СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виктор Гюго "Козетта" урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 4 классе по отрывку из произведения Виктора Гюго "Отверженные".

Просмотр содержимого документа
«Виктор Гюго "Козетта" урок литературы»

Тема урока: «Козетта» В.Гюго.


Задачи урока:

- продолжить формирование у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному произведению В.Гюго «Козетта»,

- совершенствовать умения учащихся находить и выражать сопряжения своего и авторского "я".

- развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, образное мышление, устную монологическую и письменную речь.

- воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.


Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.


Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый;


ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости мы очень рады приветствовать вас на нашем уроке.


Литературы добрые страницы

Пускай тихонечко обнимут нас,

И мы увидим новые вновь лица,

Героев судьбы новые для нас.


  1. Постановка целей и задач урока.

Ребята, сегодня на уроке, мы продолжаем с вами работать над произведением Виктора Гюго «Козетта». Будем работать над воспроизведением фактов, сделаем анализ художественных образов путём словесного рисования внешности и характера героев, сопоставляя и сравнивая их образы и действия. Главная цель нашей работы изображение раздумий, впечатлений, ассоциаций. Мы посвятим наш урок изображению собственных впечатлений, раздумий, переживаний о судьбе героини произведения В.Гюго «Козетта».



  1. Проверка знаний.


1. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом замечательном человеке?


Биография В. Гюго

Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок — третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь.

Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.

Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:


«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых».

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание? (ответы детей).

Справедливо ли данное высказывание? Действительно ли в своих произведениях Гюго заступался «.. за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых»?



2. Краткое содержание рассказа.


Рассказ «Козетта» - отрывок из романа В.Гюго «Отверженные» - повествование о тяжёлой жизни маленькой девочки у чужих людей, которым отдала её мать, оставшись без средств к существованию. Добропорядочные на вид люди, супруги Тенардье, оказываются совсем другими по отношению к девочке.


3. Описание качеств личности.


Прежде, чем перейти к дальнейшей работе, я бы хотела, чтобы мы с вами разделили некоторые качества личности на две группы: положительные и отрицательные.


ОТЗЫВЧИВОСТЬ ХИТРОСТЬ ДОБРОТА САМОЛЮБИЕ

НЕБРЕЖНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ САМОУВАЖЕНИЕ

НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ЛИЦЕМЕРИЕ


Как можно определить какими качествами обладает человек?



  1. Проверка понимания.


  1. Художественный образ Козетты.

Автор очень точно показывает нам как внешние, так и внутренние черты своих героев. Используя текст, мы попробуем составить анализ художественных образов. Как вы думаете, кто является главным героем произведения?

Какой предстаёт Козетта пред нами в первой части?


Чтение по демонстрационному листу:

Перед ней в двух шагах стояла женщина. У этой женщины тоже был маленький ребенок; она держала его на руках.

Кроме того, она несла довольно большой и, видимо, очень тяжелый дорожный мешок.

Ее ребенок был божественнейшим в мире созданием. Это была девочка двух-трех лет. Кокетливостью наряда она смело могла поспорить с игравшими девочками; поверх чепчика, отделанного кружевцем, на ней была надета тонкая полотняная косыночка; кофточка была обшита лентой. Из-под завернувшейся юбочки виднелись пухленькие белые и крепкие ножки. Цвет лица у нее был прелестный: розовый и здоровый. Щечки хорошенькой малютки, словно яблочки, вызывали желание укусить их. О глазах девочки трудно было сказать что-либо, кроме того, что они были, очевидно, очень большие и осенялись великолепными ресницами. Она спала.

Она спала безмятежным, доверчивым сном, свойственным ее возрасту. Материнские руки - воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках.


ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА (по ходу рассуждения)

Здоровая с голубыми глазами

Бедно одетая - нищая

испуганная

жалкая

Ласковая

маленькая

несчастная

КОЗЕТТА


грустная

Запуганная хозяевами

Живая

Хитрая, точнее осторожная

Её опутывал страх

Обезображенная жизнью

Униженная


Почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты? (она не знала, что её ожидает и, поверив своим глазам, решила девочку оставить пусть у незнакомых, но хороших людей)

Чем обернулся поступок матери для Козетты? Какой она стала по прошествии нескольких лет в семье Тенардье?

Чтение по демонстрационному листу:

Если бы по истечении этих трех лет Фантина вернулась в Монфермейль, она бы не узнала своего ребенка. Козетта, вошедшая в этот дом такой хорошенькой и свеженькой, была теперь худой и бледной. Во всех ее движениях чувствовалась настороженность. "Она себе на уме!" - говорили про нее Тенардье.

Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них, пожалуй, не могло бы уместиться столько печали.

Сердце разрывалось при виде бедной малютки, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках.

В околотке ее прозвали "Жаворонком". Народ, любящий образные выражения, охотно называл так это маленькое создание, занимавшее не больше места, чем птичка, такое же трепещущее и пугливое, встававшее раньше всех в доме, да и во всей деревне, и выходившее на улицу или в поле задолго до восхода солнца.

Только этот бедный жаворонок никогда не пел.

Козетту одолевали тяжкие думы; ей было только восемь лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой.

Одно веко у нее почернело от тумака, которым наградила ее Тенардье, время от времени восклицавшая по этому поводу: "Ну и уродина же эта девчонка с фонарем под глазом!"


Чтение по учебнику: стр. 104


  1. Художественный образ Семьи Тенардье и Незнакомца.

Сравните внешность дочерей Тенардье и Козетты (стр.106, пастели детей хр. стр.100)

Описать внешность и характер Незнакомца.


  1. Составление синквея.


  1. Чтение по ролям (стр.107-108)


  1. Экранизация мультфильма «Козетта» (вручение подарка)


  1. Работа над заключительной частью.


Как вы понимаете выражение:

«Прежде её душе было холодно, а теперь – тепло». Почему?


Странный посетитель – человек не молодой, одет он бедно, но деньги у него есть, молчаливый, задумчивый, душевный, добрый и благородный.

Он помогает Козетте донести тяжёлое ведро, спасает её от гнева хозяйки, освобождает от работы, дарит ей радость: куклу и золотой накануне праздника. И Козетта впервые в жизни ощутила заботу и тепло. У неё появился друг, защитник, и она уже «не так боялась Тенардье», хотя испытывала «радость, полную какой-то боязни», глядя на золотую монету.


Козетта без всякого сожаления уходит с незнакомцем, даже с превеликой радостью.

«Дитя моё, - сказал незнакомец, - возьми это и переоденься скорей».

Козетта уходила. С кем? Она не знала. Куда? Она тоже не знала. Она понимала только одно: трактир Тенардье навсегда остался позади, в её страшном прошлом.


  1. Рефлексия.


- Весёлое или грустное произведение мы прочитали? Какие чувства пробудило в вас это произведение?

- Как вы думаете, для чего В.Гюго противопоставляет в своём произведении добро и зло, любовь и ненависть, хитрость и добродушие?

О чём хотел сказать автор? Нашло ли подтверждение, данное высказывание -

«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых»?

Как вы думаете, чем могла бы закончится история про Козетту? Каким бы вы хотели увидеть окончание?

(Позднее, во время ежедневных прогулок с Жаном Вальжаном в Люксембургском саду, Козетта замечает молодого студента, Мариуса, и они влюбляются друг в друга. После многих приключений, они женятся. Козетта не знала, кем был на самом деле Жан Вальжан и как звали ее собственную мать, до последних страниц романа.)



V. Подведение итогов урока.


Осуждая злобу, жестокость, жадность, рассказывая о несчастной, запуганной девочке, писатель призывает людей быть человечными, добрыми, благородными, не проходить мимо чужого горя, помогать несчастным и обездоленным.


Я ошибался, да, но лишь чистосердечно;
Я к лицемерию враждою полон вечно;
Во что я верую — я говорю о том....
Я дрался за добро, за истину, за знанье,
И двадцать лет за то скитался я в изгнанье,
И вновь начну борьбу, хотя б гореть в аду!
Мне совесть говорит: “Иди!” — и я иду,


  1. Домашнее задание: Ребята, в течение урока вы высказывали свои мысли, делились впечатлениями, переживали за героиню. Напишите небольшой рассказ- рассуждение «Какие качества характера должны преобладать в человеке отрицательные или положительные, и почему?»

Общеобразовательная средняя школа № 3 имени Абая с ДМЦ





























Учитель начальных классов

Скворцова О.В.



Талгар


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!