СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Основные химические понятия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина проводится как минимум между двумя командами в кабинете химии или актовом зале. В каждую команду входит 7-9 человек. Приветствуется присутствие болельщиков, которые не только могут помочь своей команде выиграть, но и помогут сделать репортаж о викторине в сводной стенгазете о неделе естественных наук.

Помощь в проведении викторины оказывают учащиеся 9-11 классов. Они готовят материал, проводят конкурсы и наблюдают за правильностью их проведения, являются членами жюри, подводят итоги и проводят награждение победителей. Из учащихся этих же классов выбирают корреспондента и фотокорреспондента, которые собирают отклики болельщиков и оформляют страничку стенгазеты.

В викторине предусмотрено 10-11 командных конкурсов, конкурс капитанов и конкурс болельщиков. Все конкурсы рассчитаны на определенное время и оцениваются определенным количеством баллов

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Основные химические понятия"»

Викторина "Основные химические понятия" для учащихся 8-х классов

Викторина проводится как минимум между двумя командами в кабинете химии или актовом зале. В каждую команду входит 7-9 человек. Приветствуется присутствие болельщиков, которые не только могут помочь своей команде выиграть, но и помогут сделать репортаж о викторине в сводной стенгазете о неделе естественных наук.

Помощь в проведении викторины оказывают учащиеся 9-11 классов. Они готовят материал, проводят конкурсы и наблюдают за правильностью их проведения, являются членами жюри, подводят итоги и проводят награждение победителей. Из учащихся этих же классов выбирают корреспондента и фотокорреспондента, которые собирают отклики болельщиков и оформляют страничку стенгазеты.

В викторине предусмотрено 10-11 командных конкурсов, конкурс капитанов и конкурс болельщиков. Все конкурсы рассчитаны на определенное время и оцениваются определенным количеством баллов (см. таблицу).

Номер или название конкурса

Время (мин)

Максимальное число баллов

1.

2

5

2.

3

5

3.

2

5

4.

2

5

5.

2

5

6.

2

5

7.

5

8.

3

5

9.

3

5

10.

1

5

11.

3

5

Конкурс капитанов

2

5

Конкурс болельщиков

Неограниченно

 

Задание 1

5

Задание 2

5

Задание 3

5

Задание 4

5

Примечание:

  1. За досрочный ответ команде начисляется дополнительно 2 балла.

  2. Если ни одна из команд не дала ответа на задание, добавляется еще одна минута, а если и после этого нет ответов, задание снимается с конкурса.

  3. Конкурс болельщиков проводится параллельно с конкурсами команд, время его проведения неограниченно, но следующее задание дается только после выполнения предыдущего.

  4. Конкурс капитанов проводится в середине викторины, во время 6 и 7 конкурсов (они проводятся одновременно).

Конкурсы КОНКУРС 1.

Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Запишите его под таблицейКаждая клетка может быть использована только один раз.

  Х  

  И  

  Р  

  Е  

  А  

  К  

  П  

  Р  

  О  

  Б  

  О  

  У  

  С  

И

М

Е

И

И

Т

Я

З

Ь

А

В

К

В

Ч

Е

С

К

В

Ы

Н

Е

Л

Т

Ь

Н

А

КОНКУРС 2.

Составьте пары:

А) из знаков химических элементов и их русских названий, приведенных справа, так, чтобы каждому знаку соответствовало название;

Б) из русских и латинских названий элементов, приведенных справа, так, чтобы русскому названию элемента соответствовало его латинское название.

Запишите пары внизу в виде, например: 1д, 1б, 2ж и т.д.

A

 

 

          

Б

 

 

1) Ca

 

а) Олово

 

1) Серебро

 

а) Cuprum

2) Cu

 

б) Свинец

 

2) Олово

 

б) Plumbum

3) Ag

 

в) Медь

 

3) Золото

 

в) Argentum

4) Sn

 

г) Натроий

 

4) Марганец

 

г) Ferrum

5) Pb

 

д) Кальций

 

5) Железо

 

д) Manganum

6) Na

 

е) Цинк

 

6) Медь

 

е) Stannum

7) Zn

 

ж) Серебро

 

7) Свинец

 

ж) Aurum

КОНКУРС 3.

Разгадайте кроссоворд, заполняя его русскими названиями элементов. Ключевым словом (отмечено символом ♦) является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения. Запишите его фамилию внизу под сеткой кроссворда.

  1. C

  2. O

  3. Al

  4. N

  5. Zn

  6. I

  7. P

  8. H

  9. Pb

КОНКУРС 4.

Если вы определите правильно химическую природу химических элементов, знаки которых приведены в таблице, то сумма ответов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия (Mr (NaOH)). Запишите эту сумму под таблицей.

Знак химического элемента

Металл

Неметалл

C

1

2

Ca

3

4

O

5

6

Al

7

8

N

9

10

H

11

12

КОНКУРС 5.

Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в Периодической системе элементов, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре. Запишите название этого элементы под таблицей.

Строение атома

Положение химического элемента в ПС

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

Заряд ядра

Г

Д

Ж

Число электронов в атоме

Е

З

К

Число протонов в ядре атома

Л

М

Н

Число нейтронов в ядре атома

Ю

У

С

Число электронов на внешнем уровне

О

П

И

Число электронных уровней

Ч

Й

Я

КОНКУРС 6.

Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите и выделите те элементы, которые находятся в главной подгруппе II группы.

А) +2 2) 
Б) +4 2)2) 
В) +10 2)8) 
Г) +20 2)8)8)2) 
Д) +36 2)8)18)8)

КОНКУРС 7.

Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите и выделите те элементы, которые находятся в III периоде.

А) +5 2)3) 
Б) +13 2)8)3) 
В) +17 2)8)7) 
Г) +20 2)8)8)2) 
Д) +31 2)8)18)3)

КОНКУРС 8.

Вы, конечно, умеете играть в «Крестики и нолики». В этой игре в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведенных в этих клетках.

Исходя из вида химической связи, определите для каждого случая выигрышный путь, если его составляют вещества: 
А) с ковалентной неполярной связью; 
Б) с ковалентной полярной связью; 
В) с ионной связью.

А)

NH3

  NaI  

I2

           

   N2   

I2

HF

  CH4  

F2

  NaF  

 

S

  HCl  

   F2   

Cl2

N2

NaCl

 

H2

Cl2

HI

Б)

  CH4  

  H2S  

  HCl  

           

Cl2

CH4

HF

NH3

N2

H2O

 

N2

  HCl  

NH3

Br2

HF

CaCl2

 

  H2O  

I2

  NaF  

В)

H2S

CH4

KBr

           

H2O

CaF2

NaF

  HCl  

  NaCl  

  H2O  

 

  CsCl  

  HCl  

  RbBr  

CaCl2

N2O

MgF2

 

Cl2

NH3

LiI

КОНКУРС 9.

Игра «Крестики и нолики». Укажите выигрышный путь, который составляют в: А) одинаковое значение степени окисления азота; Б) одинаковое значение степени окисления серы.

А)

 

 

 

Б)

 

 

  KNO3  

  Mg3N2  

NH3

           

SO3

H2SO3

Na2SO4

KNO2

N2O3

 NaNO2  

 

  SrSO4  

  H2SO4  

S

N2

HNO3

NaNO3

 

H2S

SO2

  MgSO4  

КОНКУРС 10.

Игра «Крестики и нолики». Укажите выигрышный путь, который в обоих случаях составляют формулы оксидов.

А)

 

 

 

Б)

 

 

  HNO3  

SO2

SO3

           

KClO3

ZnO

Na2O

CO2

CuO

MgO

 

  NaOH  

SO2

  H2SO4  

O2

  NaOH  

  ZnSO4  

 

Cu(OH)2

  N2O3  

CO2

КОНКУРС 11.

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карточек равно числу оксидов. Запишите формулы этих оксидов.

Ca

 

S

 

O

 

O2

 

C

 

Al2

 

Mg

 

O3

 

N

 

Fe2

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика и запишите ее под таблицей.

Формулы

Классы неорганических соединений

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

K2O

М

А

Ш

А

H2CO3

П

Е

Т

Р

P2O5

Н

И

М

А

CuSO4

П

О

С

Д

Ca(OH)2

Л

И

Е

С

Fe(NO3)3

А

Н

У

Л

SO2

Е

Л

З

А

H3PO4

Н

Е

Л

С

Na3PO4

Ч

У

М

В

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Задание 1.

Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно из правил техники безопасности, говорящее об осторожности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде.Запишите его под таблицейКаждая клетка может быть использована только один раз.

  Р  

  Б  

  А  

  В  

  К  

  О  

  Й  

А

З

Я

Л

Н

Щ

С

И

К

Я

Е

Е

Т

Т

С

Л

Т

Ь

Е

У

Р

Т

О

А

В

Й

У

Д

У

В

Л

И

В

В

О

Задание 2.

Ниже представлена четырехэтажная пирамида, «строительными камнями» которой являются химические соединения. Найдите такой путь с вершины пирамиды к ее основанию, чтобы сумма относительных молекулярных масс соединений, находящихся на этом пути была максимальной. При определении каждого следующего шага следует иметь ввиду, что можно выбрать только один из камней, непосредственно прилегающих к предыдущему.

Запишите этот путь под пирамидой в виде, например: SO3  H2SO4 → и т.д.

 

SO3

 

 

  CaSO4  

  H2SO4  

 

 

CuSO4

H2CO3

Fe2O3

 

CH4

NO

H2O

C2H6

Задание 3.

Вы, конечно, умеете играть в «Крестики и нолики». В этой игре в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведенных в этих клетках.

Укажите выигрышный путь, который составляют в: 
А) химические знаки элементов одного и того же периода; 
Б) химические знаки элементов одной и той же главной подгруппы; 
В) химические знаки элементов, находящихся рядом в периодической системе.

А)

 

 

          

Б)

 

 

  Be  

N

Si

 

Zn

Cl

Al

Al

Na

C

 

Be

  Mg  

  Ca  

Cl

  Mg  

  Ge  

 

  Si  

S

Na



В)

 

 

  Mg  

  Ar  

  Fe  

Na

K

N

Cl

Ca

O

Задание 4.

Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце.

Запишите пары внизу в виде, например: 1д, 1б, 2е и т.д.

1) P2O5

          

а) Оксид серы (IV)

2) CO2

 

б) Оксид фосфора (V)

3) SO2

 

в) Оксид железа (II)

4) FeO

 

г) оксид меди (II)

5) K2O

 

д) Оксид углерода (IV)

6) CuO

 

е) Оксид калия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!