Цель:
- познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
- пробудить интерес к творчеству поэта;
- воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;
Участники: ведущий, чтецы, команды от классов.
Оборудование: мультимедиа (показ слайдов), картины из сказок А.С.Пушкина, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина, названия сказок под номерами, карточки с цифрами, скакалка, обруч, кроссворды.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего:
Наша викторина посвящена творчеству великого русского поэта А.С.Пушкину - солнцу русской поэзии.6 июня А. С. Пушкину исполнилось бы 218 лет со дня рождения. Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру (слайд 1).
Презентация.
- Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд 2).
- Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей матери (слайд 3).
Ведущий:
Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
Где родился А.С.Пушкин? (в Москве) (слайд 4,5,6)
Какое любимое время года поэта? ( осень) (слайд 7)
Назовите учебное заведение, в котором учился поэт (Царскосельский лицей) (слайд 8 )
Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева) (слайд 9)
- Пушкин родился светлым июнем в Москве, когда Москва пахнет цветущими тополями, на Кропоткинской улице - дом 12. Бабушка учит маленького Сашу читать и писать, няня рассказывает ему первые сказки, и маленький Саша заслушивался и засыпал, окруженный волшебниками.
- 1810 год. Семья Пушкиных живет в Захарове под Москвой. А Сашу, уже подросшего, готовят к поездке в Петербург, на учение. И на следующий год он поступает в Царскосельский лицей - учебное заведение, в котором готовили мальчиков к государственной службе. Здесь Пушкин приобретает верных на всю жизнь друзей- Пущина, Кюхельбекера, Дельвига (слайд 10,11,12).
- 1813 год. Саша Пушкин учится в Царском селе. Здесь он знакомится с литературой и сам занимается ею. Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растет великий талант. И они не ошиблись (слайд13,14,15).
Вот например, как Пушкин рисует чудесные картины русской природы (слайд15,16).
Иллюстрации к стихотворениям Пушкина
- «Зимнее утро» (16,17)
- «Унылая пора…» (18,19,20)
- «Гонимы вешними лучами…» (слайд 21,22).
- Няня Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки. Здесь вы, наверное, большие знатоки, и все примете активное участие в нашей викторине.(слайд 23)
Ход викторины:
1. «Вспомни название сказки»- по опорным словам участники викторины называют название сказки, которые открываются в ходе ответов под номерами..
1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров (слайд 24,25) («Сказка о царе Салтане»)
2) Откуп, дурачина, изба, корыто (слайд 26,27) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка (слайд 2 8,29) («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет (слайд 30,31) («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер (слайд 32,33 («Сказка о мертвой царевне»)
2. Телеграммы от персонажей сказок: «Кто бы хотел очутиться сейчас среди нас из персонажей этих сказок?»
1) «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас проклятое племя корчить…»
(Балда) (слайд 34,35)
2) «И клюка, и бородавка, а зовут ее…»
(Чернавка) (слайд 36,37)
3) «Месяц под корой блестит, а во лбу звезда горит…» (Царевна- лебедь) (слайд 38,39)
4) «Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется,
К красну солнцу, наконец
Обратился молодец…» («Королевич Елисей) (слайд 40,41)
5) «Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался,
К старухе воротился…» (Старик) (слайд 42,43)
6) «Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…» (Белка) (слайд 44,45)
3. Конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина»- участвуют команды. Условия конкурса: по иллюстрации отгадать сказку.
А) «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (слайд 46,47)
Б) « Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (слайд 48,49)
В) «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно» (слайд 50,51)
Г) «Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…» (слайд 52,53)
Д) Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…» (слайд 54,55)
4. Конкурс эрудитов
Условие конкурса: вспомнить и точно назвать слова:
А)
С которыми царица обращалась к волшебному зеркалу (слайд 56,57)
Что кричал петушок, сидя на спице? ( слайд 58,59)
С какой просьбой обращалась золотая рыбка к старику? (слайд 60,61)
Какими словами описал А.С.Пушкин царевну - лебедь? (слайд 62,63)
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал ему Балда при этом? (слайд 64,65)
Как заканчивается сказка о золотом петушке? (слайд 66,67)
Б) Продолжи строчки:
1. ( слайд 68)
а)«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир (приготовила б я пир…)
б)«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна (наткала б я полотна)
в)«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя (родила богатыря)
г) (слайд 69)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно
(Тридцать лет и три года)
5. Игра «Балда у моря» (слайд 70, 71)
Условия игры: выбирается Балда, черти, чертится круг -«море». Балда скакалкой - неводом «морщит море», а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.
6. Игра – соревнование «Поймай зайца»
Участвуют команды. Задача: Балде нужно наловить как можно больше «зайцев» себе в «мешок»- (обруч). Балда, огибая круг за каждый заход берет по одному зайцу. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
7. «Разгадай кроссворд»- каждой команде индивидуально раздаются кроссворды, которые нужно заполнить.
По вертикали: Имя царя, который подслушал трех девиц. (слайд 72)
Имя наемного рабочего. (слайд 73)
По горизонтали: Женщина, которая хотела владеть морем. (слайд 74)
3.Вещая птица. (слайд 75)
4.Необыкновенный обитатель моря. (слайд 76)
Имя жадного царя. (слайд 77)
8. "Расшифруй слова и назови, из каких сказок эти предметы"
АЗРОКЕЛ | 5137426 |
ЫБАРК | 23514 |
ТЕОШПКУ | 3265174 |
ЕЛАБК | 23514 |
ОМШЕК | 41325 |
Подведение итогов
Ведущий:
Сказки Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину. Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Середюк Екатерины «О Пушкине» (слайд 80-86)
Пушкин - это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.
Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин - это красота,
Пушкин - это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы. (слайд 87,88)
Конкурс рисунков.