Викторина «Мой любимый писатель – Н.Н. Носов».
Цели:
В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.
Оборудование:
Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса.
Ход мероприятия
Учитель:
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках,
Где станции на точках. (Книга)
Учитель:
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.
С этой книжечкою сразу
Подружились ты и я,
В ней веселые рассказы,
Будто точно по заказу
Для тебя и для меня.
Фантазеры-почемучки!
Ваша жизнь полна вопросов,
И на радость много книжек
Сочинил писатель Носов.
Есть про горку и про кашу,
Про находчивость и про
Телефон, ступеньки, Сашу,
Про заплатку и метро,
Про живую шляпу, кляксу,
Про замазку и каток
И как ехал в чемодане
Пес по имени Дружок.
Как на бампере катались
Дошколята-сорванцы,
Как карасика меняли
И как огород вскопали,
Как калошу прибивали
И как ночью возвращали
Сорванные огурцы.
(Ответы: «Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Находчивость», «Телефон», «Ступеньки», «Саша», «Заплатка», «Метро», «Живая шляпа», «Клякса», «Замазка», «Каток», «Дружок», «Автомобиль», «Карасик», «Огородники», «Шурик у дедушки», «Огурцы»).
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.
Учитель:
Итак, в путь!
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
3. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
4. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
5. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
6. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
7. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка) .
8. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
9. Кто варил кашу ? ( Мишка )
10. Чем намазал Игорь губы своей сестренке Ире в рассказе «Фантазеры» (Вареньем)
11. Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? (Котенок)
12. Чем гордился Бобка, герой рассказа «Заплатка»? (Своими штанами) .
13. Как звали доктора в романе-сказке «Приключения Незнайки»? (Доктор Пилюлькин) .
14. Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? (В кинотеатр) .
Учитель:
Отгадайте. Все ли названия произведений принадлежат Н. Носову.
- «Русалочка» (Нет)
- «Незнайка на луне» (Да)
- «Фантазёры» (Да)
- «Дюймовочка» (Нет)
- «Стойкий оловянный солдатик» (Нет)
- «Огурцы» (Да)
- «Мишкина каша» (Да)
- «Заплатка» (Да)
Учитель:
Ну а теперь, я буду по очереди доставать предметы из коробки, а вы должны догадаться, о каком произведении идет речь .
1. Шляпа («Живая шляпа»)
2. Огурец («Огурцы»)
3. Лыжная палка («Живая шляпа»)
4. Кастрюля («Мишкина каша»)
5. Нитка с иголкой («Заплатка»)
6. Отвертка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)
Учитель:
Молодцы, правильно отгадали. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Съедобное».
1. Вместо того чтобы смотреть фильм, мальчики искали замазку и ели… (мятные пряники)
2. Сколько порций мороженого купили фантазеры? (одну) .
3. Сколько варенья съел Игорь в рассказе «Фантазеры»? (полбанки) .
4. В каком рассказе дети учились готовить и что они сварили? («Мишкина каша») .
(Дети исполняют песню «Маленькая страна»)
Мамы за ручку нас приводят
Первого сентября
В знаний страну, где происходят
Разные чудеса.
Добрый учитель, словно фея,
В мир распахнет окно.
Душу своим теплом согреет,
Станет вокруг тепло.
Припев:
Маленькая страна, школьная страна.
Ты не найдешь ее на карте где она, где она?
Школьная страна, школьная страна,
А нам искать ее не нужно,
Вот она, вот она!
Мы называем нашу школу Маленькая страна.
Тут люди с добрыми глазами.
Тут жизнь любви полна.
Тут могут дети веселиться,
Тут зла и горя нет,
Тут не давали нам лениться
И всем дарили свет.
Припев:
Маленькая страна, маленькая страна!
Здесь хорошо учиться детям,
Им второй дом она.
Маленькая страна, маленькая страна!
Здесь нам всегда открыты двери -
Школа друзей полна.
Школу мы нашу не забудем и первый наш урок.
Всех, кто учил нас, помнить будем,
Пусть много лет пройдет.
Дети приходят и уходят
Всех нас не сосчитать.
И будет первый наш учитель
Вновь малышей встречать.
Учитель:
Продолжаем путешествие. Посмотрите на мои картинки. Какая из них лишняя и назовите из какого произведения.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)
Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)
КОНКУРС «ЛИТЕРАТУРА И МАТЕМАТИКА».
Решите задачу:
В костюме Пончика куртка состояла из: двух карманов на груди, двух косых карманов на животе, двух карманов по бокам, трёх карманов внутри и одного потайного кармана на спине. На брюках было: два кармана спереди, два кармана сзади, два кармана по бокам и один карман внизу, на колене. В обычной жизни Пончик кладёт по 2 пирожка в карман про запас, кроме кармана на колене.
Сколько пирожков припасено у Пончика?
Ответ: (16 х 2 = 32 пирожка)
Реши задачу:
За завтраком Пончик съедает 5 пончиков, за обедом – вдвое больше, за ужином – ещё 3 пончика, а когда укладывается спать, то чтобы ночью не хотелось есть, съедает ещё столько же, сколько на завтрак, обед и ужин вместе.
Сколько пончиков съедает Пончик за одни сутки?
Ответ: 5 х 2 = 10 – за обедом
5+ 10 + 3 = 18 – на ночь.
18+ 18 = 36 - всего
Реши задачу:
На свой день рождения Пончик пригласил Незнайку, Кнопочку, Знайку, Торопыжку, Растеряйку, механиков Винтика и Шпунтика, музыканта Гуслю, художника Тюбика, доктора Пилюлькина.
На сколько частей разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько кусков, сколько все гости вместе?
Ответ: 10 + 10 = 20 кусков.
Ученик:
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь.
Мы надеемся, что книги Николая Носова станут вашими добрыми друзьями.
Финальная песня
Если спросят меня , что тебе подарить
Куклу, мячик, забавную мышку.
Я отвечу- без книг не могу я прожить,
Подарите мне новую книжку.
Припев:
И перелистывая страницы
Иду с Алисой в страну чудес,
Срываюсь в небо за синей птицей
Перелетаю дремучий лес.
Мелькают реки, моря и страны
Смеется солнышко в вышине
А вслед завитого океана
Тюлени в гости спешат ко мне.
Книга радость подарит
Не даст загрустить.
День ненастный вдруг станет погожим
Разве может ребенок без книги прожить
Для меня нет подарка дороже.
Учитель:
Молодцы, ребята! Наше путешествие заканчивается. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь рассказать самому о каком-нибудь забавном случае. В этом вам помогут рассказы Н. Н. Носова. Книги Носова читают, они не залёживаются на полках.