолодало, все достали теплые вещи. Винтик хотел надеть свою кожаную куртку, но куртки в рюкзаке не оказалось: оказывается, он ее забыл. «Что же я наделал!» - воскликнул Винтик.
Незнайка: Ничего. Не замерзнешь. Хватит распускать нюни. Будет не так уж и холодно.
Знайка: Не расстраивайся. Мы найдем выход. Будем друг за дружку держаться – можем ничего не бояться. Даже холода».
-Вот вы познакомились с двумя высказываниями, которые прозвучали в диалоге с Винтиком. -Высказывание Незнайки и Знайки .
-Чья реплика кажется вам более уместной?
-Почему?
-Как поступил Незнайка?
-А Знайка?
-Он поступил как друг?
-Правильно! Он поступил как настоящий друг , поддержал Винтика в трудный момент.
-Так, какую цель вы обнаружили в этом диалоге ? (дружба)
-Правильно ребята !
Закрепление:
-Итак , ребята каждый диалог несет свою информацию , свою цель.
- С какими диалогами мы познакомились сегодня ?
-Какая же цель в этикетных диалогах ?
-А в учебных ?
-В деловых? В дружеских?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Коммуникативные ситуации диалога.»
Конспект урока на тему: «Диалогические тексты».
Цели: познакомить понятиями «диалог» и «реплика».
Орг.момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях два друга – зайчонка: Пушистик и Ушастик. Они очень дружны и никуда друг без друга, поэтому и в гости к нам пришли вдвоем. А вы знаете, что они умеют разговаривать?! Когда наступает ночь, и вы ложитесь спать, игрушки оживают. Интересно, о чем могут беседовать два зайчонка? Представьте, что наступила очередная ночь, наши новые знакомые ожили и стали разговаривать.
-Ребята , попробуйте придумать о чем могут разговаривать два друга и запишите в свои тетрадки.
-А теперь , послушаем , что у вас получилось.
-Молодцы, ребята! Очень интересный разговор! А какой мог бы произойти разговор между вами и зайчатами при сегодняшней встрече, если бы они в правду умели разговаривать?
(устно)
Актуализация знаний:
-Да, весь наш с вами день наполнен разными встречами: со знакомыми и незнакомыми, с друзьями и родными, с учителями, с одноклассниками. Вы болтаете на переменке с одноклассниками. Мама разговаривает с подругой. Папа звонит своему приятелю, и они разговаривают. Сестра шепчется с подружками…Еще кто и с кем может беседовать ?
-А сколько человек чаще участвуют в диалоге ?
(два или несколько ).
-Разговор двух, реже нескольких лиц, называют диалогом. А тех, кто участвует в диалоге – собеседниками.
-А диалог , ребята состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. Перед репликой ставится тире.
-Ребята , перед вами текст . Прочитайте его выразительно.
«- Ой! Простите, - поспешно сказала Алиса, поняв, что задела за живое бедного зверька. - Я совсем забыла, как вы не любите кошек.
- Не люблю кошек?!! - пронзительно завопила Мышь. - А ты бы на моем месте любила их?!
- Ну, конечно нет, - успокаивающе ответила Алиса. - Не сердитесь на меня... Все-таки я как-нибудь покажу Вам мою Дину. Уверена, Вы сразу же измените свое отношение к кошкам. Вы даже не представляете, какое она милое, безобидное существо. Сядет возле камина вечером и начнет облизывать лапки и умывать мордочку - так забавно! А как приятно она мурчит, когда с ней нянчишься! А как прекрасно она ловит мышей!.. (Алиса в Стране Чудес / Перевод Д. Селиверстовой).
-Назовите собеседников диалога.
-Как вы догадались ?
-Как оформлена реплика каждого собеседника?
Вернемся к записанному вами диалогу двух зайчиков. Правильно ли вы оформили его? Если нет, сделайте исправления.
Как вы думаете , для чего необходимо вести специальное обозначение для отдельных реплик ?
(чтобы не возникла путаница: кому какая реплика принадлежит).
Закрепление;
О чем узнали на уроке?
Так , что же такое диалог?
Сколько участников в диалоге ?
Из чего состоит диалог?
Почему важно правильно оформлять диалог на письме?