Викторина «Мы живем в краю лесном»
Цель: -Формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.
-знакомство с профессиональной деятельностью лесников, технологов лесозаготовок.
Задачи:
Осветить актуальные экологические проблемы лесов. Повысить уровень знаний о роли каждого человека в защите леса.
Активизировать гражданскую позицию обучающихся по вопросу защиты леса.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор.
Презентация «Лес!», викторина о лесе
Агитационный материал «Берегите лес!»
Выставка рисунков «Лес - наше богатство».
Участники мероприятия:, обучающиеся 5, 25, 35 группы
ведущие- кураторы 25 и 35 групп,
чтецы -2 человека,
студенты с выступлениями "Это интересно"- 6 человек,
участники пантомимы- 5 человек,
приглашенные -2 человека.
по техническому обеспечению- 1 человек.
Ход мероприятия:
1.ЧТЕЦ:
Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
Студенты : 21 марта, на планете отмечается Международный день леса. Сегодня леса занимают около трети площади суши, и общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов квадратных километров. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвертая часть расположена в северном полушарии.
Викторина « 21 марта Всемирный день лесов»
Сегодня наша викторина посвящена «Всемирному Дню Леса»
Охранять природу - значит охранять Родину.
Природа и Родина неотделимы друг от друга.
Недаром же у этих слов одна основа, один корень.
Природа - Родина.
Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Конкурс 1 «Угадай дерево – загадки»
1. На горе шумит,
а под горой молчит. (Лес)
2. Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес)
3. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
4. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)
5. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
6. Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.)
7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)
Конкурс 2 «Вопросы о лесе»
– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)
– У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)
– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
- Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
- Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.)
Конкурс 3 « Лесные всезнайки»
1. Весной или летом цветёт сирень ? (Весной, массовое цветение сирени фенологи считают признаком наступления лета).
2. Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые ёлочки, а под елями сосну нельзя ? (Сосна - светолюбивое дерево)
3. Почему на коре деревьев с течением времени образуются трещины ? (Древесина в толщину нарастает быстрее, чем кора)
4.Древесина какого дерево используется в кораблестроении ? (Сосна)
5. Почему лесные дороги после дождя дольше не подсыхают, чем в поле ? (В лесу не ветра, а без ветра замедляется испарение)
6. Что можно использовать в лесу для заварки чая ?(Листья земляники, брусники, смородины)
7. Какое дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов ? (Ель)
8.Древесина каких пород деревьев идёт на изготовление бумаги и искусственного шёлка ? (Сосны, ели)
9. Что может заменить мясо среди растительного мира ? (Грибы, они содержат до 40 % белка)
10. Это дерево - целая лесная аптека. От его цветов пахнет душистым мёдом. Кему обращаются при различных недугах: ангине, кашле, ожогах. У деревья своя слава: чай, лапти. (Липа)
11. Дерево это достигает в высоту 20 - 25 метров. Ствол прямой, ровный. Кора до десятилетнего возраста тёмная, гладкая, блестящая, позднее становится белой (Берёза)
12. Дерево достигает в высоту 30 метров и диаметр ствола 2 метра. Живёт до 300 лет. На почках есть смолистый налёт, а молодые листья клейкие и душистые. Его сажают по берегам рек, вдоль дорог. Жёлто - зелёные листочки со временем образуют пух. (Тополь)
13. Ветвь этого дерева - символ мира и согласия. Его принесла в клюве голубка в Ноев ковчег. Эта культура в сельском хозяйстве Средиземноморья считается основной. Особенно ценится масло из её плодов. (Олива, маслина)
14. Хвойное дерево восточного побережья Тихого океана, высотой до 190 метров,диаметром до 9 метров. (Секвойя)
15. арабы говорят об этом дереве: «Царица оазиса, купает ноги в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей». Эти деревья спасают от лучей солнца. Из листовых жилок изготавливают канаты, верёвки, корзины. Из ствола получают вкусный сок. Плоды употребляют в пищу. Без этого дерева невозможна жизнь в пустыне. (Финик, пальма)
Конкурс 4 «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ»
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
5. Из лекарственных растении можно собирать только те, которых в вашей местности много.
6. Съедобные ягоды; орехи собирай так, чтобы не повредить веток.
7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9.Не убивай змей, даже ядовитых.
10. Не разоряй птичьи гнезда.
11. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и ягоду. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
12.Не шуми в лесу. Шумом ты отпугнешь животных,помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
13. Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.
Помните: Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — 1000 лет.
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
Участь не постигла
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом единым,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
А сейчас рубрика " Это интересно"теперь мы отправимся в путешествие по лесу, и вы убедитесь, что он полон чудес.
1 студент: Береза - символ России. Еще в стародавние времена ее называли деревом 4 дел: Первое дело - мир освещать, Второе дело - крик утишать, Третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать. О каких делах идет речь?
(В старые времена из березы делали лучины - тоненькие палочки для освещения дома. Это первое дело. Из березы добывают деготь. Им смазывали колеса у телеги, чтобы они не скрипели. Это второе дело. Настой из березовых почек используют для лечения долго незаживающих ран. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, придает силу. Вот и третье дело. Четвертое дело - из березы лучшие веники для русской баньки. И метлы лучшие.)
Береза единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это тем, что в ней содержится вещество бетулин (от латинского «бетула» - береза).
Ведущий: Эстафету от березы достойно принимает главное дерево в лесу - дуб.
2 студент: Древние римляне называли дуб «кверкус», что означает «красавец» и посвящен он был их верховному богу Юпитеру. Поэтому желуди у них назывались «югланс» - «юпитеров плод». А еще особо почитали дуб древние греки. В Древней Греции это дерево было священным. Считалось, что шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И римляне, и греки венком из дубовых листьев увенчивали отважных людей, совершивших подвиг.
Венок из листьев дуба считался высшей наградой. Ветвь дуба означала могущество.Дуб почитали и на Руси. Дубы давали людям приют, в зеленой дубраве можно было пережить лихие времена, спрятаться от врагов. Дубрава и укрывала, и кормила - ведь тут же и охотились, и грибы собирали, и ягоды, и желуди. Уже 5 тыс. лет назад люди выпекали хлеб из размолотых дубовых желудей.
Дуб - дерево долгожитель. Он может прожить и тысячу лет, и 2 тысячи.
Ведущий : Эстафету от дуба и березы достойно принимает рябина.
3 студент: Рябина - дерево обычное, хорошо всем знакомое. Да и название у нее «рябина обыкновенная». На самом деле рябина обыкновенная не такое уж обычное растение. Ни одно дерево не способно давать урожай ежегодно на протяжении 100, а то и 150 лет. А рябина способна.
Конечно, ягоды рябины не такие вкусные, как, например, вишня. Зато очень полезные. Недаром же их так любят птицы. Мармелад любят все ребята. Но не знают, что особенно вкусным он получается, когда в него добавляют рябину. Огородники исстари в подвалы, где хранится картофель, насыпали мелко изрубленные листья рябины - это предохраняло картофель от гнили и спасало от вредителей.
Врачи ценят рябину за то, что из ее ягод изготавливают лекарства. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.
В народном календаре есть день - Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, - время созревания рябиновых ягод. Кроме того, рябина - символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Рябина воспета в песнях.
Ведущий : Эстафету принимает самое сладкое дерево - липа.
4 студент: Липовый мед. Сладкий, ароматный, целебный. Во время цветения липы пчелы трудятся порой даже ночью, если погода хорошая. Будто знают, что липа цветет недолго. Всего 10-12 дней.А какой чудный запах стоит в липовых лесах, аллеях парков, когда цветет липа.
Древесина липы очень удобна для обработки. Благодаря удивительному свойству древесины липы не трескаться и не коробиться, она служит материалом для резчиков. Лучшая тара из ее древесины, лучшие чертежные доски.
Почему в народе говорят «ободрать как липку»? Родилась эта поговорка давно. И как ни странно, благодаря... лаптям. Когда-то самой распространенной обувью в российских деревнях были лапти. Плели их из липового лыка. Лапти носили и зимой и летом, весной и осенью. Они быстро снашивались. На год одному человеку требовалось 12 пар лаптей. А на пару лаптей шло лыко с 2-3 молодых липок. Вот и стояли они в лесах совершенно ободранные, голые.
Отсюда и пошло: «Ободрать как липку». То есть обобрать человека до нитки, забрать у него все.
Ведущий : Из древесины какого дерева делают спички? (Осины.)
Эстафету принимает осина.
5 студент: Осина - дерево удобное для обработки. Мягкое и податливое дерево легко шлифуется. Поэтому спички делают из осины. Но главное: если потушить спичку, она не будет тлеть, а сразу погаснет. Для безопасности спички пропитывают особой жидкостью, а хорошо пропитывается только древесина осины. Спички дало тебе дерево-друг. Будь же и ты его другом. Бывая в лесу, не забывай погасить костер, а, собираясь бросить даже погашенную спичку в лесу, никогда не забывай переломить ее. Ломая спичку, ты проверяешь - горит она или нет.
Осина нужна и животным. У молодых осинок кора горьковатая и очень нравится всяким лесным грызунам.
Ведущий : Эстафету принимает черемуха. Кто не видел пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называет ее черемухой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях.
6 студент: Черемуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черемухи в доме смертелен для комаров и мух, но опасен и для человека. Из ее ягод пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. Из коры черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветви для плетения мебели. А еще черемуха - прекрасный медонос.
Ведущий: Лес всегда являлся кормильцем. Лес - это не только деревья. А что и кто еще есть в лесу? Назовите других лесных жителей.
( Звучат голоса птиц- музыка леса.
Студенты отвечают -это птицы- жаворонки, воробьи, сойка, снегири, дятлы, , звери- медведи, лисы, лоси, зайцы,…
А хотите узнать еще больше о лесе и его обитателях тогда вам дорога на занятия по дисциплинам- дендрология, охрана и защита леса, лесовосстановление, ботаника, а вот и познакомимся с ведущим специалистом в нашем техникуме , которая о лесе, о растениях, о животных знает очень много и готова поделиться своими знаниями это Ирина Валерьевна Новак, пожалуйста встречайте. Слово И.В.Новак. ( поздравление с праздником, напутственное слово, о задачах в обучении..)
Ведущий: Мы с вами живем в лесном крае, очень часто "ходим на природу" -за грибами, за ягодами, на прогулку, на пикник. Проверим как вы знаете родную природу. А теперь викторина о деревьях, цветах, грибах, да просто о лесе... За правильные ответы раздаем жетоны в форме листочков, результат по набранным листочкам!
(презентация через компьютер красивые картинки- отгадки о лесе, животных, грибах, растениях.)
Ведущий : Лес - наш верный друг.
Я думаю, нам удалось убедить вас, как важен для нашей планеты ее зеленый наряд. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше зеленое богатство, а не уничтожать его. В нашем техникуме традиционное мероприятие -акция "Посади дерево"в котором наша группа тоже принимает участие, как будущие технологи лезсозаготовок, лесники, лесоводы.
Ведущий : Не скудеет Россия лесами,
В юных рощах гуляют дожди.
Свят закон, что придуман отцами –
Срубишь дерево - три посади.
Итак , наше мероприятие подходит к концу , а заниматься науками о лесе , практиками в лесу вам только предстоит.
Подведение итогов: плакат «Правила поведения в лесу»
Рефлексия:
(Для корректировки и систематизации знаний можно использовать прием «Синквейн».
Правила написания синквейна
Первая строка – существительное (тема)
Вторая строка – два прилагательных (описание темы)
Третья строка – три глагола (описание действий в рамках темы)
Четвертая строка – отношение к теме (словосочетание)
Пятая – вывод, выражение эмоций) Обязательно записать получившийся синквейн .
Примеры синквейна:
Лес.
Русский, добрый.
Поет, питает, радует.
Люблю отдыхать в лесу.
Это наше богатство!
Поляна.
Цветочная, пахучая!
Люблю гулять, лежать на ней.
Все это мой любимый край- Парма!
заключительный слайд:
Берегите леса России!
Литература:
1. География Пермской области / Н. Н. Назаров, М. Д. Шарыгин. Пермь, 1999. 248 с.
2.Растительный мир Прикамья/ В.А. Верещагина, А.А. Акулов, Л.А. Антонова и др.-Пермь: Кн. изд-во, 1988.- 165 с.
3.Детская энциклопедия .Я познаю мир.
4.Энциклопедия "Пермский край"
5.Ресурсы интернета :gnilomedova.59313s016.edusite.ru
6. Моя Парма.кудымкар, 2014.-192с.
15